Спиридонова Е. М. учитель русского языка и литературы средняя общеобразовательная школа - комплекс эстетического воспитания № 8 Северо – Казахстанская область г. Петропавловск Урок закрепления знаний «Правописание гласных а-о в корнях с чередованием -лаг-, -лож-,-раст-, -ращ- (-рос-) 5 класс. Цели: закрепить знания о правописании чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-; сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне слова; обучать сравнению, доказательству как приёмам мыслительной деятельности на примерах чередования гласных в корнях; развивать операции логического мышления: сопоставление, классификация, анализ; дифференцированно работать над устойчивостью внимания учащихся. Класс предварительно поделен на три группы. Занятие будет состоять из нескольких этапов: 1) Подготовительный этап. Работа с классом, постановка целей урока, создание проблемной ситуации. 2) Практический этап. Работа в группах. 3) Выступление от групп. 4) Работа в парах. 5) Индивидуальная работа. 6) Подведение итогов. Ход урока 1) Теоретический этап. Общеклассная работа, создание проблемной ситуации. Игра «Четвёртое лишнее». На доске записаны слова: Растущий, прорастающий, простейший, росточек. Роскошный, расти, возрастной, подрастать. Сложение, положение, полагается, сладкий. Определите в каждой группе слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор. Чем же будем заниматься сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. Записываем тему в тетради. Ученики формулируют правила выбора чередующихся а-о в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, ращ-, -рос-. 2) Практический этап. Работа по группам. Ребята, у вас на столах лежат листы заданий. Задания первой группы помечены зелёным цветом. Задания для второй группы – синим, для третьей – красным цветом. Я работаю с первой группой. Вторая и третья группы работают самостоятельно. Первая группа читает задание: распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выписывают слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о, в третий записывают слова с другими корнями. Орфограмму выделить, выбор объяснить. Предл…гать ничью, прил…жение к журналу, популярное изл…жение, густо р…сти, маленький р…сток, перспективная отр…сль, разл…жить р…стения, молодая пор…сль, дубы разр…слись, ул…житься в секунды, пол…гаться на коллектив, Петров Р…стислав, изл…гать программу, отл…жить визит, зар…сли тростника, распол…гать данными, наладить отношения, подсл…щённый чай, степные пр…сторы, сладостные минуты, распр…странять билеты. Вся группа работает вместе, выписывая слова с чередующимися гласными, один ученик работает самостоятельно, выписывая слова с другими корнями. После выполнения задания группа работает в парах, составляя простые предложения с однородными членами, соединёнными бессоюзной связью, соединёнными союзами и, а, но, включив в предложения слова с чередующимися гласными. Работа со второй группой. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните. 1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Ишим. 2. Осенью мы ___________ провести слёт туристов на берегу этой живописной речки. 3. Выбранное нами местечко______________ недалеко от деревни моей бабушки. 4. Эти места удивляют богатой _______________. 5. Мы аккуратно____________ рюкзаки и отправились по _______________ маршруту. 6. Быстро ___________ на берегу палатки. 7. Девочки ___________ в тени, а мальчики ____________ костёр. 8. Справа от нашей стоянки ___________ молодые берёзки, а слева ребята увидели________________ шиповник. 9. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария. 10. Свои мысли о слёте мы ___________ в сочинениях. Слова для справок: выр…сти, предл…жить, распол…гаться, р…стительность, ул…жить, предложенный, выр…сти, распол…житься, разл…жить, р…сти, разросшийся, зар…сли, р…стения, изл…жить. - Прочитайте получившуюся запись. Докажите, что данная запись является текстом. Озаглавьте, определите тип речи текста. Задание по вариантам: выполните синтаксический разбор предложений по вариантам: первый вариант предложение №8, второй вариант предложение №9. Все работают в тетрадях, два ученика выполняют задание на доске. Работа с третьей группой. Задание: продолжи рассказ, используя слова с чередующимися гласными в корне слова. Р…стислав Романович Р…стовцев решил р…стить репу. Работал раз Р…тислав Романович, р…ссаживал р…ссаду и р…ссуждал: «Р…сти, р…сти, репка. Р…спарю, ребятам раздам, р…справимся с радостью». Слова для справок: молодая пор…сль, р…сла быстро, маленькие р…стки, развитие р…стений, трудно р…сти, выр…сла р…скошная, густая р…стительность, препол…гали угостить, разл…жили на кучки, р…стительная пища. Совместная проверка выполнения заданий первой и второй группами. Общеклассная работа. К сочетаниям слов подобрать и записать синонимы. Добавление к чему-нибудь, например, к журналу (приложение). Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений (растениеводство). То, что предложено, предлагается (предложение). Частый кустарник, которым заросло какое-либо место (заросли). Догадка, предварительная мысль (предположение). Устроиться где-нибудь на отдых (расположиться). Несколько вырасти, стать старше (подрасти). Сообщать свои мысли (излагать). Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян (поросль). Становиться гуще, ветвистее, больше (разрастись). Отдельная область деятельности науки, производства (отрасль). Подведение итогов. Индивидуальная работа. Выполнение разноуровневой тестовой работы. Взаимопроверка работы. Домашнее задание: 1.Упр.387 2. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. 3. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.
|