Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Ашикбаева Урунча Анисовна, учитель русского языка и литературы. Средняя школа- лицей №23 г.Актобе Тема урока. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Цель: научить правильно писать прилагательные с одной и двумя Н Задачи: образовательная: научить применять правило при написании прилагательных, образованных от существительных; развивающая: рассуждать устно и письменно , объяснять выбор Н и НН в суффиксах прилагательных; воспитательная: вызвать интерес к русскому языку. Оборудование: таблицы, интерактивная доска. Ход урока. 1 слайд. I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок, так как все задания и упражнения мы будем выполнять с помощью интерактивной доски. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. II. Фронтальный опрос. - Какую часть речи называют именем прилагательным? - Какие разряды имён прилагательных вы знаете? - Какие имена прилагательные имеют степени сравнения? Расскажите о степенях сравнения. - Расскажите о правописании Не с именами прилагательными. III. Объяснение нового материала. 2 слайд «Образуйте имена прилагательные от существительных» Сон – сонный станция – станционный солома – соломенный утка – утиный песок – песчаный нефть - нефтяной - Выделите словообразовательные суффиксы. Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква Н, а в других- две Н? ( пытаются вывести правило написания н,нн в суффиксах имён прилагательных) - Читаем правило стр. 143 учебника. Мы с вами рассмотрели правописание Н и НН в суффиксах полных прилагательных. А сколько же Н пишется в кратких прилагательных? Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь- ценна 3 слайд Правописание следующих слов нужно запомнить: зелёный, багряный, пряный, юный, бараний, синий, свиной, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.. В них Н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одна буква Н.( учащиеся записывают эти слова в тетрадь) 4 слайд Стихотворение на ассоциативное запоминание правила. IV. Закрепление материала. 5 слайд «Объяснительный диктант». Объяснение написание пропущенных букв в прилагательных. 1. Стоит ветре…ая погода. (Н) 2. Ледя…ой ветер проносится над головой. (Н) 3.Брат был как за каме…ой стеной. (НН) 4.Тот исти…ый друг, кто честен и прям. (НН) 5. Я чувствовал пря…ый запах. (Н) 6. Старшина Стрельцов сидел на земля…ом полу. (Н) 7. Тает в небе журавли…ый крик. (Н). 8. Роняет лес багря…ый свой убор. (Н) 6 слайд. «Распределительный диктант». Предложенные слова выписать в два столбика с одной и двумя н в суффиксах имён прилагательных. Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный. НН Н Революционный орлиный восторженный овсяный обеденный шерстяной оловянный (искл.) кожаный деревянный (искл.) звериный экскурсионный торфяной письменный песчаный стеклянный (искл.) костяной авиационный обыкновенный Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом. 7 слайд. Тест на внимательность «Четвёртый лишний». Устно вставьте пропущенные буквы. Найдите «четвёртое лишнее слово» А) ржа..ой, волося…ой, зелё…ый, тыкве…ый; б) обеде…ый, обществе…ый, ветре…ый, безветре…ый; в) пчели…ый, муравьи…ый, со…ый, лебеди…ый. 8 слайд Проверка «Четвёртый лишний». А) тыквенный б) ветреный в) сонный 9 слайд. Тест на внимательность. «Найди слово с суффиксом –ЕНН». Учащиеся устно вставляют пропущенные буквы и находят строку, где все слова с суффиксом – ЕНН. А) песе…ый, безветре…ый, бритве…ый б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый в) име…ой, производстве…ый, тыкве…ый 10 слайд «Проверка теста» б) болезненный, клюквенный, фирменный. 11 слайд Осложненное списывание текста «Народная мудрость». Звери…ые повадки отразились в стари…ых ска…ках, пословицах, поговорках. Про отважных людей говорят, что у них орли…ые крыл…я. Дело пуст…ковое, а шумное. Это называют мыши…ой в…знёй. Из таких определений можно составить дли…ый список: осли…ое упрямство, голуби…ая кротость, кури…ый ум, гуси…ая кожа. Подлинным творцом является народ. В них сказалась исти…ая мудрость. 12 слайд. «Проверь себя» Контрольно – тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил. На этом этапе урока учащиеся работают самостоятельно. Самостоятельная работа проверяется сразу после её выполнении с помощью взаимопроверки по предлагаемому ответу к тесту. 1. Чугу…ая решётка 9 ю…ое лицо 2. ветре..ый день 10 ледя…ое гора 3. багря…ые закаты 11 холсти…ый мешок 4. гуси…ые лапки 12 петуши…ые бои 5. маши…ый двор 13 жестя…ая коробка 6. болезне…ое чувство 14 жизне…ая правда 7. стари…ые часы 15 величестве….ая колонна 8. дикови…ое происшествие 16 лебеди…ая песня Ключ к заданию «Проверь себя» 1. Чугуннная 9 юное 2. ветреный 10 ледяная 3. багряный 11 холстиный 4. гусиные 12 петушиные 5. машинный 13 жестяная 6. болезненное 14 жизненная 7. старинные 15 величественная 8. диковинное 16 лебединая 13 слайд. V. «Итоги урока». Оценивание. 1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились? 2. Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. VI.Домашнее задание: §47, упр. 683 Тема урока. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Цель: научить правильно писать прилагательные с одной и двумя Н Задачи: образовательная: научить применять правило при написании прилагательных, образованных от существительных; развивающая: рассуждать устно и письменно , объяснять выбор Н и НН в суффиксах прилагательных; воспитательная: вызвать интерес к русскому языку. Оборудование: таблицы, интерактивная доска. Ход урока. 1 слайд. I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок, так как все задания и упражнения мы будем выполнять с помощью интерактивной доски. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. II. Фронтальный опрос. - Какую часть речи называют именем прилагательным? - Какие разряды имён прилагательных вы знаете? - Какие имена прилагательные имеют степени сравнения? Расскажите о степенях сравнения. - Расскажите о правописании Не с именами прилагательными. III. Объяснение нового материала. 2 слайд «Образуйте имена прилагательные от существительных» Сон – сонный станция – станционный солома – соломенный утка – утиный песок – песчаный нефть - нефтяной - Выделите словообразовательные суффиксы. Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква Н, а в других- две Н? ( пытаются вывести правило написания н,нн в суффиксах имён прилагательных) - Читаем правило стр. 143 учебника. Мы с вами рассмотрели правописание Н и НН в суффиксах полных прилагательных. А сколько же Н пишется в кратких прилагательных? Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь- ценна 3 слайд Правописание следующих слов нужно запомнить: зелёный, багряный, пряный, юный, бараний, синий, свиной, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.. В них Н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одна буква Н.( учащиеся записывают эти слова в тетрадь) 4 слайд Стихотворение на ассоциативное запоминание правила. IV. Закрепление материала. 5 слайд «Объяснительный диктант». Объяснение написание пропущенных букв в прилагательных. 1. Стоит ветре…ая погода. (Н) 2. Ледя…ой ветер проносится над головой. (Н) 3.Брат был как за каме…ой стеной. (НН) 4.Тот исти…ый друг, кто честен и прям. (НН) 5. Я чувствовал пря…ый запах. (Н) 6. Старшина Стрельцов сидел на земля…ом полу. (Н) 7. Тает в небе журавли…ый крик. (Н). 8. Роняет лес багря…ый свой убор. (Н) 6 слайд. «Распределительный диктант». Предложенные слова выписать в два столбика с одной и двумя н в суффиксах имён прилагательных. Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный. НН Н Революционный орлиный восторженный овсяный обеденный шерстяной оловянный (искл.) кожаный деревянный (искл.) звериный экскурсионный торфяной письменный песчаный стеклянный (искл.) костяной авиационный обыкновенный Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом. 7 слайд. Тест на внимательность «Четвёртый лишний». Устно вставьте пропущенные буквы. Найдите «четвёртое лишнее слово» А) ржа..ой, волося…ой, зелё…ый, тыкве…ый; б) обеде…ый, обществе…ый, ветре…ый, безветре…ый; в) пчели…ый, муравьи…ый, со…ый, лебеди…ый. 8 слайд Проверка «Четвёртый лишний». А) тыквенный б) ветреный в) сонный 9 слайд. Тест на внимательность. «Найди слово с суффиксом –ЕНН». Учащиеся устно вставляют пропущенные буквы и находят строку, где все слова с суффиксом – ЕНН. А) песе…ый, безветре…ый, бритве…ый б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый в) име…ой, производстве…ый, тыкве…ый 10 слайд «Проверка теста» б) болезненный, клюквенный, фирменный. 11 слайд Осложненное списывание текста «Народная мудрость». Звери…ые повадки отразились в стари…ых ска…ках, пословицах, поговорках. Про отважных людей говорят, что у них орли…ые крыл…я. Дело пуст…ковое, а шумное. Это называют мыши…ой в…знёй. Из таких определений можно составить дли…ый список: осли…ое упрямство, голуби…ая кротость, кури…ый ум, гуси…ая кожа. Подлинным творцом является народ. В них сказалась исти…ая мудрость. 12 слайд. «Проверь себя» Контрольно – тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил. На этом этапе урока учащиеся работают самостоятельно. Самостоятельная работа проверяется сразу после её выполнении с помощью взаимопроверки по предлагаемому ответу к тесту. 9. Чугу…ая решётка 9 ю…ое лицо 10. ветре..ый день 10 ледя…ое гора 11. багря…ые закаты 11 холсти…ый мешок 12. гуси…ые лапки 12 петуши…ые бои 13. маши…ый двор 13 жестя…ая коробка 14. болезне…ое чувство 14 жизне…ая правда 15. стари…ые часы 15 величестве….ая колонна 16. дикови…ое происшествие 16 лебеди…ая песня Ключ к заданию «Проверь себя» 9. Чугуннная 9 юное 10. ветреный 10 ледяная 11. багряный 11 холстиный 12. гусиные 12 петушиные 13. машинный 13 жестяная 14. болезненное 14 жизненная 15. старинные 15 величественная 16. диковинное 16 лебединая 13 слайд. V. «Итоги урока». Оценивание. 3. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились? 4. Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. VI.Домашнее задание: §47, упр. 683 | |
Просмотров: 1161 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|