Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Открытый урок литературы "А. Н. Островский «Бесприданница». Состязание четырех мужчин: Карандышева, Паратова, Кнурова и Вожеватова".
Краткосрочный план урока
Тема урока: А. Н. Островский «Бесприданница». Состязание четырех мужчин: Карандышева, Паратова, Кнурова и Вожеватова.
УРОК: литература Школа: НИШ ХБН г. Караганда
Дата: 13.11.14 г. ФИ учителя: Жогова Р.И.
Класс: 11 класс Количество присутствующих: 24 отсутствующих: 0
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока Цели урока - АИ 5 Характеристика героев
Цели урока Учащиеся в группах, опираясь на план, будут
- составлять характеристику одного из героев драмы (Паратова, Карандышева, Кнурова, Вожеватова) и выражать собственное отношение (анализ, синтез, оценка);
- анализировать характер персонажа драматического произведения при помощи художественных средств создания образа (применение, анализ, синтез, оценка).
Акцент делается на происхождение героя, род занятий, черты характера, внутренний мир героя, участие в состязании за Ларису.
Языковые
цели Лексика и терминология, специфичная для предмета: драма, художественные средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, контраст и другие).
Предыдущее обучение
На предыдущем уроке учащиеся характеризовали женские образы пьесы: Ларису Дмитриевну и Хариту Игнатьевну, рассматривали художественное пространство и время в драме «Бесприданница». Домашним заданием было обращение к критической статье Б. Костелянеца. Учащиеся знакомы с планом характеристики литературного героя.
План
Запланиро-ванные сроки
Запланированные мероприятия Ресурсы
Начало урока
4 мин.
I Стадия вызова.
Постановка целей. (1 мин.)
Деление на группы. Класс делится на 4 группы.
Стратегия «Пазлы». С помощью разрезанных иллюстраций ученики находят своего героя: Карандышева, Паратова, Кнурова и Вожеватова. Отгадывают эпизод из пьесы А. Островского «Бесприданница» (3 мин.)
1.Портрет А.Н..Островского
2. Текст произведения.
1. Фрагмент фильма
Э. Рязанова “Жестокий романс”

Середина урока

18 мин.

12 мин.

3 мин. Эпиграф
Главная мысль пьесы -
состязание четырёх мужчин
за женщину, как за трофей.
Б. Костелянец
II Стадия осмысления
Стратегия «Автобусная остановка»
Группы распределяются по автобусным остановкам: Карандышев, Паратов, Кнуров и Вожеватов. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с иллюстрациями по теме, ключевыми словами: дом, семья, друзья, любовь – памяткой « План характеристики литературного героя».
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты темы, относящиеся к характеристике героя. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем группы по команде учителя переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет спикера.
Учащиеся могут оформить на ватмане, флипчарте, в виде таблицы или презентации Power Point защиту своей работы «Характеристика героя».
На интерактивной доске для учащихся критерии успеха:
1. характеризуют своего героя (наличие 1-2 деталей);
2. используют средства выразительной речи (эпитет, метафору, контраст, гиперболу, сравнение и др.), описывающие действия, состояние героя (1-2 тропа);
3. приводят в пример 1 – 2 цитаты, показывающие участие в состязании за Ларису.
Г
План характеристики литературного героя
1. Какое значение имеет прошлое героя? (какие взгляды на жизнь или черты характера зависят от событий прошлой жизни?)
2. Что в личности героя объясняется социальным происхождением?
3. Что в личности героя объясняется местом, где он живет?
4. Какие детали интерьера характеризуют героя?
5. Что говорит о герое его портрет (лицо, одежда, манеры)? Какие художественные приемы использовал автор при описании портрета?
6. Речь героя: в каких словах герой выражает свою позицию, взгляды? Есть ли какая-нибудь особенность в том, как герой говорит?
7. Цель жизни: ради чего живет, к чему стремится? Что о нем в таком случае можно сказать?
8. Какие черты личности проявляются в его поступках? Какова их мотивация?
9. Как герой оценивает себя?
10. Как герой относится к другим?
11. Как другие герои относятся к нему?
12. Как оценивает героя автор?
13 Эволюция героя (изменение, развитие характера, изменение во взглядах): с чем связана эволюция или ее отсутствие?
14. Роль героя в раскрытии идеи произведения (какую мысль иллюстрирует его судьба?)
15. Каким образом герой участвует в состязании за Ларису?
Спикер каждой группы представит работу (2 мин.)
Взаимооценивание. «Две звезды и пожелание».
Учащиеся сдают листы взаимооценивания.
Ф http://900igr.net/kartinki/literatura/Bespridannitsa/Bespridannitsa.html

http://klassnyklassny.blogspot.com/p/blog-page_10.html






Конец урока
3 мин. III Стадия рефлексии
1. Рефлексия «Плюс – минус – интересно» (3мин.).
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” записывают все, что осталось непонятным.
В графу “интересно” (?) выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Домашнее задание. Эссе «Кто виноват в смерти Ларисы?» http://turboreferat.ru/literature/analiz-pesy-an-ostrovskogo-bespridannica/230427-1152712-page1.html
Анализ пьесы А.Н. Островского "БЕСПРИДАННИЦА" в контексте критической работы Бориса Костелянеца.
Дополнительная информация
Г – в группах
Ф – формативное оценивание
Дифференциация Оценивание Метапредметные связи. Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ. Связи с ценностями (воспит. элемент)
Работа в группах.
Выступление спикера. Взаимооценивание.
Связь с психологией.
Работа в группах позволит учащимся передвигаться по классу в течение урока.
Даны Интернет-ресурсы при подготовке к уроку.
Воспитание. Интерес к духовным проблемам бытия, общечеловеческие ценности (что важнее - любовь или деньги?), сострадание.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Юля2667 (2015-05-09) | Автор: Жогова Рашида Исмаиловна E
Просмотров: 2139 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru