Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Н.Рубцов. Поэзия, Музыка и Душа Поэта Задачи: Развивающие: развивать творческое начало и фантазию в учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения поэтического произведения, развитие читательского воображения, выработка внимательного отношения к литературному тексту, формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения Обучающие: обучать умению видеть «песенность» поэзии Н.Рубцова, внутреннюю связь его поэзии с музыкой, философию лирики Воспитывающие: воспитывать любовь к родной земле, природе, бережное отношение к чувствам окружающих, воспитывать эмоциональное восприятие музыки, стихов Форма урока: литературная беседа Оснащение урока: портрет Н. Рубцова, сборники стихов, раздаточный материал со стихами, музыка Ход урока 1. Мотивация . Метафора «Всё в твоих руках» 2. Выявление и активизация опыта первичного восприятия Николай Рубцов- тихий голос великого народа, потаённый, глубокий, скрытый. У Николая Рубцова только одно стихотворение названо «Заклинание» и является ничем иным, как молитвой- заклинанием Чтение учителем стихотворения Учитель: Эта музыка, интонация слов — выстрадана. Так писать мог только один человек, а именно — Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души. Вопросы и задания для беседы: -Что означает слово «молитва-заклинание»? ( Страстная мольба о чем-л.) -Ваши ассоциации со словом «мольба » -Подберите слова - эпитеты, начинающиеся буквами М –милосердная, ……… О- обожаемая, …… Л- любимая, …….. Ь Б- божественная, …….. А- артистичная, ……. -Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова. -Какова, на ваш взгляд, тема стихотворения? -Какие образы возникают перед вами ? -Какое воздействие оказывают на вас цветовая гамма слов? -Какую музыку вы слышите в стихах? -Что вы можете сказать о его лирическом герое? -«Поверьте мне, я чист душою» – и ему веришь- почему? Учитель:3адумывался ли великий русский поэт о том, как звучат его стихи? В душе –да! Ибо мелодия стиха в сердце настоящего поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям Ученики читают понравившиеся стихи Называют основные мотивы творчества поэта: Родина, природа, русская душа Любимые образы: свет, звезда, огонёк, дом Учитель: Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она становится музыкой. В своём творчестве Рубцов интуитивно чувствовал прикосновение волшебства, идущего из глубины души музыкального ритмического настроения. Именно это в сочетании с окружающей нас поэзией жизни вдохновляло на создание неповторимых поэтических образов. И поэтому многие композиторы обращались к его стихам. Звучит песня «Букет», музыка Барыкина в исполнении автора 3.Аналитическая беседа Задание 1.«Я композитор» Весна на море Вьюги в скалах отзвучали. Воздух светом затопив, Солнце брызнуло лучами На ликующий залив! День пройдет — устанут руки. Но, усталость заслонив, Из души живые звуки В стройный просятся мотив. Свет луны ночами тонок, Берег светел по ночам, Море тихо, как котенок, Все скребется о причал... Во время грозы Внезапно небо прорвалось С холодным пламенем и громом! И ветер начал вкривь и вкось Качать сады за нашим домом. Завеса мутная дождя Заволокла лесные дали. Кромсая мрак и бороздя, На землю молнии слетали! И туча шла, гора горой! Кричал пастух, металось стадо, И только церковь под грозой Молчала набожно и свято. -Какие явления природы описаны в стихотворениях? - Как поэт передаёт чувства, волнующие его душу? - А теперь попробуем написать музыку к стихотворениям. (взволнованная, быстрая, тревожная, громкая или тихая, умиротворённая, спокойная. медленная ) Задание 2. «Я аналитик» Я буду долго гнать велосипед. В глухих лугах его остановлю. Нарву цветов, и подарю букет Той девушке, которую люблю. В минуты музыки печальной Я представляю жёлтый плёс, И голос женщины прощальный, И шум порывистых берёз -Что придаёт музыкальность его стихам? -Как располагаются ударения в стихотворной речи? (в определённом порядке и в определённом сочетании) -Определите стихотворный размер (ямб 5-стопный, 4-стопный )? -Какова отличительная особенность стихотворного размера? (певучесть, задумчивость) -Назовите аллитерационные цепочки со звуками Задание 3. «Посоревнуемся с поэтом» Зимняя песня В этой деревне огни__________. Ты мне тоску не ___________! Светлыми звездами нежно __________ Тихая зимняя________. Светятся _____, ___чудные, Слышится _____полыньи... Были пути________, трудные. Где ж вы, ____мои? С_____ девушка мне улыбается, С___ __ улыбчив и рад! Т____, трудное - все забывается, С_____ звезды горят! Задание 4. «Строчки перепутаны» Первый снег Ах, кто не любит первый снег На отдаленном берегу В полях, в селеньях и в бору, Слегка гудящем на ветру! И весь в светящемся снегу, В замерзших руслах тихих рек, В деревне празднуют дожинки, И на гармонь летят снежинки. Лось замирает на бегу. 4.Рефлексия Поэтический дар Рубцова – редкостное призвание слышать живущие в глубинах бытия звучание: « Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто». А что слышите вы в стихотворениях поэта? Что вы представляли, когда слушали его стихи? О чём вы задумывались? 5. Итоги урока. Д.З: Письменная работа: написать мини – сочинение : «Когда я читаю Николая Рубцова…» | |
Просмотров: 738 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|