Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ИКТ на уроках русского языка и литературы
КГУ комплекс «Улкенбокен школа-детский сад»
Осипова Ольга Михайловна
учитель русского языка и литературы
ИКТ на уроках русского языка и литературы
Привычно видеть использование компьютера на уроках информатики, алгебры, геометрии и других дисциплин естественно – математического цикла. Как относиться к использованию современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы? Ведь на этих уроках, прежде всего, идет личностное общение, а “бездушная” техника не может научить чувствовать, сопереживать. Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса – ученике. Из года в год подростки меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера. И ученики, и мы стали по – другому мыслить и воспринимать мир. Изменилась роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем. Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников, как научить их воспринимать литературу личностно, через произведение познавать и самих себя? Учитель с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информации, обрушившейся на учеников из сети Интернет. Следовательно, перед нами встает задача: освоить информационные технологии, сделать их своим помощником. А это возможно только в том случае, если будешь с Интернетом на «ты», т.е, использование интернет ресурсов, адоптированных к школьным курсам, рассчитанных на пользование школьными учителями. Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой – это общение на уроке “глаза в глаза”, погружение в мир автора. И компьютер может всего лишь разнообразить форму диалога. Использование материалов Интернет позволяет расширить культурный кругозор учащихся, “вписать” произведения в контекст времени. У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации урока. Например, при подготовке к урокам языка и литературы используются информационно – обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии), при проведении уроков – средства с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио и видео информацией [1]. С появлением в школе Интернета все более актуальным становится применение доступных учителю электронных (цифровых) образовательных ресурсов. Информационная среда обучения расширяется в условиях информатизации системы образования и перед учителями разных предметов стоит достаточно сложная задача – найти ответ на вопросы: Какие из доступных ресурсов будут наиболее эффективны? Какие методические приемы по их применению Интернет-ресурсов позволят достичь предполагаемых результатов? Рассмотрим вопрос об использовании педагогических технологий на уроках с применением ресурсов сети Интернет в трех аспектах:
1. Многие педагоги придерживаются точки зрения о процессе преподавания, как об искусстве. В связи с этим считают, что образовательные ресурсы, в том числе ресурсы сети Интернет, должны органично вливаться в процесс творчества учителя на уроке. Не следует делать акцент на использование ресурсов сети Интернет. Субъекты обучения должны иметь возможность оперативного использования необходимых материалов, обращаясь к каталогу по своему предмету или к междисциплинарным ресурсам сети Интернет.
2. Учитель достаточно легко определяет свой выбор на педагогических технологиях учебного процесса, приемлемых для определенного урока, если учитель четко определил цель, задачи и знает, на какой результат он должен выйти со своими учениками. Очень часто для учителя не составляет труда определить цели и задачи урока, однако прогнозирование, достижение и анализ результативности учебного процесса дается далеко не каждому учителю. В связи с этим, учитель предпочитает выбирать ресурсы сети Интернет, которые оснащены методическим сопровождением.
3. На школьном уровне должны быть приняты критерии оценивания и, что особенно важно, самооценки работы учителя по применению ресурсов сети Интернет. В качестве обязательных критериев видятся две: достижение дидактических целей; минимизация времени на подготовительные работы и «напряжение» по применению ресурсов сети Интернет во время урока [2]

ЛИТЕРАТУРА



Нургалиев Г.К., Тажигулова А.И., и др. Педагогические технологии информатизации образования.- РЦИО, 2002.-269с.
Женина Л.В., Маткин А.А. Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникационных технологий в школе. – Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
Педагогика 21 – го века на пороге школы /информационно – методический дайджест/
Информатика в школе. /2004.№ 11, с.87-88/
Категория: Русский язык и литература | Добавил: гульнараж (2015-12-09)
Просмотров: 537 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru