Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

сопоставление лирических героев М.Ю.Лермонтова и Магжана Жумабаева
Сопоставление образов лирических героев М.Ю. Лермонтова и Магжана Жумабаева
Бакай Т.А.,
Учитель русского языка и литературы
Полтавская средняя школа
Аккайынский район
Северо-Казахстанская область
Важную роль в культурном и эстетическом развитии личности играет художественное освоение мира посредством искусства. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои прошлого, но и что они думали и чувствовали, как вели себя в определенных обстоятельствах, помогает ощутить дух времени. При общении с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию.[1, стр.35-36]
Литература во все времена отражала нравственно-духовное и социальное состояние общества, и как проявление человеческого гения она причастна ко всему, что происходит на земле. Сущность художественной литературы в особом, образном видении мира, соответственно она воссоздает окружающую действительность только ей присущими средствами. Работа с художественными образами обогащает читательскую культуру школьников, вырабатывает определённые подходы к художественной литературе, учит постигать познавательную и оценочную функцию художественного образа при анализе поэтического текста. Образ - это конкрет¬ная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. В художественном мире есть сквозные образы, проходящие через тексты многих авторов. Подобные устойчивые образы часто называют вечными. Это могут быть пейзажные образы, образы-персонажи, образы-состояния, образы-чувства, образы природного мира.[2, стр.11-12]
Образы обладают такими свойствами, как открытость, информативность, непереводимость на язык понятий, то есть, образ не равен своим смыслам.
Поэзия - явление, возникающее из языка и опирающееся на его свойства. Поэтическое мышление - мышление в образах...
Словесный образ неразрывен с чувствительным образом, то есть тем, который возникает в нашем воображении посредством зрительных, слуховых осязательных ощущений. Воображение человека, создавая любые образы, всегда отражало факты и явления реальной действительности.
Огромна роль человеческого воображения. Чем оно богаче и щедрее, тем выпуклее, объемнее, многозначнее образы, создаваемые им. Воображение неизменно корректируется разумом, сопоставляющим образ с его реальным соответствием в реальной действительности.
Лирика Лермонтова - летопись становления души, и в этой абсолютной искренности - истинно художественное открытие автора. События духовной жизни интересуют поэт в момент их свершения. Его волнует сам механизм внутреннего движения души. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в его портрете заключены все сущностные бытийные конфликты, все, что в жизни автора не случайно, но является фактом Судьбы.
Всему внутреннему строю Лермонтова глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с тем культом тайной избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей. Творческий метод Лермонтова, во всяком случае до "Героя нашего времени", можно определить как психологический романтизм. В романтическом ключе поэт отметает, как мы уже говорили, все случайности жизни, то есть все, что в его жизни не от Судьбы, но от случая, от обстоятельств. Каждое же событие, "работающее" на Судьбу, воспринятое как ее проявление и знак, тщательно психологически исследуется, анализируется. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа.
Таким образом, мы находим ключевые слова к миропониманию поэта: оно строится на понятиях личности и Судьбы. Эти категории восприняты Лермонтовым во всей их неоднозначности. И сама неоднозначность понятий приводит к внутренней конфликтности мироосознания поэта. Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Лермонтов погружается в исследование сложного духовного мира человека, чья мысль вечно бодрствует в стремлении познать истину и достичь абсолютного совершенств. Эта тяга к идеалу, к высшему совершенству при осознании несовершенства мира и человека есть удивительная, чисто лермонтовская трактовка основного романтического конфликта между несовершенством мира вообще и идеальными устремлениями личности. В этот внешний конфликт романтизма Лермонтов привнес глубочайший внутренний конфликт личности, постоянное противоборство разнонаправленных сил - сил добра и зла - в душе человека. Исследование духовного мира бесконечно. И эту бесконечность открыл русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов.
Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро и зло находятся не вне человека, но внутри его, в его душе. Все внимание Лермонтова сконцентрировано на духовном пути героя. Поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, разочарование и страдание. О своем одиночестве в светском обществе, об окружающих его бездушных людях-масках, о холодности рук и душ говорит поэт в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." Лермонтов пишет о том, как "большой свет" пытается убить его душу. Стихотворение начинается с картины маскарада. Что раздражает поэта, и почему он пытается "забыться памятью" в "недавней старине", почему ласкает в душе старинную мечту? Маскарад отвратителен своей фальшью. Это притворство, это маски, прикрывающие бездушие, хранящие пустоту. Они нелепы. Все парадоксально в мире маскарада. "Пестрая толпа" видится поэту "как будто бы сквозь сон". Мелодия в музыке разрушена. Вместо искренних, доверительных речей слышится лишь "дикий шепот". Все противоестественно, все лжет. Душа Лермонтова живет "вольной птицей" только тогда, когда он вспоминает: В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости.
В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка...
Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз, и на холме вдоль желтой нивы чету белеющих берез…
Во многом схож с лирическим героем Лермонтова и лирический герой Магжана Жумабаева, знаменитого казахского поэта начала ХХ века. Мир чувств, образов, предстающих в поэзии Магжана Жумабаева, не только обладает способностью улавливать важные для людей и общества процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире. Он требует от читателей достаточно развитой способности к сопереживанию, умения отделить существенное от несущественного, приводить понятия в систему, давать, возможно, сначала неточные определения художественного образа как картины жизни, созданной при помощи воображения, выражающей мысли и чувства писателя вообще, а в данном случае М.Жумабаева
Главным сквозным образом в поэзии М. Жумабаева является образ Степи. Степь-синоним народа, его высоких нравственно-духовных сил. Жумабаев бесконечно верит в свой народ и любит его необъяснимой любовью. Романтическая, тяготеющая к символической русской поэ¬зии эстетика, с ярко выраженным национальным своеобразием характерна для лирики Магжана. Поэт, так же как и Лермонтов, одухотворяет природу -глубокие и прозрачные озера, высокие холмы и широкие долины приобретают живые черты. Солнце и луна, зимний вечер и летнее утро предстают в своей первозданной красоте. Магжан словно разрушает ту невидимую перегородку, ту грань, что существует между внутренним миром человека и миром природных явлений, как бы соединяя воедино человека и природу, достигая на этом пути значительных художественных обобщений. Стихотворение Магжана Жумабаева "Зимняя дорога" не случайно даже по названию перекликается со стихотворением Пушкина.
Разнообразны пейзажные картины, нарисованные Магжаном Жумабаевым. Различные времена года, различные времена суток, разные состояния природы, различные ландшафты - все это не самоцель, а средства выражения состояния лирического героя.
Как истинный сын своего народа поэт не может обойти своим вниманием святое для казахов слово - Степь. Во многих стихотворениях заметны образы степи. Образ степи является центральным в его поэзии, это синоним родного народа, народа высоких духовно-нравственных достоинств. Только слово способно передать животворную силу любви к родной земле, приблизить к святыне, ибо оно отголосок самой жизни, голос истории, суть души поэта.
В стихотворении «Я спешу» образ степи имеет еще более широкое понятие. Степь -это и родина, и народ, и пространство, простирающееся от Алтая до Урала. Ширь степного простора подчеркивается эпитетами «могучие крылья», «степное приволье». Лирический герой называет себя орлом, батыром, тигром, вкладывает в эти слова понятия вольности, свободы, бесстрашия, храбрости, характерные для степняков:
Коня оседлаю и знамя взметну,
В бою окровавленной саблей сверкну.
Пусть в мире прославится сила волчонка,
Который забавою видит войну.
Один из часто встречающихся образов - образ-переживание присутствует в стихотворении «Темная буранная ночь». Сердце поэта, волнуясь, бьется в созвучии со временем, его лирическое «я» трагично. Предчувствие беды, ожидание непоправимого все больше охватывают поэта. Тревожно, где-то слышатся раскаты грома и видны отблески молний. Поэтические метафоры, сравнения зримо передают чувства поэта:
Ночь буревая, ветра мытарство,
Смерть - холодное, мрачное царство.
С робкой надеждой свечу я зажег:
Будет- не будет мерцать огонек?
Черные тучи ползут отовсюду,
Только душа моя- светлое чудо-
Благословляет и благодарит:
Свечка не гаснет, мерцает, горит.
По яркости таланта, по художественному осмыслению человеческого в человеке можно и нужно поставить Магжана вровень с яркими звездами русской поэзии А.С.Пушкиным и М.Ю.Лермонтовым.
Как и многие поэты до него Магжан пишет небольшое стихотворение «Исповедь», где сравнивает себя с природными стихиями: огнем, солнцем, ветром, и повторяя рефрен: «С рождения плыву я против волн», он утверждает себя преданным единственному- своей поэтической сущности.
Вслед за Пушкиным и Лермонтовым, Магжан приравнивает поэтов к пророкам и также в своем произведении «Пророк» показывает себя великим гражданином великой страны, гражданином с гневным сердцем, полным гражданского протеста.
Читая Магжана, так и слышишь лермонтовского героя: «Весь мир против меня. Как я велик!,,,» Лирический герой Магжана- степняк, бунтующий против всего мира, дерзкий, открытый, бесстрашный, полный огня и протеста. Он сражается с ложью, ненавидит лукавство и несправедливость, ценит человека как личность. В этом и сходство и отличие лирического героя Магжана, яркого и пылающего, от героя Лермонтова, тоже пылающего, но гордого и одинокого, противопоставляющего себя миру, полному неправды и несправедливости.
Творчество и Магжана, и Лермонтова – тэ поэзия, устремленная к свободе, к свету, но если герой Лермонтова- разочарован этим миром, то герой Магжана- очарован его красотой, верит в его силу и полон света: Я от солнца рожден, я пылаю как Он…
Рассматривая поэзию Магжана Жумабаева с точки зрения образов, определяя мотивы и настроения его лирики, нетрудно заметить, что в ней преобладают образы степи, образы переживания и мысли, образы-персонажи, образы природного мира, вечные образы, образы судьбы и внутреннего состояния. А через художественные образы, в которых заключена правда жизни, преломленная и познанная через идейно-эстетические позиции автора, можно узнать о мире, о человеке, постичь образность как основу специфики художественной литературы, развить эмоциональную восприимчивость, образное и логическое мышление[3, стр.43]

Список использованной литературы
1. Г.Исмагулова. Вестник МГУ.- Москва, 1995 №3.- 190 стр.
2. А.В.Маслова. Введение в литературу. Москва, 1989 430 стр.
3. Г.Орлова Лирический герой Магжана Жумабаева. Русский язык и литература в школе, 2001 №6 115 стр.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: wwwbakajk508 (2015-10-06)
Просмотров: 994 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 9:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru