Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Сайтарлы Е.В. КГКП «ДМШ №1 г.Караганда» преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Рахимова Р.Р. КГУ «СОШ №62» учитель литературы Разработка урока «Образ моря в литературе, музыке и живописи» (на примере стихотворения А.С.Пушкин «К морю») Тип урока: интегрированный урок. Интегрируемые предметы: русская литература, музыкальная литература, история искусств. Класс: 7 класс Форма проведения: интерактивный урок в режиме оn-line с использованием интерактивного оборудования и флипчарта. Цель: 1) обучать анализу лирического произведения; 2) развивать творческие способности, умение анализировать, сопоставлять, выделять главное; 3) воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира. Ход урока Слайд №1. Тема. Звучит музыка. (К.Дебюсси. «От зари до полудня»). Учитель литературы. (3 мин.) - Сегодня у нас урок литературы. А литература – это один из видов искусства. Какие виды искусства вы еще знаете? Сегодняшний урок не совсем обычный, потому что работать над литературным произведением нам помогут музыка и живопись. А осуществлять это мы будем вместе с преподавателем истории искусств. Слайд №2. Цель. Тема нашего урока: стихотворение А.С.Пушкина «К морю». Образ моря в литературе, музыке и живописи. Запишите тему урока. (Дети работают в Рабочих листах) - Ребята, а вы видели когда-нибудь море? Какое оно? Да, в море есть какая-то тайна, притягивающая к себе. И эта тайна морской стихии издавна привлекала взоры поэтов, художников, музыкантов. Воспевали море Гете, Гейне, Байрон, Гюго, Жуковский, Лермонтов, Фет и многие другие. Море манило их изменчивостью и динамичностью облика. Тихое, прозрачное в штиль, бушующее в шторм, таинственно мерцающее в ясный день – все эти разные состояния моря нашли отражение в художественной литературе. Слайд №3. Эпиграф «И блеск, и тень, и говор волн» также привлекали А.С.Пушкина. Эти слова и станут эпиграфом нашего урока. Запишите эпиграф урока. - Как с другом, как с братом ведет Пушкин свой прощальный разговор с морем, обращаясь к нему на «ты». Послушайте стихотворение, вслушайтесь в музыку стиха А.С.Пушкина «К морю». (Звучит аудиозапись стихотворения с музыкальным сопровождением в исполнении В.Бохон. На экране сменяются морские пейзажи Александра Сарычева). (4 мин.). - Что вы чувствовали, что представляли, когда слушали стихотворение? А теперь поработаем над текстом стихотворения. Работаем сначала индивидуально, затем в парах и подводим итоги в группах. (3 мин.) Задание: - Отметьте слова и словосочетания, благодаря которым вы могли бы создать в своем воображении образ моря. Работа в Рабочих листах. 1 группа – с 1 по 5 строфы; 2 группа – с 6 по 10 строфы; 3 группа – с 11 по 15 строфы. Слайд №4. Учащиеся каждой группы по завершению работы в группах называют свои словосочетания. 1 группа: Свободная стихия, волны голубые, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки, бездны глас, тишина в вечерний час, своенравные порывы, взыграл неодолимый; 2 группа: скучный, неподвижный брег, по хребтам направить, в твоей пустыне, бури шум, одна скала; 3 группа: могущ, глубок и мрачен, неукротим, торжественной красы, гул в вечерние часы, скалы, заливы. - Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке? Свободная стихия. Благодаря этим словам мы видим море и слышим его голос. Скажите, а как называются образы, помогающие нам представить море? (Звуковые и зрительные). Слайд №5. [/c] Образы моря Звукообразы Зрительные образы - Вы знаете, что поэты и писатели для того, чтобы их речь была более образной, красочной, выразительной используют средства художественной выразительности (СХВ). Найдите примеры СХВ, которые использовал поэт для изображения картин моря. Запишите их в рабочие листы, зачитайте. (2 мин.) 1 гр. с 11 – 15 строфы; 2 гр. с 1 – 5 строфы; 3 гр. с 6 – 10 строфы. Слайд №6. Диаграмма Венна. Один ученик записывает СХВ, которые были названы каждой группой: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, на интерактивной доске, заполняя Диаграмму Венна, флипчарт. - Вы сейчас описали море словами, смогли благодаря СХВ воссоздать в своем воображении море, как свободную стихию. Но поскольку нашими «гостями» сегодня также являются музыка и живопись, то слово предоставляется преподавателю по истории искусств. (3 мин.) Преподаватель истории искусств. - Великий французский композитор-импрессионист Клод Дебюсси, прекрасная музыка которого уже сегодня звучала на нашем уроке, однажды сказал: «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыка обладает преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, неба и земли, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». Какими средствами музыкальной выразительности музыкант, композитор может воссоздать свой замысел, задуманный образ произведения? В ходе обсуждения, учащиеся заполняют Диаграмму Венна музыкальными терминами - средствами музыкальной выразительности и средствами выразительности изобразительного искусства. - Вывод: что создается благодаря СХВ, СМВ и СВХ? Какое слово мы напишем в среднем круге? Образ. Почему слово образ объединяет нашу схему? (У этих видов искусств общая цель – создание образа). Учитель литературы. - Обратимся к образу лирического героя. Слайд №7. (Картина «Прощание Пушкина с морем» И.