Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Русский язык (9 класс) Тема: Сочинение в публицистическом стиле на морально-этическую тему Цели: развивать познавательную, коммуникативную и творческую активность учащихся, работать над развитием их творческих способностей, воспитывать критическое отношение к окружающему миру, учить учащихся самостоятельно мыслить, убедительно излагать свою точку зрения; формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни. Оборудование: текст «Что такое здоровье?» для работы учащихся по творческим группам, обобщающие таблицы по русскому языку Г. М. Иваницкой и В. А. Корсакова «Стили речи», «Стили речи и языковые средства»; задания для групповой работы учащихся. Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся, развития связной речи. Ход урока: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Пословица. Ум да здоровье дороже всего. Пословица. I. Организационный момент. II. Сообщение темы, целей урока. Что такое здоровье? А здоровый образ жизни? Какой смысл вкладывает человечество в это понятие? А какими знаниями в этой области обладаете вы? Об этом сегодня и пойдет речь на уроке. Мы не только поговорим о данной проблеме, но, так как форма нашего урока - урок развития речи, то попробуем продолжить ее осмысление в вашей творческой устной и письменной работе. /Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь./ Идеальный вариант нашей совместной работы – написание вами сочинения-рассуждения (создание миниатюры) на уроке. Реально же, я думаю, завершить написание работы вам предстоит в домашнем задании. Работу проведем по творческим группам. Вам предстоит собрать рабочие материалы, обсудить их и постараться использовать в своих сочинениях-рассуждениях. III. Актуализация опорных знаний. Слово учителя. Наше государство старается уделять достаточное внимание здоровью человека, здоровью всей нации. Создана Концепция развития охраны здоровья населения Украины, в которой, в частности говорится, что ее целью является сохранение и укрепление здоровья населения, продолжение периода активного долголетия и продолжительности жизни человека, обеспечение всеобщего гармонического, физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, оптимальных условий его быта, воспитания и обучения. А для этого создаются условия для здорового образа жизни, усиливается борьба с вредными привычками, в частности, ограничение табакокурения и рекламы алкогольных напитков, табака и других вредных для здоровья веществ; уделяется внимание развитию физической культуры и спорта, идет работа по обеспечению населения рациональным сбалансированным питанием. Это, в частности, составные здорового образа жизни. А как вы понимаете сочетание слов «здоровый образ жизни»? Как вы можете объяснить значение этого словосочетания? /Ответы учащихся/ IV. Работа с текстом «Что такое здоровье?» 1. Чтение текста учащимися каждой творческой группы молча. Что такое здоровье? Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т. д.). Такое понимание понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым. Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни – здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни. Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному (человек еще не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет), или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие болезни, но и малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека. Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствуют сохранению и укреплению его здоровья? Первый фактор, укрепляющий здоровье, - четкий и правильный распорядок дня. Второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Третий фактор – постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца. Таким образом, наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. 2. Выполнение групповых заданий, указанных учителем: Задания творческим группам: • Выразительно прочтите текст. • Составьте словарную работу по данному тексту, выбрав одно из направлений: орфография текста, лексическое значение слова. Мотивируйте свой выбор. • Составьте 5 – 6 вопросов для проведения аудирования по данному тексту. Предусмотрите варианты ответов. • Перескажите текст подробно и сжато. • Составьте диалог-обсуждение содержания текста (6 – 8 реплик). /1 группа – готовит выразительное чтение текста вслух, определяет тему и главную мысль; 2 группа – составляет словарную работу по тексту; 3 группа – составляет задание для аудирования (5 – 6 вопросов с вариантами ответов); 4 группа – готовит подробный и сжатый пересказ текста; 5 группа – обсуждает содержание текста в импровизированном диалоге./ V. Проверка групповых заданий. 