Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема урока: «СПП с придаточными определительными и изъяснительными» Чуклина Е.Г. учитель русского языка первая категория г. Петропавловск Тип урока: закрепление Урок в 9 классе Технология дифференцированного обучения Цель: 1 Повторить знания по теме: «СПП с придаточными определительными и изъяснительными»; 2 Развить умение отличать СПП с придаточным определительным от СПП с придаточным изъяснительным; 3 Закрепить умение расставлять знаки препинания, составлять схемы предложения; 4 Развить стилистические навыки учащихся. 1 этап урока «Теоретический» Учитель работает с группой на «3». Проверяет «5» и у доски Учитель : Сегодня мы с вами повторим теоретические сведения по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными «. Задание №1 ( у доски) «4» Используя схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме вашего ответа и почему? / /, / /. / /, ( который…) / /, и / /. Трескался лёд, снег шуршал о каменную стену сторожки. Светило солнце ласково, и дышало утро раннее прохладой. Тихо пошёптывая, невзначай налетел ветер. Последним на карте был отмечен город, который расположен в тридцати километрах вверх по реке. Задание № 2 ( у доски) «3» Используя план ответа, составьте связный рассказ по теме: «Типы СПП» План ответа: 1 По характеру соотнесённости придаточного предложения с главным СПП делятся на 2 группы:------------------------------------------------------------- 2 В группу СПП, в которых придаточное предложение относится к одному слову( словосочетанию) главного предложения , входят:_______________ 3 Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются------------------------------------------------------ 4 В группу СПП, в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят----------------------------------------------------- Задание № 3 ( у доски) «5» Заменить простое предложение с причастным оборотом на СПП с придаточным определительным. Выполните синтаксический разбор СПП . Журналист, побывавший на целинных землях, написал интересный очерк. Класс: Задание № 4 (работа на месте, ряд) «5» Найти соответствия. Заполните таблицу при помощи цифр. 1 ПП_________ 1. Распустились почки на деревьях, прилетели птицы. 2ССП-------------- 2. Читатель, общаясь с Пушкиным, испытывает ощущение 3 СБП-------------- простой человечности своего собеседника. 4СПП-------------- 3. Я поднял книгу, которая упала со стола. 4. Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. 5. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. 6.Он знал, что со стуком к нему в кабинет входит только директор театра. Задание №5(работа на месте, ряд) «3» Учитель работает с данной группой Распределить признаки придаточного определительного и придаточного изъяснительного предложения в таблицу при помощи цифр. Придаточное определительное Придаточное изъяснительное 1.Отвечают на вопросы какой? какая? какое? 2. Придаточное относится к контактному слову , словосочетанию. 3.Придаточные присоединяются к главному предложению с помощью 3 средств: союзов, союзных слов, частицы ли , употреблённой в значении союза. 4.Относятся к именам существительным. 5.Придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов. 6.Контактные слова имеют значения речи, мысли, внутреннего состояния. 7.Придаточные всегда стоят после существительного, к которому относятся. 8.В роли контактных слов обычно выступают глаголы, реже другие части речи. 9.Придаточные могут занимать любую позицию по отношению к главному. 10. Придаточные занимают место после главного предложения или в его середине. Что общего у придаточного изъяснительного и придаточного определительного? правильный ответ: 1, 2, 4, 5, 7,10 2, 3, 6, 8, 9 Задание № 6 ( работа на месте, ряд) «4» Ответить на теоретические вопросы на месте пропусков. При затруднении используйте теоретический материал учебника. 1.Подчинительные союзы ------------------------------членами предложения. 2.СПП состоит из простых предложений, одно из которых------------------от другого. 3.Простое предложение, подчиняющее себе придаточное предложение, называется_______________________. 4. Придаточное определительное присоединяется к главному при помощи_---------------------------. 5.Назовите отличительный признак союзного слова______________. 6. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи _________________________________. 7.Может ли придаточное предложение употребляться без главного предложения_____________________. 8.Слова, к которым относятся придаточные определительные и изъяснительные, называются ________________________ 9.В группу СПП , в которых придаточное предложение относится ко всему главному предложению, входят СПП с придаточными____________________ 10.Придаточные изъяснительные отвечают на _____________ вопросы. 2 этап «Практический» Учитель работает с группой на «4», проверяет «3» Задание: «4» Распределите СПП с придаточным определительным и СПП с придаточным изъяснительным. Расставьте знаки препинания. Графически докажите правильность вашего ответа. .Определите роль союзного слова Все любовались новым домом который построили рабочие предприятия. Я боялся что из моей затеи ничего не получится. Ей казалось что одна рука у него красная. Никто не подозревал что я собрал хорошую коллекцию камней. Новая квартира в которую мы переехали была на втором этаже. Задание «5» Задание: Составьте предложения. Определите вид придаточного предложения. Графически обоснуйте ответ. Начертите схемы предложений. 1.Река, по которой….. 2. Озеро, возле которого….. 3. Отец полагает, что…. 4. Лётчик чувствовал, что…. 5. Профессор определил, что…. Задание :«3» Пользуясь алгоритмом рассуждения при определении вида придаточных предложений, определите вид придаточного предложения. 1.Дом, в котором я живу, находится возле реки. 2. Сердце предчувствовало, что случится что- то недоброе. 3. Софья казалась ей подростком, который торопится выдать себя за взрослого. 4. Брат писал, что вы будете жить у него. Алгоритм рассуждения: 1.Найдите грамматическую основу предложения. 2.Установите смысловые отношения между частями СП, определите главное и придаточное предложение. 3.Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению 4. Найдите союз, союзное слово в предложении. 5. По вопросу и союзу(союзному слову) определите вид придаточного предложения. 3 этап «Стилистический» Учитель работает с группой на «5», слушает выводы учащихся Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. Материал для справки: В учебниках, словарях, научных статьях, книгах используется научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи- точная передача научных знаний, информации. Справка Директор школы Л.И. Виноградова Материал для справки: В различных документах (справках, расписках, приказах ) используется официально- деловой стиль. Основная цель этого стиля речи – точная передача деловой информации. 4 этап «Уровневая дифференциация» | |
Просмотров: 12316 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|