Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Ашикбаева Урунча Анисовна, учитель русского языка и литературы.
Средняя школа- лицей №23 г.Актобе
Урок русского языка в 9 классе
ТЕМА: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Тема: Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Цель урока: обобщение и систематизация изученного о соединительных союзах
в сложносочинённом предложении.
Задачи урока: знать строение и смысловые отношения сложносочинённых предложений
с соединительными союзами; уметь разграничивать разные типы сложных
предложений, делать синтаксический разбор сложных предложений,
строить им схемы, правильно расставлять знаки препинания в сложном
предложении, уметь осуществлять замену одних предложений другими,
разворачивать простые предложения в сложные, контролировать
правильность построение сложных предложений и текстов, развивать
навыки устной и письменной речи учащихся.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Оборудование: доска интерактивная, учебник.
Ход урока.
I. Оргмомент – 2 минуты.
II. Фронтальный опрос.
а) Что называется предложением?
б) Какие бывают предложения по грамматической основе? (слайд №1).
Предложения.
Простые Сложные

Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда.
Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.
Ветерок зашелестит и зашепчет в листах темнеющей дубравы Скворцы вывелись, улетели, давно их место занято воробьями.

в) Какие предложения называются предложения простыми?
г) Какие предложения называются сложными?
д) Назовите основные группы сложных предложений.( слайд №2)
Основные группы сложных предложений.
Союзные бессоюзные
Сложносочинённые Сложноподчинённые
Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело.
Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. Степь весело пестреет цветами: скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка.
На берегу горели два костра, а в море никого не было. Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошая.
В саду птица ворочалась и засыпала, да нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
В тихие июльские дни все краски смягчены, светлы, но не ярки: на всём лежит печать какой-то трогательности и нежности.

е) Какие предложения называются сложносочинёнными, сложноподчинёнными, бессоюзными?
ж) Что служит средством связи с ССП? (слайд №3)
Средства связи в союзных предложениях.
В сложносочинённых предложениях В сложноподчинённых предложениях
Сочинительные союзы Подчинительные союзы Союзные слова
Соединительные Противительные Разделительные
и а или что который
Да(и) но иль чтобы какой
ни-ни да(но) либо как чей
тоже зато то-то будто кто
также однако не то- не то если
когда где
куда

з) На какие 3 группы делятся ССП по союзам и их значениям?
к) Какие значения выражают части предложений? (слайд №4)
Сложносочинённые предложения
Части предложения выражают Какими союзами связываются части предложения
1.Одновременность действий Тихо дождь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркала озёр.
2. Последовательность событий Солнце пригрело, и с крыш светились сосульки.
3. Противопоставление явлений Здесь не было дубров и орешника, зато обильно краснела рябина.
4. Возможность одного из явлений Или ветер шуршит сухими листьями, или слышится чьи-то шаги в саду.
5. Чередование явлений То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

III. Определите тип предложении. (слайд №5). Знаки препинания не расставлены.
1. Спускается солнце за степи вдали золотится ковыль.
2. В саду поселилась осень но листья нашей берёзы оставались зелеными и живыми.
3. Солнце было уже низко на горизонте когда я проснулся и вышел.
4. Третьи сутки поезд мчится а границы не видать.
5. Ты сядешь с книгой в кресло забудешь свист пурги.
6. Сделалась такая метель что он ничего не видел.
7. Начинало темнеть а на небе не зажигались звёзды.
8. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
Ключ: простое - 5,8.
ССП – 2, 4, 7.
СПП- 3, 6.
БСП- 1.
IV. Игра «Кто внимательнее». (слайд №6)
Построить схему данных предложений и найти разницу.(место)
а) Улыбнулось из-за тучи солнышко и засияло ярко и поднялось высоко.
б) Улыбнулось из-за тучи солнышко и наступил прекрасный день и лица людей засияли.
V. Узнай «Есть запятая или нет запятой» (слайд №7)
а) Слабо мутнел месяц на небе и готовился настоящий мороз.
б) Вдруг налетит порыв ветра и закружится в лесу зелёная метель.
VI. «Найти соответствия». Соедините стрелками части предложений. Выделите союзы. Запишите полученные предложения.( слайд №8)
а) Луга над Волгой окрасились в бурный цвет. 1. и шел дождь и сквозь дождь лучило
солнце.
б) Молодые листья лепетали 2. в городе тоже все краски поблекли.
в) Гремел гром 3. да зяблики кое-где пели да две
горлинки ворковали на одном дереве
Вопросы: 1. В каких предложениях используется союз И?
2. В текстах какого стиля употребляются союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ?
3. Какую окраску предложению придаёт союз ДА?
VII. Упражнение №69. Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные сочинительные союзы.
5. Как-то вечером пошёл снег и всё стало среди ночи белым: набережная, лодки у берега, крыши домов, деревья.
7. Падали только отдельные капли воды, и поэтому плеск их разносился очень далеко.
Индивидуальная работа по карточке. Составьте ССП, используя простое предложение два раза. Употреби в сложносочинённых предложениях в первый раз союзы и потому или и поэтому, а второй раз – союзы тоже или также. Пронёсся сокрушительный ураган.
VIII. Продолжение начатое предложение так, чтобы первое было простым предложением с однородными членами, второе – сложносочинённым с соединительными союзами.
а) По вершинам деревьев пронёсся ветер ….
б) Солнце уже садилось…
в) Блеснул на востоке луч солнца …
IX. По картинке составить небольшой рассказ, используя сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Слайд-шоу «Осень» с классической музыкой
X. Итог урока.
XI. Домашнее задание: Упражнение №78
Категория: Русский язык и литература | Добавил: uruncha1970 (2016-01-06) E
Просмотров: 1595 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru