Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Н.Рубцов. Поэзия, Музыка и Душа Поэта
Н.Рубцов. Поэзия, Музыка и Душа Поэта
Задачи:
Развивающие: развивать творческое начало и фантазию в учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения поэтического произведения, развитие читательского воображения, выработка внимательного отношения к литературному тексту, формирование умений, связанных с анализом и интерпретацией художественного произведения
Обучающие: обучать умению видеть «песенность» поэзии Н.Рубцова, внутреннюю связь его поэзии с музыкой, философию лирики
Воспитывающие: воспитывать любовь к родной земле, природе, бережное отношение к чувствам окружающих, воспитывать эмоциональное восприятие музыки, стихов
Форма урока: литературная беседа
Оснащение урока: портрет Н. Рубцова, сборники стихов, раздаточный материал со стихами, музыка
Ход урока
1. Мотивация . Метафора «Всё в твоих руках»
2. Выявление и активизация опыта первичного восприятия
Николай Рубцов- тихий голос великого народа, потаённый, глубокий, скрытый. У Николая Рубцова только одно стихотворение названо «Заклинание» и является ничем иным, как молитвой- заклинанием
Чтение учителем стихотворения
Учитель: Эта музыка, интонация слов — выстрадана. Так писать мог только один человек, а именно — Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души.
Вопросы и задания для беседы:
-Что означает слово «молитва-заклинание»? ( Страстная мольба о чем-л.)
-Ваши ассоциации со словом «мольба »
-Подберите слова - эпитеты, начинающиеся буквами
М –милосердная, ………
О- обожаемая, ……
Л- любимая, ……..
Ь
Б- божественная, ……..
А- артистичная, …….
-Поделитесь впечатлениями от встречи со стихотворением Н. М. Рубцова.
-Какова, на ваш взгляд, тема стихотворения?
-Какие образы возникают перед вами ?
-Какое воздействие оказывают на вас цветовая гамма слов?
-Какую музыку вы слышите в стихах?
-Что вы можете сказать о его лирическом герое?
-«Поверьте мне, я чист душою» – и ему веришь- почему?

Учитель:3адумывался ли великий русский поэт о том, как звучат его стихи? В душе –да! Ибо мелодия стиха в сердце настоящего поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям
Ученики читают понравившиеся стихи
Называют основные мотивы творчества поэта: Родина, природа, русская душа

Любимые образы: свет, звезда, огонёк, дом
Учитель: Когда поэзия достигает наивысшей красоты, она становится музыкой. В своём творчестве Рубцов интуитивно чувствовал прикосновение волшебства, идущего из глубины души музыкального ритмического настроения. Именно это в сочетании с окружающей нас поэзией жизни вдохновляло на создание неповторимых поэтических образов. И поэтому многие композиторы обращались к его стихам.

Звучит песня «Букет», музыка Барыкина в исполнении автора

3.Аналитическая беседа
Задание 1.«Я композитор»
Весна на море
Вьюги в скалах отзвучали.
Воздух светом затопив,
Солнце брызнуло лучами
На ликующий залив!

День пройдет — устанут руки.
Но, усталость заслонив,
Из души живые звуки
В стройный просятся мотив.

Свет луны ночами тонок,
Берег светел по ночам,
Море тихо, как котенок,
Все скребется о причал...
Во время грозы
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.

-Какие явления природы описаны в стихотворениях?
- Как поэт передаёт чувства, волнующие его душу?
- А теперь попробуем написать музыку к стихотворениям. (взволнованная, быстрая, тревожная, громкая или тихая, умиротворённая, спокойная. медленная )
Задание 2. «Я аналитик»
Я буду долго гнать велосипед.
В глухих лугах его остановлю.
Нарву цветов, и подарю букет
Той девушке, которую люблю.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз

-Что придаёт музыкальность его стихам?
-Как располагаются ударения в стихотворной речи? (в определённом порядке и в определённом сочетании)
-Определите стихотворный размер (ямб 5-стопный, 4-стопный )?
-Какова отличительная особенность стихотворного размера? (певучесть, задумчивость)
-Назовите аллитерационные цепочки со звуками

Задание 3. «Посоревнуемся с поэтом»
Зимняя песня
В этой деревне огни__________.
Ты мне тоску не ___________!
Светлыми звездами нежно __________
Тихая зимняя________.

Светятся _____, ___чудные,
Слышится _____полыньи...
Были пути________, трудные.
Где ж вы, ____мои?

С_____ девушка мне улыбается,
С___ __ улыбчив и рад!
Т____, трудное - все забывается,
С_____ звезды горят!

Задание 4. «Строчки перепутаны»
Первый снег
Ах, кто не любит первый снег
На отдаленном берегу
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
И весь в светящемся снегу,

В замерзших руслах тихих рек,
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
Лось замирает на бегу.

4.Рефлексия Поэтический дар Рубцова – редкостное призвание слышать живущие в глубинах бытия звучание: « Я слышу печальные звуки, которых не слышит никто».
А что слышите вы в стихотворениях поэта? Что вы представляли, когда слушали его стихи? О чём вы задумывались?
5. Итоги урока. Д.З: Письменная работа: написать мини – сочинение : «Когда я читаю Николая Рубцова…»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: swet (2015-04-25) E
Просмотров: 738 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru