Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Гузева Наталья Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры общего образования и воспитания ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» Еврейская автономная область город Биробиджан Учебно-методическое сопровождение филологического образования в условиях введения ФГОС ООО Введение ФГОС ООО требует совершенствования методического сопровождения педагогической деятельности учителей-практиков по всем образовательным областям, в том числе и школьного филологического образования, когда аксиологические основания русского языка как государственного, как родного или как неродного в полиэтничной Российской Федерации выступают как условие совершенствования качества образования в целом. Нововведения ФГОС ООО - это и требования к результатам освоения ООП ООО (предметные, личностные, метапредметные), и расширение содержания ООП ООО через введение в педагогическую практику основной ступени общего образования учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Для качественной организации и реализации целей и задач ФГОС ООО по учебно-исследовательской и проектной деятельности необходимо обеспечить активное методическое, то есть тьюторское сопровождение педагогов-филологов. Важно, чтобы учителя-практики понимали сущность учебного проектирования и специфику его организации и реализации в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, проблемных курсов и семинаров для учителей-филологов должно обеспечить совершенствование методологической культуры, профессионально-педагогической компетентности с учётом положения профессионального стандарта педагога, в части: учитель русского языка и литературы. Для того чтобы сделать процесс усвоения знаний доступным, прежде всего необходимо привлечь внимание и оживить саму речевую подачу материала – диалогизировать речь. Этой цели служат такие приемы популяризации, как риторический вопрос, риторическое восклицание, введение вымышленной речи, цитирование, некоторые разновидности повтора. Эти средства способны придать даже монологической речи черты непосредственного диалога, они оживляют речь с точки зрения структуры. Знакомство студентов и учителей-практиков с современными образовательными технологиями на уроках русского языка предполагает работу по следующему кругу вопросов: традиции и инновации в организации учителем учебно-воспитательного процесса на уроках русского языка, научно-методическое обеспечение инновационного обучения русскому языку, комплексная оценка педагогических технологий, используемых в ходе обучения русскому языку, особенности моделирования уроков русского языка с использованием педтехнологий, введение педагогических технологий во внеучебную работу по русскому языку. Ценность межсубъектных технологий (диалоговых технологий) заключается в том, что они требуют изменения взгляда, отношения к ученику, следствием чего являются: обращение к ученику как к человеку, создание условий для развития естественных диалоговых и человеческих отношений, формирование коммуникативной компетенции учащихся, «очеловечивание содержания обучения и воспитания» (В.В. Горшкова). Основу данных технологий составляет общение как ценность. Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на первый план внутренний мир ребенка и требует другой структуры ролевого поведения. Эта структура может быть соотнесена со структурой языковой личности как личности, реализующейся на трех уровнях: 1-й уровень – вербально-семантический, уровень простого человеческого языка общения. В психологическом плане здесь учитель должен проявляться как личность, а потом уже как предметник. При этом педагог должен устанавливать с классом отношения эмпатии (сопереживания), позволяющие открывать канал для рефлексивной деятельности с двух сторон: со стороны учителя и со стороны ученика; 2-й уровень – когнитивный, через слово (язык общения) он связан с наложением структуры ценностных установок личности учителя на структуру установок, сформированных в сознании ученика. Эти структуры существенно различаются. Традиционная (назидательная) педагогика здесь результатов не дает. Рефлексивная деятельность может быть организована на основе моделирования и профессиональной реализации "ситуации ожидания эффекта неожиданного". Неожиданный поворот урока, неожиданное открытие, неожиданный познавательный эффект и т.д. позволяют формировать свои собственные ценности, а не прицениваться к ценностям другого (каким бы авторитетом он не пользовался); 3-й уровень – мотивационно-прагматический, он связан с установлением в классе условий реального общения (в отличие от преобладающего на многих уроках псевдообщения). На первый план здесь выходят учет реальных коммуникативных потребностей обучаемых и моделирование в рамках выявленных речевых потребностей "ситуации коммуникативного ядра", т.