Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе на тему « Борис Васильев. Повесть « А зори здесь тихие…». Учитель русского языка и литературы специализированной средней школы №2 г. Актобе Исмаилова Б.М. Задачи урока: 1.Развивать познавательные способности, коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся. 2.Способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ. 3.Совершенствовать умение анализировать текст, рассуждать, размышлять. Эпиграфы: 1) Ты гори, зари полоска узкая, По земле ползет пожара дым… Мы тебя, земля родная, русская, Никогда врагам не отдадим! И. Молчанов 2) У войны не женское лицо. С. Алексиевич Ход урока 1.Слово учителя о теме и задачах урока - «Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского – боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его – это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей» ( Б.Васильев). Писатели показали нам, что и на войне ценны честные, смелые и справедливые люди, что дружба на войне – это нечто большее, чем просто дружба – это неразрывная связь, скрепленная кровью. Писатели показали нам, что ошибки на войне – это нечто большее, чем просто ошибки, ибо за ними таятся жизни и судьбы людей. 2.Беседа по вопросам: А) Назовите произведения о ВОВ и их авторов. Б) Ваши ассоциации со словом «война». -Война- это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Ужас, дикость. В) Согласны ли вы с утверждением « у войны не женское лицо»? - Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами… Борис Васильев Г) В каких произведениях рассказывается об участии женщин в войне? 3.Рассказ о жизни, творчестве Б. Васильева, истории создания повести (использование слайдов) - Родился 21 мая в Смоленске в семье военнослужащего. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках. После войны окончил Военную академию бронетанковых войск (1948), служил в армии, был инженером-испытателем транспортных машин на Урале. Литературный дебют Б.Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса "Офицер", затем следующие - "Стучите и откроется" (1939), "Отчизна моя, Россия" (1962). В 1969 в печати появляется повесть "А зори здесь тихие", принесшая автору широкую известность. Повесть была инсценирована, а в 1972 на экраны вышел одноименный фильм, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль. Следующие произведения Б.Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя: повесть "Самый последний день" (1970); роман "Не стреляйте белых лебедей" (1973); роман "В списках не значился" (1974). Все три произведения были экранизированы, Перу Б.Васильева принадлежат исторический роман "Были и небыли" (1977 - 80), автобиографическая повесть "Летят мои кони..." (1982), книги "Неопалимая купина" (1986) и "И был вечер, и было утро" (1987). В 1991 выходят две повести "Капля за каплей" и "Карнавал", в следующем году - новое произведение - "Дом, который построил дед", в 1990 - очерк "Есть такая профессия". Недавно закончил новый исторический роман "Ярослав и его сыновья", посвященный времени Александра Невского. В настоящее время работает над произведением "Утоли мои печали". Живет в Москве. Учитель: Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду На всех, на все четыре года. Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет, и тридцать лет Живым не верится, что живы… К. Симонов. -Война оставила след в истории многих государств, в судьбе народа и каждой семьи. Оказала огромное влияние на общественное сознание. Какова роль ваших семей в ВОВ? Выступления учащихся: 1. Великая Отечественная война стала для меня и моих сверстников лишь далеким отголоском прошлого. О событиях тех времен мы узнаем из книг, фильмов, рассказов участников войны и учителей на уроках истории и литературы. Идут годы, уходят из жизни солдаты, защитники нашей страны. И в нашем маленьком городе Актюбинске 9 мая у Вечного Огня их собирается с каждым годом все меньше и меньше. Торжественный и немного грустный этот праздник – День Победа – в нашей семье. Торжественный от сознания того, что это праздник мира над войной, а грустный от того, что не вернулся мой прадедушка назад с победой в родное село. Я и моя семья храним трепетное воспоминание о моем прадедушке Турмухамбетове Абдулле. Двадцатишестилетним мужчиной призвали его в армию. На фронт прадедушка ушел один из первых, в самом конце июня тысяча девятьсот сорок первого года, а в феврале тысяча девятьсот сорок второго года на него пришла похоронка. В ней значилось, что он пропал без вести в боях под Москвой. Действительно, его письма (их