Айвазовский, И.Репин). - Какие чувства испытывает лирический герой к морю? (Любовь, восхищение). - Мы видим, что он любит в море все: и волны голубые, и тишину в вечерний час, и своенравные порывы. А сам лирический герой также своенравен, как море? Чтобы это понять, прочитаем выразительно несколько строф. (См. Рабочий листок). Отрывки из стихотворений читаются на фоне фрагментов музыкальных произведений. . (6 мин.) Слайд №8. 1 гр. – 3 строфа. (Н.А.Римский Корсаков «Садко»). - Какое настроение у лирического героя? («Тихий, туманный», одинокий, мечтательный). Слайд №9. 2 гр. – 6 строфа. (А.Г.Рубинштейн. Симфония №2 «Океан», ч.3) - Что противопоставляет поэт свободной морской стихии? («Скучный, неподвижный брег»). Как называется это СХВ? (Антитеза). Слайд №10. 3 гр. – 7 строфа. (К.Дебюсси «Разговор моря с ветром»). - Что же испытывает лирический герой, одиноко стоя на берегу? («Могучей страстью очарован», душа рвется «вотще» (туда)). - Море свободно, оно зовет и ждет своего друга, почему же он не покидает скучный и неподвижный берег. Что его удерживает? («Я был окован»). Вы догадались, о каких оковах идет речь? Пушкин последний год в ссылке на юге, в Одессе, но поэт не скоро будет свободен, из-за конфликта с начальником надзорной полиции его переводят в другое место, в село Михайловское. Поэт прощается с морем, но это не просто прощание с морем – это прощание со свободой, торжество которой – он чувствовал это, - не суждено увидеть людям его поколения. - Помогло ли вам описание моря понять состояние лирического героя? Вы должны ответить на вопрос: образ какого лирического героя возникает в стихотворении? Работаем в Рабочих листах сначала индивидуально, затем в парах и подводим итоги в группах. (2 мин.) 1 гр. с 11 – 15 строфы; 2 гр. с 1 – 5 строфы; 3 гр. с 6 – 10 строфы. Слайд №11. После работы в группах в среднюю колонку записываются слова, создающие образ лирического героя. (2 мин.) (Одинокий, мятежный, тихий, туманный, рвущийся к свободе, любящий море, мечтательный, страстью очарован, сокрушающийся о судьбах людей, таинственный). Таблица – флипчарт Средства художественной выразительности Образ лирического героя Средства музыкальной выразительности Эпитеты. Метафоры. Сравнения. Олицетворения. Мелодия. Лад. Тембр. Регистр. Преподаватель истории искусств. (5 мин.) - Скажите, сейчас вы проводили анализ стихотворения. В это время звучали различные по настроению фрагменты музыкальных произведений. Насколько она вам смогла помочь прочувствовать настроение строф, воссоздать образ героя стихотворения или наоборот, отвлекала от понимания стихотворения? Объясните свои ощущения. Вы сейчас описали «море», а с помощью него и образ лирического героя словами. А теперь представим, что вы стали композиторами и попытаемся изобразить этих «героев» в музыке? В этой работе вам поможет таблица «Выразительные средства музыки» и с ее помощью вы сможете подобрать подходящие на ваш взгляд характеристики. Всем ли понятны их значения? Работа по группам, где учащиеся заполняют свои варианты средств музыкальной выразительности в таблице флипчарта. например: мелодия – песенная, лад – минорный т.д. 1гр. – мелодия, тембр; 2гр. – лад, темп; 3гр. – регистр, динамические оттенки. - Вам нужно будет объяснить свой выбор и ответить на вопрос – выбранные вами характеристики будут неизменными от начала произведения до его завершения или нет, и отчего это зависит? Слайд №12. А сейчас мы прослушаем один из многочисленных композиторских примеров решения картины моря в музыке – симфоническую фантазию «Море» А.К.Глазунова. Далее следует прослушивание симфонической фантазии А.Глазунова «Море» (2,5 мин.) с отметками совпадений в выборе средств музыкальной выразительности профессионального композитора и выбора ребят. Далее происходит обсуждение результатов работы юных композиторов. - Сейчас вашему вниманию был представлен отрывок из симфонической фантазии «Море» Александра Константиновича Глазунова, русского композитора конца 19-нач.20 вв. В этом произведении композитору оркестровыми красками удалось ярко изобразить неподвластную человеку морскую стихию. Слайд №13. Хочется отметить, что образы моря и связанные с ним образы свободы волновали композиторов самых разных времен и направлений музыкального искусства. Г.