1. Чтение вслух, определение темы и главной мысли текста. 2. Чтение и запись классом предложенного варианта словарного диктанта. 3. Проведение творческой группой аудирования. Проверка результатов работы. 4. Подробный и сжатый пересказ текста, определение, в каком пересказе легче определить его тему и главную мысль. 5. Высказывание отношения к прочитанному – разыгрывание диалога. Учитель: Подведем некоторые итоги: с разных сторон мы взглянули на текст и теперь нам легче будет сформулировать его главную мысль. Назовите ее. VI. Ознакомление с темами сочинения. Комментарий учителя. Темы сочинения: Красота и здоровье. Здоровье каждого – богатство всех. Здоровье дороже богатства. - Как текст перекликается с предложенными темами сочинения? - Какие мысли из предыдущего этапа урока вы можете взять в свою творческую работу? - Покажите, что вы поняли, что такое здоровый образ жизни. Каковы его составные части? Составьте ассоциативный куст этого понятия. Здоровый образ жизни /Каждая творческая группа составляет свой ассоциативный куст, знакомит класс с результатами групповой работы/ VII. Работа с высказываниями о здоровье, здоровом образе жизни. - Какие из высказываний, имеющихся в вашем распоряжении, соответствуют теме урока, темам предстоящего сочинения? I группа. Знание само по себе есть сила. Фрэнсис Бэкон, английский философ Слово – не стрела, а хуже стрелы разит. Пословица Гигиена учит, как быть ценной собакой собственного здоровья. Василий Ключевский, русский историк Здоровье всего дороже. Поговорка II группа. Изящество для тела – то же, что здравый смысл для ума. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель Скорый едок – скорый работник. Пословица Держи голову в холоде, а ноги – в тепле. Пословица Об уме человека много легче судить по его вопросам, чем по его ответам. Гастон де Левис, французский писатель III группа. Детям нужны не поученья, а примеры. Жозеф Жубер, французский писатель Здоровье выходит пудами, а входит золотниками. Пословица Искусство медицины состоит в том, чтобы помогать пациенту коротать время, пока природа излечивает болезнь Вольтер, философ-просветитель Нет худа без добра. Поговорка IV группа. Когда не знаешь, что сказать, говори правду. М. Твен, американский писатель Какая это скучная болезнь – оберегать свое здоровье чересчур строгим режимом. Франсуа де Ларошфуко, французский писатель Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом. Пословица Здорову врач не надобен. Поговорка V группа. Разборчивый почерк – первое правило вежливости. Василий Ключевский, русский историк Застарелую болезнь трудно лечить. Пословица Здоровье, сон и богатство может по-настоящему оценить только тот, кто их потерял и обрел снова. Жан Поль, немецкий писатель Все идет своим чередом. Поговорка - Какие высказывания по данной теме подобрали вы? Зачитайте. /Чтение высказываний 4-5 учащимися. Комментарий их содержания/ - Высказывания, с которыми вы познакомились, вы можете включить в свои сочинения и как эпиграф, и как часть ваших рассуждений. VIII. Работа над особенностями стиля сочинения. - В каком стиле вам предстоит писать работу? /В публицистическом/ - Каковы особенности публицистического стиля? Таблицы «Стили речи», «Стили речи и языковые средства» помогут восстановить ваши знания в этой области. /Работа с таблицами/ VIII. Обобщение изученного. - Делаем выводы (коллективная работа) Выразите свое отношение к проблеме, поднятой на уроке, в форме сенкана (японское стихотворение без рифмы из 5 строк). Схема построения сенкана: 1 строка – обозначьте тему одним словом (именем существительным); 2 строка – опишите тему двумя словами (прилагательными); 3 строка – назовите действие, связанное с темой, тремя словами (глаголами); 4 строка – выразите ваше отношение к теме предложением из четырех слов; 5 строка – синоним к первому слову, передающий суть темы. /Составление сенканов, чтение полученных вариантов/ Эта работа поможет помочь вам в формулировке выводов вашего сочинения. А само сочинение, объемом 1 – 2 страницы, вы пишете дома. X. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся. Домашнее задание: написать сочинение. Источник: http://личная разработка | |
Просмотров: 3768 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|