Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Интегрированный урок на тему «Заимствованные слова»
Интегрированный урок на тему «Заимствованные слова»

Знать:
1. Почему слова из одного языка проникают в другой? Какими путями?
2. Что происходит со словами- иностранцами в русском языке?
3. Каково отношение общества к заимствованиям?
Уметь :
Пользоваться словарями (толковым словарем, словарем иностранных слов)

«Все народы меняются словами и
занимают их друг у друга»- эпиграф к уроку.

Ход урока
1. Вступительное слово учителя (тема, цель урока). Задание прослушайте текст, выпишите в тетрадь слова, учитель английского языка или учащиеся старшего класса читает текст на английском языке.
- Какова тема текста?
- Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке!
Читаем текст на немецком языке.
-Каково тема текста?
- Почему вы так решили?
Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.
- Как они к нам попали?
2. Немного истории: сообщения уч-ся о времени проникновения в наш язык английских слов (этимология): вокзал, бойкот, лодырь, галиматья, хулиган.
3. - А что происходит со словами – «иностранцами », когда они попадают в русский язык?
Показываем на конкретных примерах:
Jazz – джаз
Cowboy- ковбой
Cakes- кекс
die schrift- шрифт
die klasse- класс
Обобщение; слово осваивается 1. графически; 2. фонетически; 3.грамматически;4.лексически.
- И все же по нескольким элементам в слове можно узнать, откуда оно к нам пришло:
Из анг.: Из нем.:
Дж-джаз шт, шп – в начале слова
Инг- митинг - манн
-мен – спортсмен - мейстер ( на конце)
4. Задание: разделить слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске )
Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, почтмейстер, спортсмен, джин, штабель, оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джентльмен.
- Как можно проверить себя?
- Где вообще можно узнать о происхождении слова?
(Знакомство со словарем иностранных слов, с пометами в толковом словаре).

Задание:
Найти в толковом словаре учебника заимствованные слова.
- А заимствованные слова - это хорошо или плохо?
- Понятны ли вам эти слова: маркетинг, паритет, консенсус?
5. Обобщение: благодаря заимствованиям, русский язык становиться богаче (заимствованных слов всего 10 % . Можно провести эксперимент: подсчитать все слова на одну букву и выяснить, сколько слов - среди них иностранных.)
Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов.
6. Работа с таблицей.
Русский язык Английский язык Немецкий язык
мать mother mutter
нос nose nase
волк wolf wolf
сестра sister schwester
сын son sohn

Похожие слова почти одинаково звучат и в некоторых других языках (рассказ о родстве индоевропейских языков, опираясь на генеалогическое дерево языков)
- А как вы думаете, кто скорее поймет англичанина немец или русский? Почему ? (рассказ о германской и славянской ветвях индоевропейских языков).
И все же каждый язык неповторим, по-своему богат и прекрасен. А незнание чужого языка порой приводит к недоразумениям. Подстерегают они даже опытных переводчиков.
7. Сообщение учащихся об эксперименте, проведением газетой «Неделя».
- В эксперименте участвовали 20 переводчиков, знающих 2 смежных языка. Каждый должен был принять от своего коллеги текст и, переложив его на другой язык, передать следующему. За исходный был взят отрывок из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Николаевичем » Н.В.Гоголя: «Она сплетничала, и ела вареные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась,- и при всех этих разнообразных занятиях лицо ее ни на минуту не изменяло своего выражения, что обыкновенно могут одни только женщины»
Заключительная фаза эксперимента- сопоставление перевода с языком оригинала. Теперь, после добросовестных усилий двух десятков переводчиков, пройдя через традиции, законы, характер и особенности различных языков, гоголевская фраза трансформировалась в нелепые до смешного строки: «Выпив компот, она выбросила из хижины старье, а он радостно забил в тамтам». Сработал механизм «испорченного телефона». Из 34 слов оригинала к финишу пришло только одно: личное местоимение она, а возможность правильно понять мысль отрывка была сведена к нулю.
Вывод:
Даже в самом лучшем переводе текст теряет что-то свое, национальное, неповторимое. Выход один, серьезно изучать язык, чтобы понять народ, который на нем говорит.
8. Подведение итогов урока.
9. Д/З.: выписать из художественных произведений 4 предложения с заимствованными словами, подготовить сообщения.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: SOUL (2010-04-20) | Автор: Пак Римма Андреевна E
Просмотров: 5633 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru