Тема: Антитеза как основной прием раскрытия авторской позиции в рассказе И.А. Бунина "Легкое дыхание"
Цель урока: уметь определять философскую концепцию Бунина в рассказе «Легкое дыхание»
Ожидаемые результаты:
1. Я могу поддерживать диалог по рассказу Бунина «Легкое дыхание»
2. Я понимаю , что любовь в жизни может быть разной
3. Я умею определить философскую концепцию Бунина в рассказе «Легкое дыхание»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Создание коллаборативной среды
«Я люблю тебя за то…»
Участники становятся в два круга – внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки и говорят шёпотом друг другу. За какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(Имя участника), я люблю тебя за то…» чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Учитель обязательно играет с детьми. Через 10 -15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют всё сначала. По окончанию игры – анализ ощущений.
3 . Проверка домашнего задания.
4. Целеполагание
Слово учителя
Мы источник веселья – и скорби рудник.
Мы вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!
Омар Хайям.
О чём будет наш разговор сегодня, как вы думаете?
– Послушайте (звук биения сердца)
– Что это? Какие ассоциации вызывает у вас этот звук? (жизнь, чувство, любовь)
– Один из критиков писал: «Всё, что написано Буниным, – о любви». Рассказ Бунина «Лёгкое дыхание» о любви? (о любви, о смерти, о смысле жизни)
– Вот и выявилось у нас с вами первое противоречие, своего рода противопоставление. Как в литературе мы называем противопоставление? Тема урока сегодня «Антитеза как основной приём раскрытия авторской позиции в рассказе «Лёгкое дыхание». Наша цель – уметь определять философскую концепцию Бунина в рассказе «Легкое дыхание», т.е. раскрыть смысловую глубину рассказа "Легкое дыхание”
Деление на группы
В алфавитном порядке ( сверху вниз по два ученика)
– Прочитав первый абзац , что-то поразило, может быть, показалось несовместимым?
(Кладбище – радостные глаза, дубовый крест – поразительно живые глаза)
– Мы оказались с вами на кладбище, у могилы молодой девушки.
Какой вопрос напрашивается?
(Что случилось с молодой девушкой? Почему она так рано умерла?)
– Начало рассказа окутано тайной. И следующий абзац возвращает нас в прошлое, туда, где героиня была ещё жива.
На экране фрагмент из кинофильма «Посвящение в любовь» (3 мин.)
– Каково ваше первое впечатление об Оле Мещерской? (весела, беззаботна, жизнерадостна)
Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)
Какие краски к вашему видению героини добавляет портрет Оли у Бунина?
– Используется ли здесь антитеза? Зачем? (Оля противопоставлена другим гимназисткам, которые, словно играя заученную роль, «тщательно причёсывались, следили за своими сдержанными движениями, она в отличие от них естественная, полная жизни, настоящая. «Она ничего не боялась, – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос…)
– Никого не напомнила Оля? (Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни)
– В отличие от Наташи Оля уже «в пятнадцать лет слыла красавицей». Только что мы услышали, что значит красивая женщина в понимании Оли, но один атрибут красоты она выделяет особо. Какой? (лёгкое дыхание)
– Как вы понимаете это выражение?
– Назовите однокоренные слова к слову «дыхание» (дыхание, дышать, вздох, душа)
– Как интересно, главным в красоте женщины вдруг оказывается душа? Есть ли у Бунина указание на Олину душу? (несколько раз упоминаются живые глаза, «почему-то никого не любили так младшие классы как её»)
– Объясните это «почему-то». (она дарит тепло и свет)
– В чём, на ваш взгляд главная потребность Олиной души? (она хочет любить)
Физминутка
Релаксация для снятия напряжения (включается музыка для релаксации).
• Сядьте так, как вам удобно, закройте глаза и слушайте своё дыхание.
• Следите за воздухом, как он проходит через нос при вдохе и выдохе
• Не пытайтесь сдерживать или направлять дыхание
• Произнесите про себя «вдох» и «выдох»
• Пусть ваше тело расслабится
• Расслабьте глаза, нос, щеки и рот
• Расслабьте шею и плечи Почувствуйте, как расслабление идет вниз по рукам.
• Вы ощущаете, как расслабляется ваш живот, ваши бедра, таз
• Вы ощущаете, как напряжение ослабляет в ваших бедрах, коленях, ваши лодыжки, ступени и пальцы ног расслаблены
• Теперь вернитесь к своему дыханию. Вдохните и выдохните.
• Когда вы вдыхаете, вдохните в себя позитивные мысли и приятные чувства
• На выдохе выдохните всё отрицательное, гнев, разочарование
• Вдохните и выдохните
• Сосчитайте от 1 до 10. Ощутите пространство и класс.
• Медленно откройте глаза
Итак, перед нами Оля Мещерская, светлая, воздушная, готовая любить весь мир. Как же принимает её этот мир?
– Интересует ли кого–нибудь из окружающих душа Оли, как вы думаете? Давайте обратимся к эпизоду разговора Оли Мещерской с начальницей гимназии. Можно ли назвать его диалогом?
Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем в парах. Ребята, работающие по 1 варианту, записывают на листочках свои мысли по поводу того, как должна бы проводить беседу начальница, ребята, работающие по второму варианту, выписывают из текста слова, характеризующие ход беседы. По сигналу вы начнёте работу, по второму сигналу начнёте обмениваться информацией, в ходе этого обмена мыслями вы и сформулируете ответ на вопрос.
(Со стороны начальницы это беседа для галочки, она произносит казённые фразы, она «принуждена …говорить о поведении» гимназистки, больше увлечена вязанием, даже не поднимает глаз на Олю. Начальница не задаёт вопросов, так как ей не нужны ответы. Равнодушие и отсутствие уважения к личности превращают этот разговор в невыносимую для героини назидательную проповедь.)
Итак, мир неприветлив, у гимназисток красота Оли вызывает зависть, начальница гимназии равнодушна к душевному состоянию воспитанницы, а для мужчин Оля – всего лишь объект страсти.
– С какой целью писатель вводит в рассказ страничку из Олиного дневника? (дневник обнажает настоящие мысли и переживания героини, из него мы наконец узнаём всю правду)
В дневнике указана точная дата. Как вы думаете, почему?
Работа в группах
«Я была так счастлива, что одна!» – напишет в дневнике Оля. Какой смысл она могла вложить в эту фразу? (Сначала работаем в статичных группах, затем в группах сменного состава (скользящих)
(1. Ей было хорошо в своём мире, где царила красота и гармония. Самодостаточность. «Я утром гуляла в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всём мире, и я думала, так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто».
2. Одна, без Малютина. Ещё ничего не произошло, ещё была счастлива, потом будут другие мысли: «Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!»)
– Кого винит в случившемся Оля? (Формально она называет виновника в разговоре с начальницей гимназии, но внутренне обвиняет во всём себя: «Я никогда не думала, что я такая!»)
– Можем ли мы осуждать Олю?
– Стала ли Оля другой? Докажите это на примере текста.
Групповая работа во флипчартах
до после
естественность казалась беззаботной и счастливой
доброта резкость, даже жестокость при объяснении на вокзале
потребность любить отвращение к мужчине и к себе самой
жизнерадостность опустошение, мысли о смерти, «теперь мне один выход»
– Литературный критик Выготский считал, что Оля Мещерская спровоцировала казачьего офицера на выстрел, что это завуалированное самоубийство. Представим на мгновение, что выстрел не прозвучал. Как могла бы сложиться судьба Оли? (Она лишила себя будущего, отняла сама у себя возможности быть любимой, почувствовать радость материнства)
А мир? Ощутил ли он потерю Оли? Посмотрим на пейзажные зарисовки города, они выделены у вас цветом. Выпишите ключевые существительные, а рядом слова, иллюстрирующие настроение.
Групповая работа во флипчартах
Мир Мир до смерти Оли Мир после смерти Оли
Город Зима снежная, солнечная Весна, сереет весеннее поле
Соборная площадь Гулянье, веселье Грязная
Сад Музыка, катанье Обнесен оградой
Оля Счастливая, беззаботная Оли уже нет
– На какие мысли натолкнуло вас это сравнение? (Всё осталось на месте: и город, и сад, и Соборная площадь, жизнь продолжается, но с уходом Оли стало меньше света, меньше радости, меньше тепла.)
– Для чего классная дама приходит на могилу своей воспитанницы? Опишите своими словами те чувства, которые она испытывает, глядя на юное смеющееся лицо Оли.
– Какой смысл придаёт произведению заключительная фраза писателя? Почему рассказ назван «Лёгкое дыхание»? (это чья-то индивидуальность, неповторимость, уникальность)
Финальной фразой подчёркивается связь дыхания и ветра, жизни земной и жизни вечной.
Лёгкое дыхание становится символом естественной, природной красоты.
И. Бунин хотел сказать, что жизнь — это “лёгкое дыхание”, один миг — и жизни нет?
Составление ментальной карты Оли Мещерской
Рефлексия
Мы заканчиваем наш разговор, я попрошу вас продолжить любое из предложений:
- сегодня я узнал (а)…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял(а) задания…
- я понял (а), что…
- теперь я могу…
- я почувствовал (а), что…
- я приобрел (а)…
- я научился (ась) …
- у меня получилось …
- я смог (ла)…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось
– Зачем же Бунину столько противопоставлений?
Каждый из нас – это огромный мир, сложный, противоречивый, но безгранично интересный. Душа наша ранима, хрупка, она, как лёгкое дыхание, может «рассеяться в мире, в этом облачном небе, исчезнуть безвозвратно. Цените человеческую душу, берегите её, ведь она исключительна и неповторима.
Домашнее задание:
Вопрос: А что бы вы написали в своем дневник о легком дыхании ?
|