было всего три) шли из-под Москвы. В них говорилось о суровой зиме, об отступлениях, о вере в то, что война долго не должна продлиться. В одном из писем прадед спрашивал о том, как поживает сын, кто родился у моей прабабушки, ведь она ждала ребенка, провожая мужа на фронт. В конце августа тысяча девятьсот сорок первого года родился второй сын, которого он так никогда и не увидел. Получив похоронку, моя прабабушка все надеялась, ждала своего солдата, не верила в его гибель. Много времени прошло с тех пор, но место захоронения прадеда не было найдено. Стали взрослыми дети прадедушки Абдуллы. Неоднократные запросы в районные военкоматы, архивы Министерства обороны не дали никаких результатов. Ответ был однозначным: пропал без вести. И вот в конце восьмидесятых моя прабабушка получила письмо из Московской области от местного военкома. В письме он сообщал, что одиночных могил на территории области тысячи. В начале семидесятых все они были сведены в несколько больших братских могил. Своему прадедушке, воину-защитнику, я хочу сказать: Тебе, мой прадед, от всех людей земли Хочу сказать сердечное спасибо! Ты – победитель, эхо той войны, За правду ты сражался не в полсилы! 2. Не обошла война стороной и мою семью. В мае тысяча девятьсот сорокового года моему деду, Есетову Сабиру Тайбаковичу, исполнилось двадцать шесть лет. Сколько счастливых лет впереди! Сколько рассветов! А надежд и планов?! Но не судьба… двадцать восьмая весна принесла ему не песнь соловья на рассвете, а слова, которые леденили душу, перечеркивали все надежды. Война! Это утро тысяча девятьсот первого года изменило миллионы человеческих судеб: Германия напала на страну. Весь советский народ встал на защиту и освобождение своей Родины. Не остался в стороне и мой дедушка. Желание бороться за родную землю, освободить ее было превыше всего. Он воевал долгих три года на Волховском фронте под Ленинградом. А в тысяча девятьсот сорок третьем году его настигла вражеская пуля. Дедушка был тяжело ранен в голову и бедро. Попав в госпиталь, чудом остался жив. Пролежав почти три месяца, он вернулся в свой родной дом, в городе Ленинград. Но вместо дома остались одни развалины. От соседей он узнает, что во время бомбежки погибла вся его семья: жена, дети, родители. Так как дедушке идти было некуда, его приютили соседи. После госпиталя он вернулся еще ослабленным, но благодаря жажде к жизни и победе, он не падал духом. Трудился в тылу. На заводе выпускал боевые снаряды. Мой дедушка и другие работники этого завода трудились день и ночь, стараясь своим самоотверженным трудом приблизить конец войны. 3. Мы, молодое поколение, узнаём о войне из фильмов, песен, книг, но ценнее всего рассказы наших близких. Мой дед погиб на войне. Воспоминания и письма – вот всё, что от него осталось. Письмо-треугольник – самая ценная реликвия в нашем доме. Оно было последним. Всякий раз, перечитывая, понимаешь, чего стоила победа. «Здравствуй, Танюша! Как у тебя дела? Как дети? Я не видел тебя уже три года. Наверное, ты изменилась, дети выросли. Когда я уезжал, они были еще совсем малютками. Таня, каждое твоё письмо для меня, как глоток воды в пустыне, как согревающий огонь в лютый мороз. Я редко пишу тебе, но ты не обижайся. Мне трудно выразить то, что у меня на душе. Как я хочу тебя увидеть! Всё бы отдал за это. Не знаю, когда напишу в следующий раз. Таня, если со мной что-нибудь случится, сохрани детей. Если они будут спрашивать об отце, скажи, что я погиб за Родину». Твой Коля, 1944, 30/3 Моя бабушка бережёт это письмо, как зеницу ока. Дед умер 31 марта 1944 года. Он как будто чувствовал близкую смерть и написал письмо. Весточку от него передал фронтовой товарищ. Он рассказал, что дед готов был сражаться до последней капли крови, не щадя себя и своей жизни. Он умер, прикрыв грудью своего товарища. Последнее о чём он просил – это передать письмо. Перечитывая его, бабушка плачет и вспоминает деда. Мне она очень много о нем рассказывает. И я горда тем, что мой дед погиб за свою родину. Из рассказов своей бабушки я узнала о войне и поняла, что это было страшное время. Безусловно, героизм и мужество простых солдат поражают моё воображение, но ещё больше мои чувства затрагивают рассказы о тех ситуациях, когда человек стоит перед нравственным выбором, когда он обнаруживает себя в добре и зле, мужестве и страхе, преданности и предательстве. Учитель: Вы познакомились со многими произведениями, фильмами о войне. Какой след оставили у вас уроки литературы о ВОВ? ( свое восприятие) 1. Безусловно, героизм и мужество простых солдат поражают моё воображение, но ещё больше мои чувства затрагивают рассказы о тех ситуациях, когда человек стоит перед нравственным выбором, когда он обнаруживает себя в добре и зле, мужестве и страхе, преданности и предательстве. 2.Для того, чтобы победить всем, надо было победить каждому в отдельности. Помогло выстоять чувство ответственности, когда каждый считал войну своим личным делом. Любовь к Родине делала непохожих друг на друга людей единым целым, помогала выстоять и победить. Каждый человек старался сделать все для победы. 3.Многое удивительно, многое может сделать человек, если он знает во имя чего и за что он борется. Темы трагической судьбы советских людей никогда не будет исчерпана. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится Чечня, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. «Память противостоит ужасающей силе времени»,- сказал Д. С. Лихачев. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. 4. Рассказ учителя об истории создания повести «А зори здесь тихие…». (использование слайдов) - В 1969 году журнал «Юность» опубликовал повесть «А зори здесь тихие…». Повесть читали тогда и читают сегодня, по повести поставлен одноимённый фильм, прошедший с успехом на экранах многих стран. Повесть Б. Васильева стала моей настольной книгой, потому что она поведала мне правду о войне устами человека, который видел на дорогах войны много горя, терял своих фронтовых друзей. А вот эпизод, который вспоминает Б. Васильев: «... Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва кончив 10 классов, в первые дни войны… в составе истребительного батальона вышли на задание в лес. И там, среди живой зелёной лесной поляны, такой мирной в своей тишине,… я увидел двух мёртвых деревенских девочек, убитых фашистами… Я потом повидал много горя, но этих девочек забыть никогда не мог…». 5. Творческая работа класса по группам: 1.Рассказать о жизни девушек до войны, во время войны, участие в разведке. Составить характеристику. Выразить свое отношение к героине повести. Охарактеризовать Васкова ( презентация учащихся на слайдах) Работа учащихся 1-ой группы: - Сам Борис Васильев не перестает любоваться Женей: "высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца". Семью Женьки: маму, бабушку, братишку -- всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: "Женька, тебе бы в театр...". Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги. Веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Работа учащихся 2-ой группы: - Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал -- отодвигал. -- Помрет у нас мать-то, -- строго предупреждал отец, Пять лет изо дня в день он приветствовал ее этими словами. Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибирала в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом. Подружки ее давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня. Завтрашний этот день никогда не связывался в ее сознании со смертью матери. Она уже с трудом помнила ее здоровой, но в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места. В отличие от смерти, о которой с такой нудной строгостью напоминал отец, жизнь была понятием реальным и ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра, пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего. Работа учащихся 3-ей группы: - Соня Гурвич из Минска. Ее отец был участковым врачом. У них была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий Еще в университете Соня донашивала платья, перешитые из платьев сестер, — серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. И т.д. 6.Беседа по повести: 1.Какой смысл вложил автор в название повести? - Заглавие подчеркивает весь ужас, всю дикость этой войны - Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят память о происшедших событиях, хранят свято, как и прежде, тишину - Заглавием Б.Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори. - Самим заглавием автор выражает протест против войны. 2.Охарактеризовать Васкова ( слайды). Как показывает Борис Васильев этого героя в повести? Под воздействием каких событий меняется он? (эволюция героя) 1. Встреча зенитчиц: суровый, сухой, холодный, скрытный, придерживающийся только устава, малограмотный, не умеющий принимать решения. 2. Пленение немцев: глубоко переживающий, страдающий, умеющий быть твердым. 3. В чем значение произведения? 4. Сравните повесть и фильм по произведению. 7. Творческая работа: составить синквейн со словом « патриотизм». 8. Прослушивание песни « Хотят ли русские войны?» 9. Подведение итогов урока.
|