ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Как вызвать у учащегося интерес к уроку, в каких режимах (индивидуальном, парном, групповом) организовать обсуждение темы, как стимулировать ответы учащихся, воздерживаться ли от комментариев, давая возможность говорить детям и как осуществлять свою управленческую функцию: направлять, побуждать к высказыванию, слушать?
На все эти вопросы помогает ответить использование развивающей технологии критического мышления.
Известно, что уроки литературы воздействуют на ученика эстетически, естественно и как бы незаметно сообщая знания об окружающем мире и прежде всего обществе и человеке. Она воспитывает читателя, формирует его мировоззрение, его духовный мир, его интересы и вкусы.
Произведение искусства только тогда оказывает воспитательное воздействие, когда оно пережито, прочувствовано, доставляет эстетическое наслаждение.
Сегодня уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха от других наук, а часы воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения.
Активность или пассивность занятий определяются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чувством, побуждать к действию. Такая активность не возникает сама по себе, а создается творческим трудом учителя и ученика.
Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувство доброе», помогает становлению личности. Именно использование методики критического мышления предполагает личностное восприятие действительности, дающее право не соглашаться с общепринятыми установками в той или иной области науки, все подвергать критике и анализу, включает в себя идеи, понимание их смысла, анализ и сопоставление противоречивых точек зрения, рождение собственных идей.
Главное для уроков в режиме критического мышления – изменить взаимодействие учителя и ученика. Учащиеся на таких уроках учатся понимать, какая информация им нужна, как собрать части полученной информации в единое целое, они учатся выражать свое отношение к новым знаниям, новым идеям, давать понятия чему-то новому, отвергать ненужную информацию. Школьники приучаются делать свои творческие умозаключения в том мире информации, в котором они живут.
Учитель, работающий в режиме критического мышления, должен четко себе представлять, чем ценен данный урок, какова его тема, как он давал его традиционно и как будет работать сегодня, какие возможности предлагает данный урок.
Если проанализировать поэтапно урок в режиме критического мышления, мы видим, что каждый этап преследует свою определенную цель.
На 1-ом этапе учащиеся вовлекаются в воспоминания о том, что знают по теме, развивая у себя различные виды познавательной деятельности, начинают думать по заданной теме; идет активизация мыслительной деятельности, развивается аналитическое мышление. На этом этапе уместно использовать «мозговую атаку», «свободное письмо», «кластер», «ассоциации», ключевые слова. Например, урок словесности в 6 классе, изучение повести А. Пушкина «Метель». «Мозговая атака». Создание «Банка слов» по теме «Зимний пейзаж», стратегия «Перепутанные события».
Второй этап предполагает вхождение ученика в контакт с новой информацией. Цель данного этапа – увлечь, создать интерес, повысить мотивацию, помочь учащимся создать собственное мнение, понимание проблемы. На этом этапе урока используются направленное чтение, инсерт, кардиограмма, цветограмма, диаграмма Венна, стратегия ЖИГСО. На уроке словесности используется «Дневник двойной записи», учащиеся проводят параллель между состоянием природы и чувствами героев через ключевые слова-глаголы.
1. Фаза вызова
2. Фаза реализации смысла
На третьем этапе урока учащиеся должны понять, зачем им нужна данная информация, где они могут ее применить; высказывают свою точку зрения по изученному материалу. Здесь уместно применять «свободное письмо», «кластер», РАФТ, пятистишие, «оставьте последнее слово мне». На уроке словесности составляем диаграмму Венна, сравниваем зимний и летний пейзажи через ключевые слова с целью характеристики состояния природы и человека.
В результате использования данной методики школьники приучаются делать свои творческие умозаключения в том мире информации, в котором они живут.
Использование методики критического мышления повышает эффективность уроков русского языка и литературы. Ученики не равнодушны на уроке, не пассивны, они проявляют интерес к теме, к тому, чем занимаются на уроке и как они осваивают эту тему. Тем самым повышается качество знаний и успеваемость. Так, например, в слабом классе качество знаний по словесности было 48% - стало 62%, по русскому языку было 49% - стало 64%.
Таким образом, считается целесообразным применение данной методики на уроке как одной из развивающих технологий, которая с позиции ученика:
- позволяет увидеть проблему в новом ракурсе;
- учит выражать свои мысли и доверять себе;
- дает стимул учиться.
С позиции учителя поддерживает, но не навязывает свои идеи, помогает, но не ущемляет:
- мало говорит, а слушает, направляет и наблюдает;
- исследует проблему вместе с учеником.
В результате повышается мотивация к обучению, растет процент успеваемости и качества знаний учащихся.
Литература
1. Волков Е.Н. Опыт неспортивного, но здорового и полезного ориентирования в реальности и в себе. – М., 1999. – С.275
2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1997.
3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Перевод с английского Никольского Н.Н. – М.: Совершенство.
4. Темпл Ч., Стил Дж., Мередит К. Как учатся дети: свод основ. – М., 2012
5. Джойс Хербен, Клара Бейер. Обучение критической грамотности // Перемена. Воображение.-т. 4,-№4, 2003. С.37-42.
6. Дэвид Клустер. Что такое критическое мышление? // «Перемена. Воображение». 2008, №4, С.36-40.
|