Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Группа: МК – 105 Предмет: русский язык Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания студентов по теме «Подлежащее. Способы выражения подлежащего», развивать навыки, умения работы со словом, текстами, предложением. Задачи урока:1) обобщить и систематизировать знания, умения и навыки работы студентов по грамматической и лексической темам урока; 2)развивать логическое мышление, навыки выразительного чтения, орфоэпического произношения слов; 3)прививать любовь и уважение к окружающему миру, инерес к слову, предмету, русскому языку; Тип урока: урок применения знаний на практике Форма проведения: урок – исследование с элементами речевого творчества Межпредметные связи: русская литература, казахский язык, история, изобразительное искусство Литература: 1.Дорофеева Т.М. Учебная грамматика русского языка. Базовый курс. – М: Русский язык. Курсы, 2004. 2.Катаева М.Б., Ерёмина О.А. Читаем о России по – русски. – М: Омен, 2000. 3.Кулибина Н.В. Читаем стихи русских поэтов. Пособие по обучению чтению художественной литературы. – Санкт – Петербург: Златоуст, 2005. 4.Кулибина Н.В. Написано женщинами. Пособие по чтению для изучающих русский язык как иностранный. – М: Русский язык. Курсы, 2004. 5.Учебно – методические журналы МАПРЯЛ. Русский язык за рубежом. – М: Отраслевые ведомости, 2005, 2006. 6.Лекант П. Современный русский язык. – М: Просвещение, 2000. 7.Белошапкова В.А. Современный русский язык. – М: Высшая школа, 1994. 8.Шмелёв Д. Грамматическое учение о слове. – М: Высшая школа, 1998. 9.Иванова В.Ф. Современная русская орфография. – М: Просвещение, 1991. 10.Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М: Просвещение, 1989. ХОД УРОКА: I.Организационный момент. II.Просмотр видеоматериала о весне. Определение лексической темы урока. III.Объявление цели и задач урока: лексическая тема «Весна. Весенние мотивы», грамматическая тема «Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего». IV.Вступительная слово учителя о весне, чтение и анализ эпиграфа урока: «Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: весна, осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зелёная, сухая, прелая, душистая; весна ранняя, ненастная, серая, тёплая… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень! Весна! Море! Трава!» (В.Солоухин) V.Определение этапов урока. 1. «Энциклопедия слова ВЕСНА» 2. «Мозговая атака» 3. «ВЕСНА в русской прозе» 4. «ВЕСНА в русской поэзии» 5. «ВЕСНА – это Я» VI. Учебный проект №1 «Энциклопедия слова ВЕСНА » VII. Учебный проект №2 «Мозговая атака» 1.Главные члены предложения. 2.Подлежащее как главный член предложения. 3.Сказуемое как главный член предложения. 4.Способы выражения подлежащего. VIII. Выполнение грамматических упражнений по теме урока. Задание №1: определить подлежащее в предложении, указать способ его выражения. 1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 6. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 7. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 8. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 9. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 10. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 11. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 12. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 13. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 14. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 15. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 16. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 17. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 18. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 19. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 20. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 21. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 22. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 23. Была середина марта (Куприн). 24. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 25. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов). Задание №2: укажите способы выражения подлежащего ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Найдите подлежащее, выраженное: а) именем существительным в им. п.: 1. Друзья, поглядите на карту нашей страны. 2. Большаков остановил машину и вылез из кабины. 3. Играй, гармонь! 4. Сыплет черемуха снегом... 5. Все сады цветут на этой земле. 6. Сам директор открыл собрание. 7. Эта девочка очень упрямая. 8. Мне подали письмо. 9. Две свечи мерцают слабо. 10. Оно горы золотило, золотило облака. б) местоимением (укажите разряд): 1. Все возвещало восход солнца. 2. Это было десять лет назад. 3. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками. 4. Я не спеша вернулся к речке. 5. Это имя мне дорого. 6. Некоторые занимались ремеслами.. 7. Никто ничего не прятал у себя в карманах. 8. Нет, весь я не умру... 9. Журналист написал очерк, который был опубликован в газете. 10. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей. в) любой (укажите, какой именно) частью речи в значении существительного: 1. Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину и ночлегу. 2. Танцующие теснились и толкали друг друга. 3. Грянуло громкое «ура». 4. Десять делится на два. 5. Каждый может участвовать в конкурсе. 6. Надеюсь, что ваше завтра будет прекрасным. 7. Все три всадника ехали молчаливо. 8. Один из участников конференции выступил с докладом. 9. Много песен над Волгой звенело. 10. Утром его «хо-хо-хо» вдруг раскатилось по всем палатам. г) инфинитивом: 1. Нарисовать это весьма просто. 2. О нем можно узнать из газет. 3. Слушать рассказы ветеранов очень интересно. 4. Вам никогда не узнать этого! 5. Встречаться с друзьями — праздник для меня. 6. Наша задача — беречь природу. 7. Беречь природу — значит охранять Родину. 8. Останавливать работу не рекомендуется. 9. Рисовать с натуры — мое любимое занятие. 10. Признать свою ошибку было бы лучше. д) синтаксически неделимым словосочетанием или фразеологизмом: 1. Весь поселок собрался на центральной площади. 2. Мать с сыном пошла гулять! 3. Мы с тобой пошли в лес за ягодами. 4. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу. 5. Один из гостей произнес юбилейную речь. 6. У этой девочки было золотое сердце. 7. Я сам кляну свое рожденье. 8. Пять человек расселись около костра. 9. Около ста книг подарено библиотеке. 10. Много дров было припасено на зиму. IX. Учебный проект №3 «Весна в русской поэзии» 1.Рассказ о жизни и творчестве Л.Н.Толстого. 2.Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Весна пришла» Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню. Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий. Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека. Автор: Толстой Лев Николаевич 3.Определение опорных слов, описывающих весну. 4.Определение в тексте подлежащих, указание способов их выражения. X. Учебный проект №4 «Весна в русской поэзии» 1.Чтение и сопоставление стихотворений о весне на русском и казахском языках. XI. Учебный проект №5 «Весна – это я». 1.Беседа о жизни и творчестве выдающегося русского художника А.Саврасова. 2. Анализ картины А. Саврасова «Грачи прилетели». 3.Составление связного текста по картине «Грачи прилетели» с использованием опорных слов из рассказа Л.Н.Толстого «Весна пришла». ОПОРНЫЕ СЛОВА: весна, ручьи, дома, заборы, одежда, небо, солнышко, почки, ветви, чешуйки, лес, сад, запах, аромат, песня XI.Подведение итога урока. XII.Домашнее задание. XIII.Самооценивание по методу МПИ. Источник: http://конспект моего урока | |
Просмотров: 1973 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|