Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема урока: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- (6 класс) Цель урока: • повторить сведения о частях слова; • познакомить учащихся с правописанием приставок ПРЕ- и ПРИ-, применяя ролевую игру; • закрепить знания о правописании приставок; • учить различать значения слов с этими приставками; • развивать артистическое мастерство, память, догадливость, внимание, логику, умение соотносить, быстроту восприятия и запоминания. Оборудование: круг-схема «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-«, на доске тема урока, листы с рисунками о приставках ПРЕ- и ПРИ-, стихотворения о приставках, листы со словами для запоминания и для различения, листы с эстафетными заданиями, сигнальные карточки. Ход урока. 1. Организационный момент. Психологический настрой. Добрый день, ребята и гости нашего урока. Посмотрите друг на друга, Улыбнитесь-ка друг другу! Мы сегодня не скучаем И урок наш начинаем! - Ребята, сегодня я буду Королевой Грамматики. А вы – ученые моей страны, потому что будете открывать ее законы. 2. Введение в проблему. - Ребята, что является основной единицей языка? (Слово) - А какая часть слова изображена на доске? (Схема приставки) Как вы думаете , почему? Сегодня мы с вами выводим правило написания двух приставок. Но сначала давайте вспомним: что такое приставка? Я хочу вам, ребята, сказать, что в моем государстве слово – это живое существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. У него есть сердце – это его корень. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться, а другие таят в себе зло, равнодушие, зависть, эгоизм. (Примеры детей) Голова слова – это приставка. Она все время думает, как помочь сердцу – корню лучше выразить значение слова. Трудно корню без приставки. Вот смотрите: шёл, шла, шло. Куда? Зачем? Попробуйте догадаться. А если добавить приставку, многое становится понятным: пришел, обошел, ушел. Вот что значит слово с головой.! А суффикс – это рабочие волшебные руки. Суффикс может все! Изменить рост и размер – пожалуйста! С ними дом – не просто дом, а маленький домок или огромный домина. Суффикс способен здание превратить в человека (школа-школьник), город в горожанина. Правда, здорово? Маленький, да удаленький. А что же такое окончание? Смысла не изменяет, значит, только одежда. Оно помогает слову избежать одиночества. И вот сегодня на уроке мы познакомимся с двумя интересными приставками – принцессами ПРЕ- и ПРИ-. Это очень лукавые девочки. Их трудно отличить друг от друга. Если мы не отгадаем их загадки, то станем прислугой злой и безобразной госпожи Неграмотности. Не хотите? Тогда слушайте! 3. Ролевая игра. Выступление Принцесс. Принцесса ПРЕ: - Я все могу. Я очень мудря и очень глупая, я очень злая и очень добрая. Кто я? Принцесса ПРИ: - Я близкая ко многому и ко многим. Я люблю приближаться и присоединяться. Я никогда ничего не делаю до конца. Только чуть призадумываюсь. Кто я? 4. Решение проблемы. - Вам, конечно, хочется узнать имена наших принцесс? Вот вам ключик, который поможет раскрыть тайну их имен. (Раздача листов со словами и их значениями.) ПРЕОТЛИЧНЫЙ присоединение ПРИКРЫТЬ близость ПРЕРВАТЬ приближение ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ близкое к слову «очень» ПРИВЯЗАТЬ близкое к приставке пере- ПРИЕХАТЬ неполное действие Работа по группам: Провести стрелки от слова к его значению. Объяснить соединения. Вывод: Какое значение у слов с приставкой при-, и какое значение у слов с приставкой пре-? Теперь поняли, кто из принцесс ПРИ, а кто ПРЕ? (Прикрепляются к принцессам их имена на бейджиках). 