Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по теме «Союз как часть речи»
Актюбинская область Мугалжарский район г.Кандыагаш школа-гимназия №3
учитель русского языка и литературы Утекешева Карылгаш Анатольевна

Урок по теме «Союз как часть речи»
7 класс.
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении, дать представление об омонимии союзов и частиц;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- формировать духовно-нравственные качества личности ;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: блок-схемы, карточки для парной работы, мультимедийное оборудование.

Содержание урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно сегодня видеть вас, надеюсь, вы пришли с замечательным настроением и с готовность работать вместе.
Записываем число, классная работа. Третью строчку оставьте пустой.
2. Мотивационно- мобилизующий этап.
Прочитайте выразительно высказывание, записанное на доске. Каков его смысл?
От и за к, чтобы с или через у.
Дети: это не предложение, в нем нет смысла.
Ученики: что позволило вам сделать такой вывод?
Дети: здесь нет ни одной самостоятельной части речи, оно состоит из служебных частей речи.
Учитель: запишите эту конструкцию в тетрадь, над каждым словом укажите часть речи.
От(предлог) и (союз) за(предлог) к(предлог), чтобы(союз) с(предлог) или(союз) через(предлог) у(предлог) .
Учитель: поднимите руки те, у кого не возникло трудностей при определении частей речи. Слова каких частей речи здесь встретились?
Дети: предлоги и союзы.
Учитель: С какой частью речи вы уже знакомы? Предположите, о чем пойдет речь сегодня? Запишите тему урока: «Союз как часть речи». Знакома вам эта тема? Почему же мы обращаемся к ней еще раз?
Дети: закрепить тему «Союз как часть речи», узнать новые союзы, вспомнить о знаках препинания при различных союзах., научить находить союзы.
Учитель: начнем урок со словарно-орфографической работы.
Учитель: найдите в словарях слово ПАЛИТРА, произнесем его. Выделим ударение и подчеркнем орфограммы. Это слово пришло из французского языка. Каково его лексическое значение?
В это время некоторые ученики ищут значение слова в толковом словаре. Где вам встречалось слово «палитра»?
Учащиеся: палитра картины, палитра цветов.
Палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины, для произведений определенного художника или художественной школы.

Учитель: закройте глаза и нарисуйте с помощью воображения картину. Что на ней изображено? Какая палитра преобладает?
Дети: повторили схемы, вспомнили о союзах.
3. Систематизация знаний.
Вспомним, какие части речи выделяют в русском языке. Работа с таблицей. (На экране представлена таблица, в которой допущены ошибки в распределении частей речи. Учащиеся должны заметить ошибки и исправить их на мультимедийном экране. Союз не представлен).
Части речи.

Самостоятельные
Имя существительное
имя прилагательное
имя числительное Служебные
местоимение предлог
глагол( причастие и деепричастие) частица
наречие союз
_________________________
междометие
звукоподражательные слова





Учитель: теперь таблица верна и мы можем продолжить работу.
Дети: нет, в таблице нет такой части речи как союз .
Учитель: к какой группе мы отнесем союзы? Аргументируйте свой ответ.
Дети: союзы нужно отнести к служебным частям речи, так как они не имеют лексического значения, не изменяются, не выполняют самостоятельной синтаксической роли в предложении.
Учитель: правильно ли я вас поняла, союз – это служебная часть речи? Но для чего она служит? Что же связывают союзы? Как можно получить ответ на вопрос?
Дети: посмотреть в учебнике, подумать самим, спросить у учителя или у отличника.

.
Учитель: где союзы могут выполнять свои функции? Я предлагаю вам выполнить синтаксическую разминку.
Синтаксическая разминка.
Задание: запишите предложения, графически укажите функцию союзов. Как то возможно сделать?
Дети: начертить схемы предложений.
1. Добрым людям следует доверять словом и разумом, а не клятвой.
(Сократ)
{ = --- и ---, а ---}.
2. Зло мгновенно в этом мире, а доброта неизбывна.
(Ш.Руставели)
{ - =}, а {- = }.
3. Характер не родится с человеком, а приобретается во время воспитания. ( Н.А.Добролюбов)
{- =, а = }.
4. Великие люди способны и на великую доброту.
(Сервантес)
{- = }.

Учитель: у кого-нибудь это задание вызвало трудности?
Дети: в последнем предложении И ничего не связывает. Может, это не союз вовсе?
Учитель: ребята, какие есть версии?
Дети: союз связывает, а в данном предложении слово И ничего не связывает, следовательно, это не союз.

Итоги: что, на ваш взгляд, было на уроке самым важным? Что нового для себя открыл каждый из вас?
Домашнее задание:
1. упражнение в учебнике.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гуми9659 (2015-04-13) | Автор: Утекешева Карылгаш Анатольевна E
Просмотров: 1012 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 8:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru