Цель: 1. Приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской работе, умение сопоставить и систематизировать полученные знания, формирование навыков связной монологической речи 2. Развитие логического мышления, нравственное эстетическое воспитание 3. Умение работать в микрогруппах Форма: конкурс Подготовительная работа: 1. Подбор литературы 2. Подготовка театрализованного представления 3. Оформление зала 4. Выставка произведений А. Н. Островского Ход мероприятия: Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Мы завершили с вами изучение творчества великого русского писателя-драматурга А. Н. Островского. Вы узнали много интересного о личности писателя, подробности его жизни, об особенностях работы драматурга, его привычках и манере писать, его творческих поисках. Узнали, что А. Н. Островский создавал различные драматургические произведения. Критик Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». И, действительно, драматургу удалось перенести на сцену существенные подробности и детали национального быта русского народа 19 века. Драма «Гроза» - тому подтверждение. Сегодня вы покажете свои знания творчества А. Островского, свое умение анализировать поведение и поступки героев, высказывать точку зрения и отстаивать ее. Удачи вам! В конкурсе участвуют три команды. Задание 1. Ответить на следующие вопросы: 1. 1 команда 2 команда 3 команда Когда и где родился А. Н. Островский, кем были его родители? Какое образование получил А. Островский Назвать известные вам произведения А. Островского 2. Какая комедия была запрещена Николаем I для постановки на сцене? Под впечатлением чего была задумана «Гроза»? Какие критические статьи Н. Добролюбов посвятил «Грозе»? Задание 2. Определить лексическое значение следующих слов, кого из героев можно ими наделить? 1 команда 2 команда 3 команда Самодур (человек, который действует по своей прихоти, произволу, унижает достоинство других. Геена (в религиозном представлении место вечных мук) Ханжа (лицемер, прикидывающийся религиозным, добродетельным) «Луч света в темное царстве» (самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как протест против произвола) «Темное царство» (мир купцов-самодуров, темная косная среда, символ самодержавно-крепостнической России) Старозаветные (следующие старым заветам, устаревшие, отжившие) Задание 3. Кому из героев принадлежат следующие слова и как они их характеризуют? 1 команда 2 команда 3 команда «Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, не должны с нас, дураков, и взыскивать» (Кабаниха говорит о себе, прибедняясь, прикидывается несчастной, обиженной «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» (Жена Дикого, потому что он жестокий ругатель, еще силен и грозен, и если рассердится, то всем домашним приходится плохо) «А уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой, в окно выброшусь, в Волгу кинусь» (Решительность, сила характера Катерины, терпит лишь до поры, до времени) Задание 4. Вопросы по анализу драмы: 1 команда 2 команда 3 команда Сильный или слабый характер у Катерины, проанализируйте образ с этой точки зрения? Какие существенные явления русской действительности запечатлел Островский в драме «Гроза»? Какой смысл вложил писатель в название «Гроза»? Задание 5. Решить кроссворд (чья команда быстрее справится?) По горизонтали впишите имена героев пьесы. При правильном решении по вертикали прочитаете имя главной героини. д и к о й к а б а н и х а т и х о н ф е к л у ш а б о р и с к у л и г и н ш а п к и н в а р в а р а Задание 6. Костюмированное инсценирование отдельных явлений пьесы: 1 команда 2 команда 3 команда Сцена первого свидания Катерины и Бориса Диалог Катерины и Варвары Всенародное покаяние Катерины Задание 7. Вопросы на сообразительность (по карточкам). Карточка 1. В чем сказывается тлетворное влияние «темного царства» на Тихона и Варвару? Пытаются ли эти молодые люди вступить в открытую борьбу с самодурством или же приспосабливаются к жизненным обстоятельствам? Докажите ваш вывод на примере одного из этих действующих лиц. Карточка 2. С какой целью А. Н. Островский использует в пьесе художественный прием контраста? Обратите внимание на слова Кулигина (1 действие 1 явление) «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса…», «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». Сопоставьте это высказывание с той сценой, которая разыгрывается на глазах у Кулигина и Кудряша, а также с их суждениями о купце Диком (явление 1) и сделайте вывод. Карточка 3. Самоубийство Катерины – проявление силы или слабости? Вспомните, что Катерина была религиозна, а по религиозным представлениям самоубийцы осуждались на вечные муки. Задание 8. Последний вопрос «за засыпку». Внимательно вчитайтесь в следующие слова Н. Добролюбова: «Конец этот кажется нам отрадным». Согласны ли вы с этой мыслью? Обоснуйте свое мнение. (отрада – удовольствие, радость). Итого, результаты, оценки. Рефлексия.
|