Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы "Гармония искусств на уроках литературы"
Язык искусства - наиболее сложный из всех, которые известны миру. Сократ толковал о божественном происхождении искусства, Аристотель утверждал, что искусство глубже науки объясняет мир и совершает очищение человека (катарсис). И я свято верю в силу искусства слова, которое в гармонии с другими средствами эстетического воздействия способно разбудить ум и сердце ребенка.

В системе даю детям творческие задания, которые “переводят” художественные произведения на язык других видов искусства. Предоставляю учащимся возможность окунуться в процесс творчества, создать собственную творческую “лабораторию”, в которой можно было бы попробовать разные способы самовыражения: через рисунок, театрализацию, музыку, собственное произведение того или иного жанра.

Психологами давно установлено, что у детей всех возрастов лучше всего развито зрительное восприятие. У каждого ребенка очень рано рука начинает тянуться к цветным карандашам и краскам. В рисунках он выражает себя, свое восприятие мира и представление о нем. С годами эта потребность как бы притупляется, но стоит дать толчок, как она может проявиться в новом качестве. В пятом классе часто даю задание создать иллюстрацию к тому или иному произведению. По теме “Устное народное творчество” дети создают иллюстрации-загадки к прочитанным сказкам, сами пишут волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, сказки по данной пословице, создают сборники пословиц, поговорок, загадок, иллюстрируя свои книжки-малышки. Обобщающий урок провожу с выставкой творческих работ учащихся, с инсценированием сказок. Всегда привлекаю фольклорную группу школы, предлагаю детям костюмирование и сама одеваюсь в русский народный костюм.

Интересно проходят уроки-путешествия по сказочной стране. Пятиклассники рисуют свою сказочную страну, пишут сочинение и на уроке проводят экскурсию по своей карте.

При изучении басен И. Крылова инсценируем басни “Квартет”, “Стрекоза и Муравей” и др. Дети пишут свои басни, иллюстрируют их.

Изучая творчество Н.В. Гоголя, дети пересказывают отрывки из его произведений близко к тексту, затем составляют небылицы “Ночь перед Рождеством”.

По рассказу В.П. Астафьева “Васюткино озеро” учащиеся составляют карту-схему путешествия Васютки, по которой делают подробный пересказ.

При изучении рассказа Б. Шергина “Рифмы” даю понятие о стихосложении, появляются первые детские стихи. К стихотворению С. Никитина “Русь” дети рисуют кадры диафильма.

С пятого класса практикую нестандартные формы уроков: урок-концерт, урок-праздник, литературно-музыкальная гостиная, урок-суд, литературный ринг и др. В старших классах провожу комплексные словесно-изобразительные сочинения. В чем суть такой работы? Учащиеся должны в красках выразить свое понимание той или иной темы и дать ему словесное обоснование. Можно пользоваться и просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами. Напоминаю о том, что в живописи различают холодные тона (черный, синий, голубой, фиолетовый) и теплые (желтый, оранжевый, красный, малиновый и т.п.). Теплые цвета словно приближают предметы, холодные - отдаляют. Такая словесно-изобразительная творческая работа, во-первых, заставляет ученика в целом продумать тему и средства ее отражения в композиции рисунка, для чего иногда требуется проанализировать весь творческий путь поэта. Во-вторых, старшеклассник отбирает из своих впечатлений самые яркие зрительные образы, при этом в анализ текста включается образное и ассоциативное видение. В-третьих, автор работы подбирает цветовую гамму, обнаруживая тем самым глубину постижения темы и особенности ее восприятия. В-четвертых, ученик обосновывает свой выбор словесно, что развивает его речь. Темы предлагаю самые разные: “Мое представление о поэзии...” (Блока, Цветаевой, Гумилева и др.), “Есенинская Русь”, “Открытие поэтического мира Бориса Пастернака” и т.д.

Помимо работы с красками, дети делают коллажи. Этот вид изобразительного искусства широко использовали и используют в своем творчестве художники-авангардисты: способом наклеивания на какой-то основе (бумаге, ткани, картоне и т.п.) “собирается” композиция из кусочков ткани, этикеток, объявлений и т. д. (в зависимости от замысла автора могут использоваться самые разные материалы), отражающие дух времени. Работа в технике коллажа требует фантазии, поиска и в то же время вкуса и чувства меры. Выпускникам, например, предлагаю тему “Сатира Маяковского в современном ракурсе”. Давая такое задание, нацеливаю, чтобы старшеклассники просмотрели периодические издания и нашли в них материалы, созвучные творчеству поэта, а значит, убедились в актуальности его сатиры сегодня. На сдвоенном уроке они в группах продумывают расположение подобранного заранее материала в соответствии со своей идеей, наклеивают их на выбранную основу.

