Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Класс7 Урок по теме «Фразеологизмы и их значение » Цели: 1. Вспомнить значение и происхождение терминов «фразеология», «фразеологизм». 2. Формировать умение находить фразеологизмы в тексте, определить их лексическое значение, подбирать синонимы/антонимы к фразеологизмам; познакомиться с источниками фразеологизмов. 3. Развивать навыки самостоятельной и исследовательской деятельности. Задачи: Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Фразеология» Развивающая: способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся Воспитательная: воспитывать любовь к языку. Оборудование: проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями. ХОД УРОКА. I. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас веселыми и готовыми к нашему уроку. Давайте организуем «Круг радости» и пожелаем хорошее друг другу II. Повторение (синонимы, антонимы) Ребята, прежде чем вы познакомитесь с темой сегодняшнего урока, я предлагаю вам вспомнить: что изучает «Морфология», «Лексика»? Работа в парах. У вас на партах находится таблица, которую необходимо заполнить антонимами и синонимами антонимы синонимы дело весело хорошо бедный скупой скромный А теперь обменяйтесь таблицами с соседней парой и проверьте правильность заполнения таблицы по ключу антонимы синонимы дело безделье работа весело грустно смешно хорошо плохо отлично бедный богатый нищий скупой щедрый жадный скромный наглый стеснительный Отлично! Поднимите руки те, у кого все пустые поля таблицы были заполнены верно. Молодцы! А теперь давайте дадим определения синонимам и антонимам. III. Создание мотивации. А теперь переходим к теме нашего урока, но, чтобы узнать ее, вам необходимо разгадать загадки. Если вы правильно отгадываете загадку, на экране будет высвечиваться начальная буква каждого ответа. В конце у вас получится слово, которое является ключом к теме нашего урока Нарисует он картину И раскрасит Буратино. Он напишет объявление И открытку-поздравление. Рисовать плакаты мастер – Яркий, тоненький… (Фломастер) Ф В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след… (Ручка) Р Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас (Антенна) А Он звонит, звонит, звонит, Очень многим он велит: То сядь да учись, то встань, разойдись. (Звонок) З На новый год ей каждый рад, Хотя колюч ее наряд (Елка) Е Прийти я вовремя не смог – Давно уж начался урок. Учитель строгим сразу стал – За что меня он наказал? (Опоздание) О Линию прямую, ну-ка, Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука! Пригодится здесь … (Линейка) Л На носу сидели, На мир глядели, За уши держались (Очки) О Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей (Газета) Г Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну, И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну (Игла) И Если б не было его, Не сказал бы ничего (Язык) Я - Зачем нам необходимы знания о фразеологии? IV. Сообщение темы и целей урока, знакомство с материалом урока. -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся) Сегодня мы попробуем себя в роли юных лингвистов-исследователей, заглянем в историю языка и попробуем выяснить: почему фразеологизмы называют языковыми самородками. Итак, вперед! Учитель: А знаете ли вы происхождение слова «фразеология»? (Фразеология (от древне-греч. phrasis – выражение, оборот речи, слово, понятие и logos– учение)) - Что изучает фразеология? V. Наблюдение над фразеологизмами Учитель: А сейчас мы с вами отправимся в лингвистическую лабораторию исследовать фразеологизмы. 1. Наблюдение над свободными словосочетаниями и фразеологизмами. (Голуби, петухи, куры) не клюют. (Собака, кот, козел) наплакал. (Тертый, ржаной, черствый) калач. Задание. Составьте словосочетания с данными в скобках словами. Есть ли среди этих словосочетаний устойчивые? Можно ли использовать в качестве фразеологизмов остальные словосочетания? Почему? Вывод. Фразеологизмы используются в речи в неизменном виде. 2. Наблюдение над синтаксической функцией предложения (работа в группах) Задание. Найдите в тексе фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения. 1. Если я, к примеру, плохо учился, то меня всем классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился. 2. В трех верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. Физминутка /Позитивный ролик/ 3. Работа над антонимами фразеологизмов. Задание. Подберите антонимы к фразеологизмам, используя слова для справок. Жить душа в душу - … Пруд пруди - … За тридевять земель - … Засучив рукава - … Слова для справок: с гулькин нос, рукой подать, как кошка с собакой, спустя рукава. А теперь ребята , давайте сделаем вывод. /ответы учеников/ Фразеологизмы имеют синонимы и антонимы. 4. Самостоятельная работа по использованию фразеологизмов в речи (работа в группах по 4 человека) Задание. Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологическими оборотами. Как изменились предложения? Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Ира проснулась очень рано. Вывод. Использование фразеологизмов в речи делает ее более выразительной и образной. V. Подведение итогов урока. - Давайте ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока: почему фразеологизмы называют языковыми самородками? VI. Домашнее задание. Написать рассказ используя фразеологизмы VII Рефлексия Учитель: А теперь оцените свою работу на уроке, подобрав подходящий фразеологизм - Не покладая рук - Тяп да ляп - Через пень колоду - Засучив рукава Учитель: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост! Молодцы, ребята! Спасибо за работу! | |
Просмотров: 1543 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|