Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Методическая разработка открытого урока по русской словесности в 5 классе
Методическая разработка открытого урока по русской словесности в 5 классе
Тема: Оскар Уайльд «Соловей и роза»
Цель: изучение сказки О.Уайльда «Соловей и роза».
Задачи:
1. Закрепить литературоведческое понятие: литературная сказка.
2. Познакомить с жизнью и творчеством О.Уайльда.
3. Способствовать развитию умения анализировать содержание произведения, сравнивать речь и поступки героев, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
4. Расширять понятия отрицательного и положительного персонажа.
5. Активно развивать устную речь, расширять словарный запас.
6. Воздействовать на чувственную сферу детей, вызвать сопереживание, сострадание.
7. Подвести детей к выводу: любовь – светлое чувство, чувство ответственности за близкого человека.
Методы: словесный, наглядный, проблемный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, инсценирование.
Тип урока: урок нового материала.
Оборудование и материалы: компьютер (слайд-фильм), портрет О.Уайльда, иллюстрации, реквизит, определения любви, музыкальное оформление («Соловьиная роща» - трель настоящего соловья; романс на стихи Н.Гумилева «Однообразные мелькают»).

Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке литературы. Сегодня у нас не обычный урок, а открытый урок. Другими словами, наши знания, мысли, наши чувства открыты присутствующим гостям. Если мы настроимся на хорошую работу на уроке, то сможем им понравиться. Все готовы, тогда начнем.
II. Нацеливание
- Вот уже на протяжении многих уроков мы с вами пребываем в удивительном мире литературных сказок. Вспомним и повторим, что такое сказка? (Жанр литературного творчества, литературное произведение, в котором происходит борьба добра со злом, добро всегда побеждает). На одном из предыдущих уроках я невольно обронила фразу, что все сказки имеют счастливый конец. И была справедливо поправлена вами, сказки не всегда счастливо заканчиваются. Сегодня на уроке тот самый случай, когда мы соприкоснемся с несчастливым, трагическим концом сказки.
-Тема нашего урока: Оскар Уайльд «Соловей и роза». Откройте тетради, запишите тему урока в тетрадь (слайд 1). (Иллюстрация к сказке)
-Чем же мы будем заниматься на уроке? Зачем нам необходима такая работа, что она нам, предположительно, даст, чему поспособствует, какую пользу сослужит? (Познакомимся с жизнью и творчеством писателя, будем изучать произведение, ответим на вопросы)
-Конечно, основная наша задача - познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Изучая произведение «Соловей и роза», мы должны будем понять, о чем оно и зачем написано, а также разобраться в определении понятий добра и зла, охарактеризовать героев произведения и ответить на возникающие после прочтения вопросы.
III. Новая тема
1. Вступительное слово учителя о биографии писателя
-Вступительное слово об авторе, (слайд 2,3). (Портрет). Английский драматург, поэт, прозаик и критик (помимо сказок, он писал комедии и пьесы, критические статьи об искусстве, произведения в прозе). По происхождению – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов. Отец при жизни организовал больницу для лечения бедняков. Живя в монархической стране, был удостоен титула рыцаря. Мать – светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении. Дома устраивала вечера с известными литературными деятелями. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.
-Жизнь Оскара Уайльда сложна и противоречива, полна поиска истины и красоты. Как только его не называли – «лондонский парижанин», «скандалист», «знаменитый парадоксалист». Он поражал окружающих остроумием, оригинальной манерой одеваться, вопреки консервативным убеждениям англичан. Удивительное случилось и с нами: учащейся нашего класса (Соловьевой Розе, что тоже созвучно теме нашего урока) удалось побывать на родине знаменитого писателя в Дублине, в доме №34 на Тайт-стрит, (слайд 5,6) где со своей семьей жил писатель, и взять у него интервью.
2. Инсценирование «Интервью с О.Уайльдом»
Журналист:
-Скажите, многоуважаемый мистер Уайльд, вы учились в школе?
Писатель:
-Конечно, когда мне исполнилось 10 лет, я стал учиться в Королевской школе, близ Дублина. Там я проучился 7 лет.
Журналист:
- Вы, мистер Уайльд, учились хорошо? Любили ли вы учиться?
Писатель:
-Да, я окончил школу с золотой медалью. Особенно я любил читать, изучать языки (немецкий, английский, греческий) и обыгрывать смешные сценки из школьной жизни. А далее я окончил колледж и Оксфордский университет.
Журналист:
-Скажите, сэр, а как вы стали писать сказки?
Писатель:
-Хороший вопрос. Моим учителем является сказочник Х.К.Андерсен. Именно его сказки читала мне мама в детстве. Когда я стал взрослым, сказки Андерсена стал читать своим детям, мальчикам Серилу и Вивану. Они очень любили слушать на ночь эти сказки, а также сказки своего отца. Мной издано два сборника сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».
Журналист:
-Мистер Оскар, учащиеся моего класса познакомились с вашей сказкой «Соловей и роза». О чем это произведение?
