Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок развития речи в 5 кл. Тема: «Типы речи. Обобщение» Тип урока: развития речи. Вид урока: обобщения Цели: обобщить знания учащихся о типах речи, развитие умения различать типы текстов, уметь составлять текст определенного типа. Задачи: - развивать умение учащихся работать в группе; - развивать творческие и коммуникативные способности ребят; - развивать речь уч-ся. Ход урока I. Вступительное слово учителя. Ребята, прежде чем начать урок, мы должны определить его тему, но тема урока у нас зашифрована в кроссворде. Давайте ответим на вопросы, а ответы впишем и сверху вниз прочитаем тему. Открытие темы урока. Кроссворд 1. Раздел языкознания, изучающий предложение и словосочетание. 2. Слова одной части речи близкие по значению, но разные по написанию и произношению. 3. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. 4. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением 5. Наука, изучающая части речи. 6. Наука о звуках речи. 7. Значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образовании формы слова. 8. Словарный состав языка II. Постановка познавательной задачи. Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока. Тема нашего урока: Типы речи (запись на доске и в тетрадях). А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: 1. Учиться различать … 2. Применить полученные знания…. 3. Создавать тексты… III. Актуализация знаний. Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами быстро повторим: • Что такое текст? • Как связываются предложения в тексте? • Что такое тема текста? • Что такое основная мысль текста? • Какие типы текстов вы знаете? • Давайте подумаем От каких глаголов образованы эти существительные? Что значит повествовать , описать, рассуждать? Записать слова и подобрать к ним синонимы. Повествование (повествовать, рассказывать), рассуждать (размышлять), описывать (обрисовать, изобразить) IV. Рассказ о каждом типе речи по плану: ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1. На какой вопрос отвечает 2. Структура 3. Виды V. Самостоятельная работа с текстами в группах (тексты и задания к ним распечатаны).Каждой группе предлагаются все три текста. Первая группа должна найти текст-повествование, вторая – описание, третья – рассуждение и выполнить к нему задания ТЕКСТ № 1. . Прочитайте выразительно текст и выполните задания. (1) Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю? (2) Нет? (3) А вот верблюд может не пить две недели! (4) Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира. (6) Воды в пустыне не хватает. (7)Жир в горбах превращается в воду. (8) Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается. (9) Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит. (10) Рот от слюны мокрый. (11) Откроешь рот и много воды упустишь. (12) Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего восемь раз в минуту. (13) Вот он как воду бережет! Задания 1. Определите тему и главную мысль текста. 2. Озаглавьте текст. 3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ). 4. Определите структуру текста. ТЕКСТ № 2. Прочитайте выразительно текст и выполните задания. (1)Ночь приближалась к концу. (2) Перед нами раскинулся широкий луг, а в отдалении блестела холодным, синим огнём спокойная река. (3) В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел. (4)Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Задания 1. Определите тему и главную мысль текста. 2. Озаглавьте текст. 3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ). 4. Определите структуру текста ТЕКСТ № 3 . Прочитайте выразительно текст и выполните задания. (1)У Пятачка собрались друзья. (2) Пришел к нему и Винни-Пух. (3) Он принес Пятачку огромный торт. (4) Торт – отличный подарок! (5) Гости пляшут и веселятся. (6) Но где же прячется Пух? (7) Он сидит около пустой коробки из-под торта и облизывает лапы. (8) Торт был вкусный! Задания 1. Определите тему и главную мысль текста. 2. Озаглавьте текст. 3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ). 4. Определите структуру текста VI. Ответы групп. Общий вывод. При работе с текстом необходимо: 1) внимательно причитать текст 2) понять его смысл 3) определить тему 4) основную мысль 5) озаглавить текст VII. Задания. 1. Из текста №3 выписать 7-е предложение и сделать синтаксический разбор (один ученик работает у доски). 2. Из текста №2 составить схему 3-го предложения. 3. Разобрать по составу: облизывает, красота, спокойная VIII. Работа в группах. Опираясь на полученные знания, создайте свой текст. Каждая группа создает миниатюру, используя определенный тип речи, на предложенную тему: «Моя собака», «Почему собака – друг человека?», «Как я приобрел собаку» или «Случай с моей собакой» IX. Выступление представителей от групп. Обобщение учителя. X. Работа с перфокартой. Итоговый тест на умение различать типы речи. 1. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках. Зовут его Васька. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей, да зубы, как иголки, острые. 2. Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и пригорюнился. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»Разыгрался ветер, пригнулись деревья, приумолкли птицы. Прискакал Горбунок.Вскочил на друга Иванушка, и одним махом перелетели они через стену, приземлились в прекрасном саду. 3. На полу лежит большой пушистый ковер. На окнах занавески и плотные портьеры. На широком письменном столе лампа с зеленым абажуром. Перед столом мягкое кресло. У стены застеклённый книжный шкаф. 4. Что вы знаете о такой рептилии, как крокодил? Знаете ли вы, что крокодилы – родственники динозавров? Крокодилы обитают на нашей планете около 150 миллионов лет, и распространены они на территории всех тропических стран. Крокодилы живут в воде. При наступлении засухи они могут зарываться в ил и впадать в спячку. 5. Пословица – это краткое мудрое изречение народа. В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях. 6. Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами … XI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Мое любимое время года», включив в него все типы речи. ПРИЛОЖЕНИЕ. Фамилия № п\п Тип речи О П Р 1. 2. 3. 4. 5. 6. Перфокарта. Кроссворд. 1 2 3 4 5 6 7 8 | |
Просмотров: 1544 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|