Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Типы речи. Обобщение"
Урок развития речи в 5 кл.
Тема: «Типы речи. Обобщение»
Тип урока: развития речи.
Вид урока: обобщения
Цели: обобщить знания учащихся о типах речи, развитие умения различать типы текстов, уметь составлять текст определенного типа.
Задачи:
- развивать умение учащихся работать в группе;
- развивать творческие и коммуникативные способности ребят;
- развивать речь уч-ся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Ребята, прежде чем начать урок, мы должны определить его тему, но тема урока у нас зашифрована в кроссворде. Давайте ответим на вопросы, а ответы впишем и сверху вниз прочитаем тему.
Открытие темы урока. Кроссворд
1. Раздел языкознания, изучающий предложение и словосочетание.
2. Слова одной части речи близкие по значению, но разные по написанию и произношению.
3. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
4. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением
5. Наука, изучающая части речи.
6. Наука о звуках речи.
7. Значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образовании формы слова.
8. Словарный состав языка
II. Постановка познавательной задачи.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока: Типы речи (запись на доске и в тетрадях).
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
1. Учиться различать …
2. Применить полученные знания….
3. Создавать тексты…
III. Актуализация знаний. Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами быстро повторим:
• Что такое текст?
• Как связываются предложения в тексте?
• Что такое тема текста?
• Что такое основная мысль текста?
• Какие типы текстов вы знаете?
• Давайте подумаем От каких глаголов образованы эти существительные?
Что значит повествовать , описать, рассуждать?
Записать слова и подобрать к ним синонимы.
Повествование (повествовать, рассказывать), рассуждать (размышлять), описывать (обрисовать, изобразить)
IV. Рассказ о каждом типе речи по плану: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. На какой вопрос отвечает
2. Структура
3. Виды
V. Самостоятельная работа с текстами в группах (тексты и задания к ним распечатаны).Каждой группе предлагаются все три текста. Первая группа должна найти текст-повествование, вторая – описание, третья – рассуждение и выполнить к нему задания
ТЕКСТ № 1. . Прочитайте выразительно текст и выполните задания.
(1) Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю? (2) Нет? (3) А вот верблюд может не пить две недели!
(4) Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира. (6) Воды в пустыне не хватает. (7)Жир в горбах превращается в воду. (8) Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается.
(9) Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит. (10) Рот от слюны мокрый. (11) Откроешь рот и много воды упустишь. (12) Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего восемь раз в минуту. (13) Вот он как воду бережет!
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ).
4. Определите структуру текста.

ТЕКСТ № 2. Прочитайте выразительно текст и выполните задания.
(1)Ночь приближалась к концу. (2) Перед нами раскинулся широкий луг, а в отдалении блестела холодным, синим огнём спокойная река. (3) В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел.
(4)Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ).
4. Определите структуру текста

ТЕКСТ № 3 . Прочитайте выразительно текст и выполните задания.
(1)У Пятачка собрались друзья. (2) Пришел к нему и Винни-Пух. (3) Он принес Пятачку огромный торт. (4) Торт – отличный подарок! (5) Гости пляшут и веселятся.
(6) Но где же прячется Пух? (7) Он сидит около пустой коробки из-под торта и облизывает лапы. (8) Торт был вкусный!
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ).
4. Определите структуру текста
VI. Ответы групп. Общий вывод.
При работе с текстом необходимо:
1) внимательно причитать текст
2) понять его смысл
3) определить тему
4) основную мысль
5) озаглавить текст
VII. Задания.
1. Из текста №3 выписать 7-е предложение и сделать синтаксический разбор (один ученик работает у доски).
2. Из текста №2 составить схему 3-го предложения.
3. Разобрать по составу: облизывает, красота, спокойная
VIII. Работа в группах. Опираясь на полученные знания, создайте свой текст. Каждая группа создает миниатюру, используя определенный тип речи, на предложенную тему: «Моя собака», «Почему собака – друг человека?», «Как я приобрел собаку» или «Случай с моей собакой»
IX. Выступление представителей от групп. Обобщение учителя.
X. Работа с перфокартой. Итоговый тест на умение различать типы речи.
1. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках. Зовут его Васька. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей, да зубы, как иголки, острые.
2. Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и пригорюнился. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»Разыгрался ветер, пригнулись деревья, приумолкли птицы. Прискакал Горбунок.Вскочил на друга Иванушка, и одним махом перелетели они через стену, приземлились в прекрасном саду.
3. На полу лежит большой пушистый ковер. На окнах занавески и плотные портьеры. На широком письменном столе лампа с зеленым абажуром. Перед столом мягкое кресло. У стены застеклённый книжный шкаф.
4. Что вы знаете о такой рептилии, как крокодил? Знаете ли вы, что крокодилы – родственники динозавров? Крокодилы обитают на нашей планете около 150 миллионов лет, и распространены они на территории всех тропических стран. Крокодилы живут в воде. При наступлении засухи они могут зарываться в ил и впадать в спячку.
5. Пословица – это краткое мудрое изречение народа. В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
6. Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
XI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Мое любимое время года», включив в него все типы речи.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Фамилия
№ п\п Тип речи
О
П Р
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Перфокарта.

Кроссворд.
1
2
3
4
5
6
7
8
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_rovde (2015-05-24)
Просмотров: 1544 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 3:45 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru