Уроки доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского» учитель русского языка и литературы школы-лицея №7 г.Актау Агаджанова Шолпан Сарсенгалиевна Описание методической разработки 1. Урок литературы в 7 классе на тему «Уроки доброты в рассказе В. Распутина «Уроки французского» 2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми. 3. Учебный предмет – литература. 4. Уровень образования школьников -7класс 5. Форма учебной работы - классно-урочная. 6. Полное описание разработки. Цели урока: 1. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характера остальных герое и их оценка. 2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, развитие логического и аналитического мышления. 3. Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г.Распутина. Ход урока. Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н.Толстой) Первый этап урока. 1. На доске запись «В.Г.Распутин», вопрос к учащимся: -Что вы знаете об этом писателе? Ответы вписываются во вторую колонку таблицы. Учитель предлагает информацию о писателе. Поработав в группах или парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим, что нового узнали, что показалось особенно интересным. Вариант полученной таблицы. Знаю -Автор рассказов «Глобус», «Мы с Димкой», «День рождения», «Уроки французского» -Прозаик. В его произведениях немало автобиографичного. -Писал о детях, о войне, о своей родине. Хочу знать - Подробнее автобиографию и творчество писателя Узнал -много писал очерков, статей, заметок о родном крае, делал репортажи; -огромная любовь к чтению с детства; -книга стала настоящим спутником жизни; -тема памяти – одна из главных в его творчестве и т.д. Второй этап урока. 1.Война вошла в мальчишество мое Сперва без дыма, крови и тревоги, А как находят путники жилье- Передохнуть, испить воды с дороги Г.Еремеев 2.Сознательное детство В.Распутина частично совпало с войной. Он рос на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих местах, в деревне с красивым названием Аталанка. Там в 1944г он пошел в первый класс начальной школы. И хотя там не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной. 3.Звучит текст. «…Голод в тот год еще не отступил…впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-там делали неверно» 4.Обратить внимание учащихся на мини-вступление автора и обязательно на посвящение. Анастасия Прокопьевна Копылова – это мать Александра Вампилова, прекрасного драматурга, сибиряка, друга В.Распутина. Действие происходит в 1948г. послевоенное время. 5. «Везде чувствуется только что завершившаяся война. Быт, люди не всегда милосердны. Примеры: дети плохо одеты, недоедают, многие обычные для нас продукты они не только не ели, но и никогда не видели. И особенно тяжело жить было в городе, так как в деревне голодное время переносится проще…» Итак, рассказ «Уроки французского»- в большей степени автобиография, нежели художественный вымысел. 6.Словарная работа. Автобиография – описание своей жизни. Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа. 7. Давайте проследим, каким перед нами предстает мальчик. Найдем в тексте черты его характера: «добросовестный, относится к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорный и настойчивый…» - Какие чувства переживает мальчик, оказавшись вдали от дома? -Есть ли у него друзья? Почему? -Легко ли ему живется? -Какой выход он находит? -Как даются ему выигрыши? -Птаха и Вадик. Как относится к ним герой? -Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги? Почему? -Почему Вадик и Птаха избили его? -Какие качества героя подчеркивает автор? 8.Заполнение слайда чертами характера героя: честность, упорство, смелость, стойкость, воля, самостоятельность. 9. Сообщение учащегося «ПРОТОТИП Лидии Михайловны». К этому времени я успела многое позабыть, что-то подпутать: мне скоро будет 76 лет. С Валентином Григорьевичем переписываемся, у него прекрасные письма по духу и по форме. Учительница французского языка Лидия Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Директор музея Николай Рупосов вспоминает: — Она приехала великолепная, красивая, настоящая француженка — ничего удивительного, что все девчонки и мальчишки были в нее влюблены. "Нас было две "француженки", — пишет в письме Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников... Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала... Вас очень интересует посылка с макаронами. Я ее не посылала, но Валентин Григорьевич в одном из писем просил: "От макарон не отказывайтесь". Я поняла, что если отказаться от всех его творческих находок, то образ может разрушиться. Он собирал свою учительницу со своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него такая человечная. Я ее приняла как укор своей легковесности — вот какой надо было быть!" Письмо Лидии Михайловны в экспозиции, посвященной школьному выпуску, в котором учился Валентин Распутин, занимает одно из почетных мест, рядом с дырявой холщовой сумкой — с такими в те годы дети ходили в школу. 10. Работа с текстом: найти определения, которыми пользуется автор, для характеристики учительницы. 11. Заполнение схемы на слайде «Черты характера учительницы»: смелость, чувство собственного достоинства, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость. 12. Анализ взаимоотношений мальчика и учительницы. -Нарисовать словесный портрет мальчика в восприятии учительницы. -Почему так складываются их взаимоотношения: это дружба или борьба? -как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки своего ученика? -Почему? -Как себя вела Лидия Михайловна? Почему? -Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки? -Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему? 13. Анализ эпизода игры в доме Лидии Михайловны (просмотр фрагмента фильма «Уроки французского») Итак, попробуйте дать ответ на вопрос: поведение Лидии Михайловны –это преступление? «Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность своему педагогу. ТРЕТИЙ ЭТАП. 1.Письменный ответ на один из вопросов: • Почему память автора сохранила эти воспоминания? (Прошлое и настоящее) • По какой причине учительница прислала вторую посылку? (учительница -ученик) • Как автор, как вы относитесь к герою? (Герой-автор-читатель) 2. Кульминация творческого процесса. После кропотливой работы с текстом каждому ученику открывается новое видение рассказа. Обратимся к вопросам, прозвучавшим в начале урока о значении слова «урок», просим ребят закончить предложение: «С моей точки зрения, урок – это…» Словарная работа. Урок - Работа, заданная для выполнения в заданный срок -Учебная работа, заданная ученику. -Учебный час, посвященный отдельному предмету. -Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. - Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? - А какие уроки получил главный герой рассказа из всех событий, которые с ним связаны? ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. 1.Создание синквейна. Учитель: -Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостояния. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна. Чистота Наивная, детская. Терпеть, верить, ждать Мир изменится к лучшему. Жизнь. Доброта. Искренняя, душевная. Учит, наставляет, направляет. Гуманных людей должно быть много. Доброта-смысл жизни. Закончить урок хочу небольшим стихотворением: Как хорошо, что доброта Живет на свете вместе с нами. Без доброты –ты сирота, Без доброты – ты серый камень. А теперь поблагодарим друг друга за общение!
|