Ф.Гендель (1685-1759), Ф.Мендельсон (1809-1847), П.И.Чайковский (1840-1893), М.Равель (1875-1937), Ф.Лист (1811-1886) и мн.др. Сегодня на нашем уроке звучала музыка великих композиторов: К.Дебюсси (1862-1918), Н.А.Римского-Корсакова (1844-1908), А.К.Глазунова (1865-1936), А.Г.Рубинштейна (1829-1894). Не случайно, К.Дебюсси сказал такие слова: «Море — это все, что есть наиболее музыкального...», и мы с вами смогли в этом сегодня убедиться. Учитель литературы. - Давайте вновь обратимся к образу лирического героя стихотворения. А как называют людей необыкновенных, свободных, возвышенных, мечтательных, мятежных, таинственных? (Романтиками). Слайд №14. - И недаром А.С.Пушкин вспоминает в стихотворении имя Наполеона и упоминает о Байроне: «Другой от нас умчался гений, другой властитель наших дум», которых современники считали романтиками за их свободный, независимый нрав. Учитель истории искусств. - Романтики… Романтизм… Одной из характерных черт стиля «романтизм» являлось то, что герои романтических произведений сравнивали себя, свои чувства, переживания с природой и находили в ней понимание. Ответьте на вопрос – как называется жанр в живописи, где изображается природа? Пейзаж. Следовательно, если лирический герой у нас романтик, то пейзаж мы можем назвать…романтическим. Но поскольку наш пейзаж изображает море и герой все свои мысли и переживания раскрывает ему, то данный пейзаж – морской пейзаж (марина). Слайды №15-16. Выдающимся художником-маринистом был Иван Константинович Айвазовский (1817-1900), картину которого вы уже сегодня видели на уроке. Одна из самых известных картин этого художника – «Девятый вал», созданная в 1850г. (221*332), на которой изображено море после сильнейшего ночного шторма и люди, потерпевшие кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал, готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Вывод: всё здесь говорит о величии и мощи морской стихии и беспомощности перед ней человека, а тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. Изучая художественные произведения, мы часто говорим о роли пейзажа в нем, или, иначе говоря, о функции которую выполняет пейзаж в художественном произведении. Вы уже знаете эти четыре функции. Назовите их. (Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая). Слайд № 17. (Изобразительная, аллегорическая, эмоционально-психологическая, символическая). - Так и на этой картине, можно определить данные четыре функции (анализ детьми функций пейзажа на примере картины И.К. Айвазовского «Девятый вал»). Учитель литературы. - Скажите, а в пейзаже, изображенном в стихотворении «К морю» А.Пушкина и прослушанном вами музыкальном отрывке произведения «Море» А.Глазунова, какие функции присутствовали? (выясняем, что все перечисленные, с главенствующими эмоционально-психологической и символической). - Объясните, почему? (Мы говорили не только о пейзаже, но и о море как символе свободы, о настроении лирического героя, его внутреннем состоянии). Верно, море, как вы заметили, для Пушкина – это не просто картина природы. Рефлексия. Слайд № 18. - Сегодня вы слушали музыку, рассматривали иллюстрации с морскими пейзажами, познакомились со стихотворением о море. У каждого из вас сложилось собственное представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы все попытаетесь выразить свои мысли и чувства в пятистишиях, в которых ключевыми будут слова: 1 гр.- море, 2 гр.- романтик, 3 гр - символ. (4 мин.). Дети сочиняют пятистишия, которые затем по желанию зачитывают (Рабочий листок). Слайд №19. Подведение итогов. Выставление оценок. (1 мин.) Д/З. Сочинить стихотворение о море не менее 15 строк или выучить наизусть 6-7 строф стихотворения А.С.Пушкина. Рабочий лист к уроку литературы в 7 классе: А.С.Пушкин «К морю». Образ моря в литературе, музыке и живописи». - Отметьте слова и словосочетания, благодаря которым вы могли бы создать в своем воображении образ моря: 1 гр. с 1 – 5 строфы; 2 гр. с 6 - 10 строфы; 3 гр. с 11 – 15 строфы. - Назовите СХВ с примерами, которые использовал поэт для изображения картин моря: 1 гр. с 11 – 15 строфы; 2 гр. с 1 – 5 строфы; 3 гр. с 6 – 10 строфы. Выразительное чтение четверостиший. 1 гр. – 3 строфа. 2 гр. – 6 строфа 3 гр. – 7 строфа. - Образ какого лирического героя возникает в стихотворении? Пятистишье. ___________________________________________ 1 гр. море; __________________________________________ 2 гр. романтик; ___________________________________________ 3 гр. символ. ___________________________________________ ___________________________________________ | |
Просмотров: 1684 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|