е. создание такой ситуации, в которой каждый участник совместной познавательной деятельности попадает в условия необходимости говорить своими собственными словами, а не словами чужими. Очередной результат учебной деятельности попадает в этих условиях в "ловушку памяти" ученика, становится его собственным достоянием. В связи с этим технологию развития связной речи (диалоговую) определяем как алгоритм рефлексивной деятельности двух субъектов учебно-познавательного процесса (учителя и ученика). Этот алгоритм направлен на повышение качества знаний учащихся, на развитие их процессуальных качеств и активизацию творческой самостоятельности. Эта технология известна еще и как технология самореализации языковой личности ученика или технология формирования индивидуального образа речевого поведения. Используемая в технология строится на нескольких психолого-методических принципах: 1) единство сознаваемого и несознаваемого в освоении учебно-воспитательного пространства и процедур его реализации в повседневной деятельности ("это интересно!"); 2) последовательное формирование коммуникативного ядра через систему стимулов, побуждающих к речевой реализации индивидуально-личностного представления о том, что обсуждается на уроке («мое мнение!»); 3) поддержание высокого уровня трудности в операциях алгоритмического синтезирования учебного материала («это понятно!»); 4) создание педагогической коммуникации равенства, при которой учитель и учащиеся имеют равные функции диалогового взаимодействия, позволяющие переводить учащихся с позиции объекта обучения на позицию субъекта самообучения («я сделал сам!»); 5) формирование природосообразной системы самообучения, при которой каждый движется к своему (часто вымышленному) образу (идеалу) ученика («я тоже могу, я тоже способный!»). В школьной практике реализуются разнообразные уроки с опорой на технологии межсубъектного общения. Диалоговые технологии могут быть как целостно, так и фрагментарно использованы на уроках русского языка. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Очевидно, что внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – это всегда присвоенный опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося через интеграцию знаний и умений, компетенций и представлений о ценностях. Необходимо подчеркнуть, что проект – это всегда ограниченная во времени инициатива, предпринимаемая для достижения практической цели. Важнейшей составляющей ученического проекта является его новизна для исполнителя, инновационность для школьной практики. Проектная технология позволяет создавать условия для самореализации каждого ученика в рамках конкретного урока. В ходе проектирования используются различные формы общения, способствующие сотрудничеству учителя и учащихся. Наиболее значимыми достоинствами технологии являются: осязаемый результат творческой деятельности учащихся (проект), создание «нового знания» (проекта) идет на основе базовых знаний школьного курса, тематика проектов соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям учащихся, посильное участие каждого ученика в проектной деятельности. В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, можно развить следующие умения школьников: аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов явлений; ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными знакомыми фактами, явлениями и др.; логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы. Современная педагогическая практика позволяет выделить разнообразные виды проектов. В зависимости от содержания учебные проекты делятся на лингвистические, направленные на изучение языковых реалий (в том числе, на материале конкретных произведений и фактологических данных); филологические, направленные на изучение этимологии слов, литературные исследования, знакомство с художественной манерой автора; интегративные, объектом которых служит взаимодействие русского языка, литературы с различными видами искусства (музыкой, изобразительным искусством), историей, географией; игровые проекты, позволяющие моделировать, коммуникативные, творческие ситуации, способствующие формированию общеучебных умений и навыков по предмету (по Соловьевой Н.Н.); имитационные проекты (ролевые проекты), реализуемые в деловых играх по различным разделам языка. Но более применимы такие проекты к разделам «Культура речи», «Стилистика», позволяющим создать учебную проблемную ситуацию. Реализация проектной деятельности независимо от вида проекта должна проходить по определенной схеме, в соответствии с этапами «проживания» проекта. По доминирующей деятельности учащихся выделяются следующие виды школьных проектов: - практико-ориентированный проект, который нацелен на удовлетворение социальных интересов самих участников проекта или внешнего заказчика; - исследовательский проект, который напоминает подлинно научное исследование. Обычно он включает в себя обоснование актуальности избранной темы, задачи исследования, гипотезу исследования, результаты исследовательской работы. При этом используются лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос, интервьюирование и др.; - информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представление результатов работы широкой аудитории; - творческий проект предполагает максимально свободный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, видеофильмы, киноролики и др. Все перечисленные направления деятельности учащихся реализуются в каждом проекте, поэтому речь идет не об одном виде деятельности, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта. Модель проекта включает в себя: цель, содержание, методы деятельности, ресурсы, систему контроля и организации. В школьной практике используются наиболее эффективные этапы проектной деятельности. Этапы работы над проектом Этап обмена знаниями Высказывание пожеланий и поиск возможных путей разрешения спора, задачи. Обсуждение возможных идей, формулирование общей темы проекта Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и получения новых знаний) Уточнение намеченной цели и задачи, поиск информации с помощью специальной литературы, СМИ, сети Интернет, использования собственного опыта. Обмен информацией с участниками проекта, сравнение данных, отбор наиболее значимых Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных ЗУН) Систематизация полученных данных, построение общей логической схемы выводов в виде презентации, реферата и доклада Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников) Осмысление полученных данных, собственно презентация проекта (проигрывание) Этап подведения итогов Подведение итогов работы, оценивание деятельности учащихся, анализ презентаций и проектировочной деятельности Реализация технологии проекта на практике ведет к изменению позиции учителя на уроке. