СЕМЬ ЦВЕТОВ НАРЕЧИЯ (урок- блок интегрированный) Тема: Наречие Цель: познакомить учащихся с понятием о наречии, подготовить учащихся к восприятию орфограмм по теме. Оборудование: музыкальный центр (вальс И.Штрауса «На голубом Дунае»). Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Сегодня познакомимся с еще одной частью речи – наречием, научимся запоминать орфограммы: для этого попытаемся развить особый вид памяти – эйдетизм, заключающийся в способности сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновение их из поля зрения. Интересна история данной части речи. Наречия на о-е стали формироваться, как особый вид с середины 19 века. Процесс их образования не прекращается по сей день. Устаревают или вымирают местные наречия: доселе, дотоле, отсель, столь, отколе, происходят изменения типа: под тишком, исподтишка. А что вы знаете о спорах ученых об этой части речи? (отвечают заранее подготовленные ученики). - М.Ломоносов в «Российской Грамматике» писал, что «наречия, которые принимают уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и неправедно к одной части речи слова причитаются». - Ф.Буслаев в «Исторической Грамматике » и работе «О преподавании отечественного языка» о наречии отзывается так: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое, которое может быть выражено целым предложением ». 2. Теперь вспомним, что уже знаете о наречии из английского языка ( вниз- down, внизу-bellow,хорошо- well и т.д.) Правописание наречий не отличается особой легкостью. Усвоить поможет « Цветовая таблица орфограмм наречий». Кстати, как вы думаете, почему в таблице семь цветов и что они вам напоминают? (Цвета радуги). Запомнить их можно, выучив это предложение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Комментарий таблицы. 3. Запись в тетради, привести собственные примеры. 4. Словарный диктант с проверкой по таблице. Неряшливо, неправдиво, необычно, прекрасно, внезапно, увлеченно; издавна, начисто, добела, заживо, сначала, вдумчиво; свежо, неуклюже, хорошо, щемящее, по- нашему, по- соседски, по-доброму, во –первых, во- вторых; вскачь сплошь, навзничь. 5. Рассматривают рисунок, на котором только 4 цвета радуги. Какую ошибку допустил художник? Что общего между радугой и таблицей? (ошибка – 4 цвета в радуге вместо 7, общее между радугой и таблицей- количество цветов в радуге равно количеству орфограмм у наречий. 6. Для более прочного запоминания 7 орфограмм вам понадобятся кисти, краски, бумага. Будем рисовать и слушать И. Штрауса. Акварель – лат. «водяная прозрачная краска », поэтому акварельными красками пишут, не перерывая и почти не смешивая тона). Итак, представьте теплый летний день у моря или озера. Прошел небольшой дождь, на небе появилась радуга. Если подбросить воду в ладонях вверх, то в каждой летящей капле отразиться радуга. А теперь попытайтесь изобразить увиденную картину на бумаге Рисунок наносите легким движением карандаша, затем смочите лист влажной кистью и беритесь за краски. ( Во время работы звучит музыка Штрауса, способствует творческому настрою.) 7. Д.З.: запомнить орфограммы по цвету, подготовить примеры к таблице. Дифференцированные задания:1. Группа- написать лингвистические сочинение или исследование о наречиях, их взаимоотношениях с другими частями речи. 2. группа - составить тренировочные задания и упражнения, используя, кроме русских, слова английского языка. ДВА СЛОВА В ОДНОМ Живут два наречия, крепко-крепко соединенные между собой так, что их в грамматике считают одним наречием. Тихо- смирно живут, со стороны смотреть любо- дорого. Живут два наречия в одном, то ли волей живут, то ли неволей, а если одним словом сказать, то живут они волей-неволей. Слов-то в тексте полным – полно, мало-мальски, что не так, и пойдет все шиворот-навыворот! Лучше уж своей черточки держаться. Живут два наречия …. И вдруг, нежданно-негаданно- появляется между ними еще одно слово. Всего-навсего одно слово, и маленькое такое, а все же свое, из песни его не выбросить, даже если песня давным-давно надоела. Ну, теперь-то можно идти по жизни бок о бок, рука об руку, душа в душу жить , чтоб все было честь по чести. Хоть жить час от часу не легче, но надо жить. Ради этого, маленького, надо жить, потому что из песни его не выбросишь. И тут-то они замечают: нет черточки. Той самой черточки, которая их прежде соединяла. Раньше-то у них все было любо-дорого, хоть кое в чем, возможно, шиворот- навыворот, но зато крепко-накрепко, потому что было к чему их скреплять и им было за что держаться. А теперь они хоть и душа в душу, но без черточки, хоть и честь по чести, но без черточки. И наречия, которое у них было одно на двоих, теперь нет, потому что душа в душу – это уже не наречие…..Вот, оно как бывает! А мы-то думаем! Мы-то думаем, что нас соединяет это словечко, которое из песни не выбросишь, даже если сама песня никуда не годится. А на самом деле нас соединяет не оно. На самом деле нас соединяет черточка. Совсем незаметная черточка, которая нас двоих соединяет в одно и без которой нам жить и не дорого и не любо. Ф.Кривин Цветовая таблица орфограмм наречий • красный НЕ=НИ (небрежно, нигде, нередко- часто) • оранжевый НН=Н (мужественный- мужественно) • желтый ИЗ В ДО пиши А О пиши с НА С ЗА • зеленый О-Е (горячо- певуче) • голубой Дефис по - = и, - ому, = ему еле-еле, Далеко-далеко в, во- = ых, = их кое =, = то, =либо, = нибудь • синий Слитно- раздельно: запомнить! • фиолетовый Ь - после ч, ш – всегда после ж - настежь
|