Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
ШҚО Үржар ауданы Үржар ауылы «Б.Момышұлы атындағы орта мектеп»КММ Абайбекова Карлыгаш Казбековна орыс тілі мен әдебиеті мұғалімі Возможности современных информационных технологий на уроках литературы Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр видеоматериалов. Поскольку наша литература тесно связана с другими видами искусства , использование последних технических средств становится все более актуальным. Действительно, использование ИКТ на уроках разных учебных дисциплин дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека : визуальный, аудиальный , кинестетический , а значит , способствует эффективному усвоению материала. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. Одним из оптимальных и доступных для учителя средств использования ИКТ на уроках литературы, на мой взгляд, является создание презентаций. Презентация – это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране. Если остановиться на показе презентации, то основная функция презентации- служить наглядным материалом. При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей , иллюстрации к произведениям , фотографии и многие другие изображения , оживляющие ход урока , пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Вторая функция презентации- информативная. Цели урока , задания, вопросы , большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты , фотографии писателей , мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни. (Показ презентации по творчеству А.С Пушкина) 15. В отдельных случаях презентация может стать основой для урока заочной экскурсии. (Показ презентации «Экскурсия по Пушкиногорью»).06 Безусловно , компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно , что использование современной техники на каждом уроке нереально , да это и не нужно. Но я уверена , что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность ,но, в первую очередь способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом , чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным , уместным и интересным для учащихся. Вторая распространенная форма работы с использованием современных технологий тесно связана с музыкой. Не секрет, что тексты многих современных песен и старинных романсов представляют переложенные на музыку стихотворения известных поэтов. Кроме того , музыка позволяет создать нужный эмоциональный фон. Демонстрация презентации может проводиться в начале или в конце урока и проходить без комментариев учителя, с музыкальным сопровождением, а может сопровождать весь урок и служить средством организации деятельности учащихся. Предлагаю рассмотреть на конкретных примерах процесс создания презентации для урока по развитию письменной речи т.е сочинении. (Показ презентации с музыкальным сопровождением. «Описание картины Материнства» ). Если остановиться на видеофрагментах, то их использование на уроках литературы , на уроках русской речи в национальной школе создает определенную атмосферу и используется как текстовая вспомогательная информация. (Показ видеоматериала «Масленница») Цель подобной презентации- не только воздействовать на три канала восприятия , но и увеличить объем изучаемого материала за счет экономии времени учителя и учеников, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении , осуществить межпредметные связи, а в целом – способствовать реализации целей, поставленных учителем, добиться наибольшей эффективности урока. | |
Просмотров: 562 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|