Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Айгараева Дамиткен Сейлхановна, учитель русского языка и литературы СОШ№46, г. Уральск, Республика Казахстан Г.С. Нашанова, учитель школы – гимназии №34 им.Тайманова, г.Уральск, Республика Казахстан Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оценённым по достоинству. У. Джеймс Одним из важных компонентов процесса обучения является оценивание. В последнее время учителями школ ведётся поиск новых форм оценивания, которые позволили бы педагогу объективно оценить знания учащихся, повысить учебную мотивацию и учебную самостоятельность - ведь сегодня перед ними стоит задача – не передать определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ученику успешно учиться дальше, адекватно оценивать свои силы и возможности. С целью повышения качества образования, формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к изучению русского языка, помимо традиционной пятибалльной системы оценивания, мы в своей практике используем такой вид оценивания как оценивание по критериям. Под оцениванием по критериям понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Данная система оценивания позволяет: - возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса; - возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения; - дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий контроль, домашняя, творческая и др. виды работ); - отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда; - повысить объективность оценки знаний. [2] Оценивание осуществляется по заранее определённым критериям. Уровень учебных достижений каждого ученика (знания, умения, навыки) оценивается по критериям и показателям, выделенным в соответствии с требованиями ГОСО РК. Уровни учебных достижений Критерии Показатели (ожидаемые действия ученика) минимальный воспроизведение знаний, умений и навыков(1-3 балла) - узнает, различает объекты; выполняет действия на копирование (повторение определений, понятий, перечисление свойств); - умеет актуализировать элементарные знания, факты: приводить примеры, использовать основные понятия из учебника; - воспроизводит учебный материал с опорой на помощь, без обобщений и выводов; - выполняет стереотипные учебные задания по образцу; - испытывает затруднения в применении отдельных предметных и общеучебных интеллектуальных умений; - допускает ошибки (не более 3 3 существенных и не более 5 5 несущественных ошибок) достаточный понимание (интерпретация и преобразование знаний, умений и навыков) (4-6 баллов) - осознанно, полно воспроизводит учебный материал (самостоятельно, последовательно, с примерами, обобщениями и выводами); - умеет преобразовывать словесную информацию в формулы, уравнения, таблицы, графики, схемы; - умеет сравнивать на основе описания фактов и явлений, определять причины сходства и различия; - может использовать знания для объяснения явлений; - выполняет типовые задания по обобщенному алгоритму; - допускает в работе несущественные ошибки (3-5); - применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения под контролем учителя. оптимальный применение освоенного учебного материала в стандартной ситуации (использование и интеграция полученных знаний, умений и навыков) (7-9 баллов) - может оперировать учебным материалом в знакомой ситуации; умеет обобщать, классифицировать, систематизировать, анализировать и синтезировать известные сведения и факты; - может использовать знания для прогнозирования явлений; - умеет выявлять и устанавливать причинно-следственные связи на основании сведений, приведенных в учебнике, предполагать и описывать последствия, вытекающие из имеющихся данных; - демонстрирует овладение алгоритмами специальных предметных действий, самостоятельно решает учебные задания, содержащие подзадачи с явными связями между ними; - применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения с незначительной помощью учителя; - допускает единичные несущественные ошибки (не более 3) в работе и может устранить их. высокий применение освоенного учебного материала в нестандартной ситуации (моделирование, трансформация комплексных знаний, умений и навыков) (10-12 баллов) - осознанно оперирует материалом как в знакомой, так и в незнакомой ситуациях, при этом использует самостоятельно усвоенные дополнительные сведения; - может осуществлять творческий перенос знаний, приводить примеры из различных источников и областей знания; использовать необходимые наглядные средства, схемы, графики, обосновывать выводы; - может устанавливать связи между содержанием различных тем и разделов учебного предмета, а также межпредметные связи; объяснять причины сходства и различия, выявлять существующие связи, взаимное влияние фактов, событий, процессов; - выделяет главный и второстепенный материал; применяет полученные знания для выполнения нестандартных заданий, связанных с реальными жизненными проблемами; - возможно наличие 1-2 недочетов, самостоятельно исправляемых учащимся; - самостоятельно и свободно применяет предметные и общеучебные интеллектуальные умения как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели. Например, при изучении раздела « Лексика и фразеология» в 7 классе казахской школы на первом уроке вместе с учениками вырабатываем критерии: Критерии А Тебе необходимо знать: - предмет изучения лексики и фразеологии; -тематические группы слов (лексикология, лексическое значение, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, омонимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы и т.д.); -отличительные признаки понятий синонимов, антонимов, омонимов, многозначных и однозначных слов, многозначных слов и омонимов; -лексическое значение фразеологизмов. Критерии Б Тебе необходимо уметь: -объяснять значение слова; - определять грамматическое и лексическое значение слова; - различать однозначные и многозначные слова; -различать многозначные слова и омонимы; -подбирать антонимы, синонимы, омонимы, уметь составлять синонимический ряд и антонимическую пару; -уметь толковать и использовать слова с прямым и переносным значением; - уметь объяснить значение фразеологизмов и использовать их в речи. Критерии С Тебе необходимо научиться: - работать с различными словарями (толковыми, фразеологическими, синонимов, антонимов); - уметь выполнять лексический разбор слова; -составлять словарь на заданную тему; -составлять рассказы- миниатюры, используя слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, фразеологизмы. В 5 классе при изучении раздела «Фонетика. Орфография» составляем следующие критерии: Критерий А -знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация; -знать алфавит и произношение букв; -различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные; -различать звуки и буквы; -правильно обозначать звук на письме; -уметь расставлять ударения в словах; -знать и формулировать правили орфографии по изученным правилам. Критерии Б -уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов; -различать типы слогов; -производить фонетический разбор слова; Критерий С -уметь передавать информацию из раздела «Фонетика и орфография» логично и последовательно; -уметь определять звуковой состав слов в речи; -уметь использовать принципы орфографии и объяснить правописание слов на изученные правила; Умело пользоваться орфографическим словарём. Оценивание по критериям позволяет: Учителям: • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов; • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности; • Улучшить качество преподавания; • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей; • Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания; • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы. Ученикам: • использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания; • знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха. • участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников; Родителям: • Получать доказательства уровня обученности ребенка; • Отслеживать прогресс в обучении ребенка; • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения. Работа с текстом в казахских классах необходима для развития речи учащихся. В 5 классе вместе с учениками вырабатываем следующие критерии при работе с текстом: - выразительное чтение текста; -правильное произношение слов; -умение передать содержание текста; -умение определять тему и основную мысль текста; - умение составлять «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту; - выражать своё отношение к теме высказывания. При таком оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения. Снижается школьная тревожность, и учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта. Оценивание по критериям выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Источник: http://Литература 1. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. М.: КАРО , 2008. 2. Красноборова А.А. Критер | |
Просмотров: 4039 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|