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников (см. схему 1). Цифрами на схеме обозначены этапы работы над проектом: 1. Постановка цели, формулировка задач. 2. Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, выбор способов решения. 3. Самообразование, актуализация знаний при консультативной помощи учителя. 4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей в группе. 5. Исследование проблемы. Схема 1 6. Обобщение результатов, выводы. 7. Анализ успехов и ошибок. Успешно, как показывает практика, в школе реализуются следующие проекты по русскому языку: «Языки, которые меня окружают», «Условия успешной коммуникации», «Фразеология и афористика в национально-культурном аспекте», «Деловое общение», «Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь…», «Топонимическая система русского языка (на примере лексикографического и топографического материала)», «Мифонимы в русском языке» и т.д. - деятельность учителя - деятельность учащихся Урок с использованием элементов игрового проекта можно провести по теме «Собственные имена существительные». Учащимся предлагаются материалы – карта города, микрорайона (см. рисунок). В ходе проектировочной деятельности школьники выполняют задания по теме урока и одновременно создают «свой город»: определяют название города, улиц, наполняют «город» внутригородскими объектами. Учитель обращает внимание на орфографический облик слов – имен собственных – названий магазинов, парков, административных учреждений и т.д. Продолжение данной творческой работы может идти и во время проведения сюжетно-ролевой игры «Это мой город». Заранее распределяются роли участников (для индивидуальной или групповой работы): СМИ; центр архитектурного проектирования (постройки, план города); научный центр (история создания, географическое положение, и т.д.); музейная группа (экскурсоводы, искусствоведы и т.д.); жители города; гости города. Для более эффективного проведения данной игры учащимся можно предложить познакомиться с дополнительной литературой: «Как это было?» (Д. Вайсерман), «Еврейская автономная область» (под ред. Ф.Н. Рянского), подготовить выставку творческих работ, раскрывающих особенности истории и культуры жителей нового города. Данная игра проводиться в режиме проектной деятельности, каждая из групп создает и защищает авторские проекты по одному из направлений работы. В ходе проектирования каждый из участников игры сможет себя проявить. Кроме перечисленных тем учащимся могут быть предложены следующие варианты учебных проектов: 5 класс. «Исследуем слово... (фонетический, лексический, этимологический образ слова)»; 6 класс. «Возникновение фразеологизмов», «Словарь тематической лексики «Времена года» и др.; 7 класс. «Визитная карточка части речи______________(формулируется учащимися либо учителем», «Отвлеченные существительные в нашей речи, или Поговорим о нравственности...»; 8 класс. «Трудно ли сдать ЕГЭ?» (задания для подготовки к экзамену, обобщения знаний по предмету. Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача. Приведем перечень возможных выходов учебной проектной деятельности: Web-сайт; вебквест в рамках предметного поля; Анализ экспериментальных данных; Лингвистический атлас (школьной лексики, неологизмов эпохи и т.д.); Выставка (книг, творческих работ, учебных пособий, тестов по предмету и др.); Предметный кейс; Предметно-ориентированная таблица; Ментальная карта; Денотатный граф, составленный на основе текстового материала; Газета; Карта (фитотопонимы Дальнего Востока, зоотопонимы ЕАО и др.); Журнал (тематический, рукописный и др.); Оформление кабинета; Публикация; Учебное пособие (задание); Экскурсии. Следует обратить внимание и на продолжительность школьных учебных проектов. Вид проекта Временные рамки Вид деятельности «Мини-проект» 20-45 мин. Аудиторная работа Краткосрочный проект 4-6 уроков Внеклассная работа Аудиторная работа Недельный проект 1 проектная неделя (30-40 часов) Внеклассная работа Аудиторная работа «Погружение» в проектную деятельность Годичный проект (с обязательным выходом на экзаменационную работу по предмету) Учебный год Индивидуальная работа учащихся Внеклассная работа Аудиторная работа Результат проектной работы (продукт проектной деятельности) может быть представлен в различных формах. От выбора формы защиты и представления результатов работы зависит результат, презентабельность, убедительность и практическая значимость проекта. Виды презентаций учебных проектов: пресс-конференция, деловая игра, демонстрация видеофильма (продукта творческой деятельности), научный доклад, спектакль, учебная экскурсия, ролевая игра, отчет исследовательской работы, инсценировка и др. В рамках внеучебной работы школьники могут разработать групповые проекты лингвистической газеты (журнала), проекты «Мультфильм своими руками», «Неологизмы в русском языке». Независимо от длительности работы над проектом и от его содержания учащиеся «решают проблему» и, следовательно, применяют знания и умения из различных областей жизни на практике. Данные технологии могут быть использованы в учебном процессе, так как в полной мере решают основные задачи школьного филологического образования-формирование УУД и метапредметных результатов. | |
Просмотров: 1420 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|