5. Запись темы на доске, вывешивание таблицы-схемы, рисунков, стихотворений, листа со словами. Задание: приведите примеры слов с этими приставками. Посмотрите на лист со словами: почему в одних пишется ПРЕ- , а в других ПРИ-? Что вы сделаете, прежде, чем написать слово с приставкой ПРИ- и ПРЕ-? (Определим ЛЗ слова.) 6. Отработка правила в парах. Используя правило, учащиеся работают в парах, меняясь. Оценивание учащихся будет идти на листе, где нанесены все этапы урока. В конце урока выводится общая оценка. 7. Физминутка. Встаньте, привстаньте на цыпочках, прихлопните в ладоши, притопните ногами, прищелкните пальцами, прищурьтесь, улыбнитесь друг другу, садитесь. 8. Закрепление материала. 1) Карточки с заданиями: вставить пропущенные буквы, объяснить. Одни делают в тетради, двое на доске. У всех разное. А)Пр..школьный, пр..вокзальный, пр..усадебный, пр..станционный, пр..дорожный, пр..брежный, пр..сесть, пр..поднять, пр..открыть, пр..гнуть. Б) Пр..шить, пр..бить, пр..вязать, пр..винтить, пр..делать, пр..бавить, пр..колоть, пр..клеить, пр..соединить, пр..ладить, пр..цепить, пр..обрести. В) Пр..скучный, пр..неприятный, пр..забавный, пр..интересный, пр..спокойный, пр..рвать, пр..градить, пр..рванный, пр..града. Г) Пр..бежать, пр..ехать, пр..лететь, пр..скакать, пр..мчаться, пр..йти, пр..ползти, пр..ковылять, пр..тащить, пр..близить, пр..плыть. 2) Эстафета. Принцессы ПРЕ иПРИ определяют свои команды. Начинают с последней парты, переносят лист с заданием от одного к другому, пока не закончатся слова. За правильный ответ – 1 балл. Команда не должна ошибаться, если допускает кто-либо из команды ошибку – минус 1 балл. Команда Приставки ПРЕ. 1) Пр..балтийский флот 2) Пр..образовать мир 3) Пр..кратить поисковую работу 4) Пр..ехать 5) Пр..вязать к трубе 6) Пр..делать доску 7) Пр..легли на траву 8) Пр..старелый возраст 9) Пр..дорожное кафе 10) Пр..сесть на стул 11) Пр..плыть 12) Пр..спокойный человек Команда Приставки ПРИ. 1) пр..морский парк 2) пр..одолеть укрепления противника 3) опасное пр..ступление 4) пр..лететь с юга 5) пр..землиться 6) пр..шить пуговицу 7) пр..поднять с земли 8) пр..длинной косой 9) пр.. городный поезд 10) пр..умолкла у окна 11) пр..йти 12) пр..мудрый правитель 3) Игра «Найди замену». К каждому выражению подберите синонимичное слово с приставкой при- и пре-. 1) Место стоянки кораблей, судов. (Пристань) 2) Глава государства. (Президент) 3) Подарить подарок . (Презентовать) 4) Граница. (Предел) 5) Купить. (Приобрести) 6) Помеха, затруднение. (Препятствие) 7) Первое представление пьесы, фильма. (Премьера) 8) Резко приподняться. (Привстать) 9) Представить в меньших размерах. (Преуменьшить) 10) Надевать для определения годности по размеру. (Примерять) 11) Призрак умершего или отсутствующего существа. (Привидение) 12) Слегка дотронуться. (Притронуться) 4) Работа с сигнальными карточками Е и И (по упражнению 148). 5) Игра «Вспомни сказки Пушкина». Вспомните и запишите слова, которые пропущены в отрывках из сказок. Вам помогут память и догадливость. 1) … Пушки с …………… палят, Кораблю ……………. Велят. 2) Здравствуй, князь ты мой ……………..! Что ж ты тих, как день ненастный? 3) Только поп один Балду не любит, Никогда его не ………………….. 4) ……………….. к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 9. Домашнее задание. На выбор: 1) Упражнение 154 (2) 2) Сочинение «Путешествие в космос» (по опорным словосочетаниям с приставками Пре- и При-) 10. Обобщение. - Интересно было вам в моей стране? - Что нового вы узнали? - Какая работа понравилась? - Какой вид работы хотелось бы вам повторить? 11. Итоги урока. Выставление оценок. | |
Просмотров: 3163 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|