Писатель:
-Свою позицию я выразил в произведении. Думаю, что на этот вопрос вы сможете ответить сами, если внимательно будете читать его.
2. Работа над произведением
 Понравилось ли вам произведение?
 Оно является сказкой? Какими приемами автор добивается этого?
 Какие чувства оно у вас вызвало? И почему? (грусти, жалости, печали)
 Встретились ли незнакомые слова?
3. Словарная работа (слайд 7) (Индивидуальное задание)
Трель - мелодичное звучание
Камергер – высокий придворный чин
Философия – дословно любовь к мудрости, наука о мудрости
Логика – наука умозаключений
Ладан - душистая смола, используемая при богослужении
4. Репродуктивные вопросы на знание содержания сказки
 Кто является главными героями произведения?
 Почему плачет Студент?
 Зачем ему нужна роза?
 Что будет, если Студент не найдет розу?
 Кто поддерживает Студента в печали?
 Кто посмеялся над его страданиями?
5. Аналитическая работа по содержанию сказки
 Тема произведения
 О чем это произведение? О любви.
 Что такое любовь? (слайд 8) (Индивидуальное задание) Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
 Любовь - высокое чувство, которое живет в человеческих сердцах и душах. Понятие нематериальное. Нет однозначного ответа, что такое любовь. Люди понимают ее по-разному. По-разному понимают ее и наши герои. Попробуем разобраться в чувствах, которые испытывают наши герои. Кто из них прав в своих высказываниях о любви?
 Практическая работа по вариантам (слайд 9)
 Найдите по тексту высказывания Соловья, девушки и Студента о любви:

Соловей Студент Девушка
Воистину любовь-это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото. (стр.194) Какая глупость-эта любовь.В ней и на половину нет той пользы, какая есть в логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она удивительно непрактична.
(стр.199) Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету. Каменья куда дороже цветов. (стр.199)
Любовь дороже Жизни. (стр.196)
В Любви больше мудрости.
Любовь сильнее любой власти. (стр.196)
 Чьи высказывания вам кажутся правильнее? Почему? ( Соловей говорит о высоком чувстве любви, которое не имеет цены и не знает смерти; Студент ищет в любви практический смысл; любовь девушки корыстна, измеряется драгоценностями) Чье мнение вы разделяете?
 О какой любви поет Соловей? Какие ее этапы он упоминает в своей песне? Прочитаем отрывок песни Соловья о любви (стр.197,198). Выразительное чтение (до слов … о той Любви, которая не умирает в могиле).
 Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?
 Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает.
 Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви) Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)
 Трель соловья (слайд 10)
 Удалось ли автору передать красоту и мелодичность пения Соловья? Каким оно вам показалось? (Мастерство писателя: «пение напоминало журчание воды, льющейся из серебряного кувшина», «он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле», «холодная хрустальная луна слушала»)
 Почему именно Соловей в произведении поет о любви, а не воробей?
 Соловей в народе славится прекрасными звуками своего голоса. Закройте глаза и послушайте трель настоящего соловья. (Звучит фонограмма)
 Характеристика героев
 Как отнеслась девушка к подарку студента? Как это ее характеризует? (девочки) (Неблагодарная, черствая, бессердечная, корыстная)
 Как поступил Студент с розой после разговора с девушкой? Что сказал? Как вы можете охарактеризовать его? (мальчики) (Эгоистичный, трусливый, бездушный)
 Можно ли назвать этих героев положительными? Несут ли они добро в сказке?
IV. Заключение. Переход к идее произведения
 Почему Соловей решил помочь Студенту? (Он жертвует собой ради любви) Как самоотверженный поступок характеризует Соловья? (Бескорыстный, преданный, верный, готовый к самопожертвованию) Он является положительным героем, носителем добра в сказке.
 Мы подошли к моменту определения идеи сказки, зачем она написана. Предлагаю вам подумать над вопросом: почему произведение называется «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»? Ответ на вопрос поможет вам в раскрытии позиции автора и определении значения сказки.
 Звучит романс Н. Носкова «Однообразные мелькают». Дети формулируют письменно свои высказывания. Соловей в сказке является носителем… (слайд 11)
 Носителем позиции автора является Соловей, который своим поступком и смертью утверждает, что любовь – высокое светлое чувство. Любовь дороже Жизни.
V. Подведение итогов. Рефлексия
 Вопросы слабым детям:
 Какое произведение изучали?
 Кто автор?
 Любовь – это…
 Может ли подвиг Соловья вдохновить нас, людей, на хорошие поступки ради любимых и близких?
 Отметки за урок
VI. Домашнее задание (слайд 12)
 Кто из героев произведения смог оценить труды и старания Соловья?
 Иллюстрации к произведению.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: svetlanafilatova1975 (2015-11-22) | Автор: Филатова Светлана Ивановна E W
Просмотров: 1168 | Комментарии: 5 | Теги: дружба, нравственность, Жизнь О.Уальда, самопожертвование, любовь | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 1:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru