Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные (закрепление)» Класс: 5 Цель: закрепить навыки распознавания мягких и твёрдых согласных в словах; развивать умение составлять связный текст по аналогии; воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство взаимовыручки и поддержки при работе в группе. Оборудование:проектор, интерактивная доска, карточки. Тип урока: интерактивный урок (работа в группах). Ход урока 1. Объявление темы и цели урока. 2. Проверка домашнего задания. 3. Разминка – игра «Фонема, марш!» - Я буду показывать слово, а вам нужно будет менять в нём один звук так, чтобы получилось новое слово. 4. Закрепление изученного материала. Работа в группах (3 группы). 1) Фонетическое упражнение - Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает. Задание для 1 группы: Голубь, пекарь, пальчик, польза. Задание для 2 группы: Яма, ёлка, юрта, ежиха. Задание для 3 группы: Приём, поезд, маяк, приют. (За правильный ответ – 2 балла) 2) Выборочный диктант (задание для всех групп одинаковое) - Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные. Подчеркните мягкие согласные двумя чертами. 1) Меньше говори, а больше делай.2) Труд кормит, а лень портит.3) Весна красна цветами, а осень – плодами.4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки. - Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему?(За правильный ответ – 2 балла.) 3) Лингвистическая задача - Укажите группу слов, в которой все согласные звуки 1) только мягкие; 2) только твёрдые. Задание для 1 группы: А) нефть, семья, люди; Б) цирк, жито, шина; В) жираф, мясо, крик. Задание для 2 группы: А) цепь, живот, лиса; Б) чаща, ель, степь; В) лыжи, цифра, шифр. Задание для 3 группы: А) малыши, рыжик, мыши; Б) жизнь, щука, циркач; В) щавель, здесь, пень. - Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость? (За правильный ответ – 2 балла.) 4) Физкультминутка – дидактическая игра «Протестую!» (на повторение) - Я буду показывать карточки со словами с безударными гласными в корне слова, а вы, если увидите на карточке ошибку, будете вставать и поднимать руки вверх. Если на карточке ошибок не будет, вы будете делать вращательные движения головой сначала влево, а затем вправо. 5) Игра «Третий лишний» - Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных: Задание для 1 группы: А) сок, манго, киви; Б) сон, гиря, спорт; В) рога, липа, репа. Задание для 2 группы: А) темя, нога, рука; Б) рот, веки, уши; В) нос, зуб, печень. Задание для 3 группы: А) семь, лень, сон; Б) порт, тень, торт; В) ель, шипы, цинк. (За правильный ответ – 3 балла.) 6) Творческая работа. Сочинение по аналогии. - Опишите осенний лес, используя данный текст: Зимний лес Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.) (Оценивание работы – 3 балла.) 5. Подведение итогов. Игра «Микрофон» - Какие навыки закрепили на уроке? - Что понравилось? Что не понравилось? - Над чем ещё нужно поработать? 6. Домашнее задание: 1) Выучить теорию занятия , выполнить упражнение № 94 стр.115, придумать сказку о твёрдых и мягких согласных (по желанию). ИГРА «Фонема,марш!» КОРЖ –МОРЖ НОГТИ, ЗУБЫ, БУЛКА, КЛИН, ПЕСОК,ГАЛКА, ЛАПКА,КИСКА,НОРКА,ТОСКА, ПОЛЕНО,СВЕТ. Твёрдые и мягкие согласные (закрепление) Работа по группам Задания для 1 группы 1. Фонетическое упражнение /2 балла/ - Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает. Образец: пень [п`эн`] 4 буквы, 3 звука. Голубь, пекарь, пальчик, польза. 2. Выборочный диктант /2 балла/ - Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные. 1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки. - Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему? 3. Лингвистическая задача /2 балла/ - Укажите группу слов, в которой все согласные звуки 1) только мягкие; 2) только твёрдые. А) нефть, семья, люди; Б) цирк, жито, шина; В) жираф, мясо, крик. - Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость? 4. Игра «Третий лишний» /3 балла/ - Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных: А) сок, манго, киви; Б) сон, гиря, спорт; В) рога, липа, репа. 5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/ - Опишите осенний лес, используя данный текст: Зимний лес Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.) Игра «Микрофон» Твёрдые и мягкие согласные (закрепление) Работа по группам Задания для 2 группы 1. Фонетическое упражнение /2 балла/ - Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает. Образец: яр [й`ар] - 2 буквы, 3 звука. Яма, ёлка, юрта, ежиха. 2. Выборочный диктант /2 балла/ - Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные. 1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки. - Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему? 3. Лингвистическая задача /2 балла/ - Укажите группу слов, в которой все согласные звуки 1) только мягкие; 2) только твёрдые. А) цепь, живот, лиса; Б) чаща, ель, степь; В) лыжи, цифра, шифр. - Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость? 4. Игра «Третий лишний» /3 балла/ - Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных: А) темя, нога, рука; Б) рот, веки, уши; В) нос, зуб, печень. 5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/ - Опишите осенний лес, используя данный текст: Зимний лес Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.) Игра «Микрофон» Твёрдые и мягкие согласные (продолжение) Работа по группам Задания для 3 группы 1. Фонетическое упражнение /2 балла/ - Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает. Приём, поезд, маяк, приют. 2. Выборочный диктант /2 балла/ - Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные. 1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки. - Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему? 4. Лингвистическая задача /2 балла/ - Укажите группу слов, в которой все согласные звуки 1) только мягкие; 2) только твёрдые. А) малыши, рыжик, мыши; Б) жизнь, щука, циркач; В) щавель, здесь, пень. - Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость? 4. Игра «Третий лишний» /3 балла/ - Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных: А) семь, лень, сон; Б) порт, тень, торт; В) ель, шипы, цинк. 5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/ - Опишите осенний лес, используя данный текст: Зимний лес Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.) Игра «Микрофон» | |
Просмотров: 1457 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|