Изучение темы “Родина в творчестве Есенина” мы завершили комплексным словесно-изобразительным сочинением “Есенинская Русь”, выполненным в технике аппликации. Работы получились разные. Одна ученица в качестве фона выбрала желтый цвет как выражение душевной тревоги, разлада, которые принесла в жизнь революция, разрушившая гармонию человека и природы в есенинской Руси. Поэтому в центре аппликации - символическое столкновение красного паровоза, олицетворяющего новую жизнь, и “милого, смешного дуралея” жеребенка (единственное, что осталось от крестьянской Руси у поэта). Столкновение это неизбежно, как неизбежно противоборство двух начал революции: ее цели многообещающие, но средства разрушительные и разрушающие, поэтому и сталкиваются в центре красное и черное солнца. В нижней части композиции расположена сломанная береза -символ дореволюционной есенинской Руси. Но в сердце поэта все же живет надежда, и это она белым журавлем улетает в небо.

Я остановилась в основном на тех видах творческих работ, которые связаны с изобразительным искусством. Но не менее интересны и музыкальные варианты. Предлагаю детям “написать” музыку, только не нотами, а словами, то есть описать, как должно звучать музыкальное произведение, чтобы оно было созвучно, например, рассказу К. Паустовского “Телеграмма”. Предлагаю “сочинить” музыку к произведениям Достоевского, Чехова или создать музыкальный портрет Блока, Есенина. Такая работа требует от учащихся фантазии, музыкального вкуса, умения “услышать” поэта в музыке. Старшеклассники работают над такими сочинениями с большим интересом. Вот, например, музыкальный портрет Сергея Есенина:

“Звучит протяжный пастушеский наигрыш, поет рожок, словно предвещая явление чего-то очень земного, простого и вместе с тем яркого и необычного. Рожку начинает вторить жалейка, в их дуэт вливается нежный голос свирели, будто радуга расцветает над лугом и звенят на ее коромысле бубенцы, выпевая удивительную мелодию, нежную и радостную. Родился поэт!”

После сочинений такого плана дети совсем по-другому слушают музыкальные произведения, связанные с творчеством поэтов и писателей. Это осознанное внимание подготовлено собственным творчеством.

Театрализация “переводит” литературные произведения на язык театра, что тоже способствует развитию остроты художественного зрения, помогает глубже проникнуть в суть произведения.

Что, например, сделать, чтобы все десятиклассники захотели прочитать например, “Войну и мир” Л.Н. Толстого? Тщательно отбираю эпизоды для художественного чтения и инсценирования в синтезе с такими сильными в эмоциональном плане средствами воздействия, как музыка, живопись, световые эффекты. На “уроке-концерте” идет процесс нравственного воспитания, постижения ценностей высочайшего порядка. Самое главное на уроке - эмоциональный всплеск, возможность вдохнуть благоухающую прозу Толстого, почувствовать, как наполняется душа и как важно “не давать душе лениться”, чтобы стать Человеком. Такова нравственная мощь романа Толстого, и ее ученики должны ощутить на первом же уроке.

Практикую творческие зачеты по темам: “Серебряный век русской поэзии”, “Поэзия Фета и Тютчева”, “Лирика Есенина”, урок-суд по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, урок-размышление по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, уроки-диспуты по произведениям А.П.Чехова, уроки-дискуссии по современной литературе (В.Астафьев, В.Распутин, А.Солженицын), “литературное казино” по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Особое внимание уделяю работе над сочинениями. Знакомлю с особенностями разных жанров сочинений, в которых старшеклассники могут проявить свою индивидуальность, выразить творческую позицию, художественное чутье: сочинение-характеристика, сочинение - литературный портрет, сочинение-рецензия, сочинение-очерк (рассказ), сочинение-воспоминание, сочинение-дневник, сочинение-стихотворение. При таком разнообразии жанров учащемуся предоставляются широкие возможности для раскрытия личности, творческой индивидуальности.

Таким образом, развивая творческие способности учащихся, стараюсь пробудить интерес к литературе. “Ведь интерес, - считает А.В. Чичерин, - это деятельная пытливость ума, стремление переходить от звена к звену, раздвигая границы знания... Интерес - это движение, это диалектика в том смысле, что уже известное лишь повод движения к еще неизвестному”. Интерес, возбужденный творческими заданиями, поддерживаю и развиваю последующей серьезной, глубокой работой над произведениями. Иначе, вспыхнув на какое-то время, он неизбежно погаснет.

От литературы получаем мы и наслаждение, и “научение”. В юные годы человеку нужно прежде всего помочь стать ЛИЧНОСТЬЮ, которая, благодаря разбуженным чувствам, способности к эстетическим переживаниям, впитает в себя великие уроки русской литературы.

Источник: http://hfcrbq

Категория: Русский язык и литература | Добавил: 123456 (2010-04-21) | Автор: Менжулина Нина Ивановна E
Просмотров: 3072 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru