Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Критериальное оценивание на уроках русского языка
Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей быть
оценённым по достоинству.
У. Джеймс
Одним из важных компонентов процесса обучения является оценивание.
В последнее время учителями школ ведётся поиск новых форм оценивания, которые позволили бы педагогу объективно оценить знания учащихся, повысить учебную мотивацию и учебную самостоятельность - ведь сегодня перед ними стоит задача – не передать определённую сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ученику успешно учиться дальше, адекватно оценивать свои силы и возможности. С целью повышения качества образования, формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к изучению русского языка, помимо традиционной пятибалльной системы оценивания, мы в своей практике используем такой вид оценивания как оценивание по критериям.
Под оцениванием по критериям понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующий формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Данная система оценивания позволяет:
- возможность определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
- возможность получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за всё время обучения;
- дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий контроль, домашняя, творческая и др. виды работ);
- отражать текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
- повысить объективность оценки знаний. [2]
Оценивание осуществляется по заранее определённым критериям. Уровень учебных достижений каждого ученика (знания, умения, навыки) оценивается по критериям и показателям, выделенным в соответствии с требованиями ГОСО РК.

Уровни учебных достижений
Критерии Показатели
(ожидаемые действия ученика)
минимальный воспроизведение знаний, умений и навыков(1-3 балла) - узнает, различает объекты; выполняет действия на копирование (повторение определений, понятий, перечисление свойств);
- умеет актуализировать элементарные знания, факты: приводить примеры, использовать основные понятия из учебника;
- воспроизводит учебный материал с опорой на помощь, без обобщений и выводов;
- выполняет стереотипные учебные задания по образцу;
- испытывает затруднения в применении отдельных предметных и общеучебных интеллектуальных умений;
- допускает ошибки (не более 3 3 существенных и не более 5 5 несущественных ошибок)

достаточный понимание (интерпретация и преобразование знаний, умений и навыков)
(4-6 баллов) - осознанно, полно воспроизводит учебный материал (самостоятельно, последовательно, с примерами, обобщениями и выводами);
- умеет преобразовывать словесную информацию в формулы, уравнения, таблицы, графики, схемы;
- умеет сравнивать на основе описания фактов и явлений, определять причины сходства и различия;
- может использовать знания для объяснения явлений;
- выполняет типовые задания по обобщенному алгоритму;
- допускает в работе несущественные ошибки (3-5);
- применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения под контролем учителя.
оптимальный применение освоенного учебного материала в стандартной ситуации (использование и интеграция полученных знаний, умений и навыков)
(7-9 баллов) - может оперировать учебным материалом в знакомой ситуации; умеет обобщать, классифицировать, систематизировать, анализировать и синтезировать известные сведения и факты;
- может использовать знания для прогнозирования явлений;
- умеет выявлять и устанавливать причинно-следственные связи на основании сведений, приведенных в учебнике, предполагать и описывать последствия, вытекающие из имеющихся данных;
- демонстрирует овладение алгоритмами специальных предметных действий, самостоятельно решает учебные задания, содержащие подзадачи с явными связями между ними;
- применяет специальные предметные и общеучебные интеллектуальные умения с незначительной помощью учителя;
- допускает единичные несущественные ошибки (не более 3) в работе и может устранить их.
высокий применение освоенного учебного материала в нестандартной ситуации (моделирование, трансформация комплексных знаний, умений и навыков)
(10-12 баллов) - осознанно оперирует материалом как в знакомой, так и в незнакомой ситуациях, при этом использует самостоятельно усвоенные дополнительные сведения;
- может осуществлять творческий перенос знаний, приводить примеры из различных источников и областей знания; использовать необходимые наглядные средства, схемы, графики, обосновывать выводы;
- может устанавливать связи между содержанием различных тем и разделов учебного предмета, а также межпредметные связи; объяснять причины сходства и различия, выявлять существующие связи, взаимное влияние фактов, событий, процессов;
- выделяет главный и второстепенный материал; применяет полученные знания для выполнения нестандартных заданий, связанных с реальными жизненными проблемами;
- возможно наличие 1-2 недочетов, самостоятельно исправляемых учащимся;
- самостоятельно и свободно применяет предметные и общеучебные интеллектуальные умения как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели. Например, при изучении раздела « Лексика и фразеология» в 7 классе казахской школы на первом уроке вместе с учениками вырабатываем критерии:
Критерии А Тебе необходимо знать:
- предмет изучения лексики и фразеологии;
-тематические группы слов (лексикология, лексическое значение, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, омонимы, антонимы, синонимы, фразеологизмы и т.д.);
-отличительные признаки понятий синонимов, антонимов, омонимов, многозначных и однозначных слов, многозначных слов и омонимов;
-лексическое значение фразеологизмов.
Критерии Б Тебе необходимо уметь:
-объяснять значение слова;
- определять грамматическое и лексическое значение слова;
- различать однозначные и многозначные слова;
-различать многозначные слова и омонимы;
-подбирать антонимы, синонимы, омонимы, уметь составлять синонимический ряд и антонимическую пару;
-уметь толковать и использовать слова с прямым и переносным значением;
- уметь объяснить значение фразеологизмов и использовать их в речи.
Критерии С Тебе необходимо научиться:
- работать с различными словарями (толковыми, фразеологическими, синонимов, антонимов);
- уметь выполнять лексический разбор слова;
-составлять словарь на заданную тему;
-составлять рассказы- миниатюры, используя слова с прямым и переносным значением, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
В 5 классе при изучении раздела «Фонетика. Орфография» составляем следующие критерии:
Критерий А
-знать единицы фонетики: звуки речи, слог, ударение, интонация;
-знать алфавит и произношение букв;
-различать твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, гласные ударные и безударные;
-различать звуки и буквы;
-правильно обозначать звук на письме;
-уметь расставлять ударения в словах;
-знать и формулировать правили орфографии по изученным правилам.
Критерии Б
-уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов;
-различать типы слогов;
-производить фонетический разбор слова;
Критерий С
-уметь передавать информацию из раздела «Фонетика и орфография» логично и последовательно;
-уметь определять звуковой состав слов в речи;
-уметь использовать принципы орфографии и объяснить правописание слов на изученные правила;
Умело пользоваться орфографическим словарём.
Оценивание по критериям позволяет:

Учителям: • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
• Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
• Улучшить качество преподавания;
• Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
• Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
• Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Ученикам: • использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
• знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха.
• участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Родителям: • Получать доказательства уровня обученности ребенка;
• Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
• Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Работа с текстом в казахских классах необходима для развития речи учащихся. В 5 классе вместе с учениками вырабатываем следующие критерии при работе с текстом: - выразительное чтение текста; -правильное произношение слов; -умение передать содержание текста; -умение определять тему и основную мысль текста; - умение составлять «тонкие» и «толстые» вопросы к тексту; - выражать своё отношение к теме высказывания. При таком оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения. Снижается школьная тревожность, и учитель от роли «судьи в последней инстанции» переходит к роли консультанта. Оценивание по критериям выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Литература
1. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников. М.: КАРО , 2008.
2. Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе. Пермь, 2010, стр.14-15
3. Методические пособия АО Назарбаев Интеллектуальные школы по критериальному оцениванию.
4.Панина А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику. Начальная школа плюс До и После.2008.- №9.- С.28-31.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: damitken (2015-10-30)
Просмотров: 1197 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 1:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru