Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Подготовили и провели учителя русского языка и литературы КГУСО школы-лицея №7, г.Семей Евстратова Н.А., Гладышева Г.Г. Конкурс чтецов ко Дню языков среди одаренных детей Тема: Абай, Пушкин и Байрон в нашей жизни. Цель: выявить одарённых чтецов путём знаний биографий и творчества великих поэтов разных культур. Задачи: познакомить с краткой биографией казахского поэта А. Кунанбаева, рассмотреть образы в стихотворениях Кунанбаева и Пушкина, Байрона; работать над выразительным чтением; воспитывать любовь к природе, искусству. Оборудование: музыка, портрет, слайд, выставка книг А. Кунанбаева, А. С. Пушкина, Байрона. Ход конкурса Организационный момент: Сегодня, в нашем литературном зале мы будем говорить о трёх великих поэтах, о Пушкине, Абае и Байроне. Слово учителя Издревле сладостный союз Поэтов меж собой связует. Они жрецы единых муз. Единый пламень их волнует. А.С.Пушкин. – Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Наша слава, гордость, непревзойденное достижение казахской и русской культуры, личности, ставшие подлинным символом национальной души казахского и русского народов. Сегодня их имена неразделимы. Что связывает людей, живших на земле в разные годы и не имевших возможности общаться лично? Удивительные и прекрасные имена – Пушкин,Байрон и Абай! Кем они стали для нас? Время не отделяет, а приближает нас к ним. Думать о них, говорить о них – счастье. Они с нами, они наши современники, они те, кто всегда идет впереди и ведет за собой других, освещая факелом чувства и разума дорогу в будущее. Пушкин,Байрон и Абай – выдающиеся поэты, гении. Великие сыны русского и казахского,английского народов. У них были разные жизненные пути, но судьба – одна Бессмертен тот, чья муза без конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел сердца И в них будить стремленье к идеалу. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Абая Кунанбаева и Александра Пушкина и Гордона Байрона. Знакомство с краткой биографией писателя. Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом. Воспитанием мальчика занимались мать Улжан и бабушка Зере, которые были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед - Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. Абай перевёл на казахский язык басни И. А. Крылова, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Абай очень любил родную природу. Он написал много стихотворений, посвященных Описанию природы степи в разное время года. Абай завоевывает необычайный авторитет, огромную популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально - философская и литературная школы. Абай был талантливым композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни. Абай, как властитель дум, вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью близких ему людей. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни. Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай - улы. Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману « Путь Абая" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева. Выставка книг. С именем другого великого поэта мы тоже знакомы – это Александр Сергеевич Пушкин. Александр Сергеевич Пушкин Понятно, что гении приходят в мир незаметно, а с Пушкиным было иначе. В день его рождения, 6 июня 1799 года, по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «ура». Делалось это не в честь новорожденного Сашеньки. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. Поэтому был перезвон колоколов. Но есть в это совпадении символичное судьбоносное для русской культуры. Мальчика с глазами цвета чистого, лазурного неба нарекли Александром Сергеевичем Пушкиным. А.С.Пушкин – солнце русской поэзии. Для каждого человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, советчик. В его произведениях мы можем найти ответы на все наши вопросы. Величайший русский поэт и писатель родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в небогатой дворянской семье. В детские годы большое влияние на Пушкина оказал его дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски. Ранние детские впечатления отразились в первых произведениях Пушкина: поэмах «Монах», 1813; «Бова», 1814; и в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину»,1815, «Сон», 1816. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. Скончался от раны, полученной на дуэли. ( Сообщение учащегося о биографии Г.Байрона), чтение стихов. 3 – Дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память А. Кунанбаева, Байрона и Пушкина. Каждый из вас выучил стихотворение Кунанбаева, Байрона или Пушкина, наше сегодняшнее жюри с удовольствием послушают и оценят их. Представление жюри Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в казахской литературе степь предстала во всем ее величии и разнообразии. Но Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе – это в тоже время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов. «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Цикл стихотворений Абая о временах года и о жизни людей в степи завершается описанием зимы. Абай рисует зиму в образе шагающего по степи старого свата, белого деда, сурового и жестокого. Чтец 1 Стихотворение «Зима». В белой шубе, плечист, весь от снега седой. Слеп и нем, с серебристой большой бородой, Враг всему, что живёт, с омрачённым челом, Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой. Старый сват, белый дед натворил много бед. От дыханья его - стужа, снег и буран. Тучу шапкой надвинув на брови себе, Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян. Брови грозно нависли - нахмуренный вид; Головою тряхнёт — скучный снег повалит. Злится он, словно бешеный старый верблюд, И тогда шестискладная юрта дрожит. Если дети играть Bbi6ez-aroT во двор, Щиплет нос он и щёки им злою рукой; В армяке, в полушубке дублёном пастух Повернулся к холодному ветру спиной. Конь разбить безуспешно пытается лёд, И голодный табун еле-еле бредёт. Скалит жадную пасть волк - союзник зимы. Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот! Угоняйте на новое место табун, Не поспав, не умрёшь, надо быть посмелей! Всё же лучше, чем волк, Кондыбай и Конай. Деду мы не дадим пировать средь степей Чтец № 2 Стихотворение «ОСЕНЬ» Тучи мрачно окутали весь небосвод — Это осень в дождях и туманах ползет, И застывшую землю, от стужи дрожа, Кобылица напрасно копытом скребет. Нет уж больше травы на просторе степей, Смеха больше не слышно и гама детей, А деревья, иссохшие, как старики, Тянут к небу безлистые руки ветвей. Уж дымится с овечьими шкурами чан — Износилась одежда, весь в дырках чапан, Чинят женщины юрту, заплаты кладут, И старухи свой ткацкий наладили стан. Журавли в теплый край вереницей летят, Голодают верблюды и грустно глядят, Приуныли аулы — куда ни пойдешь, Не услышишь веселого смеха ребят. Старики над остывшей поникли золой, Молча слушают ветер, холодный и злой, Рыщут по степи, ищут в норах мышей — Дома косточки им не дадут ни одной. И уже ни травинки вокруг не найти, Пылью ветер заносит дороги в степи. Будь ты проклят, обычай глухой старины, Что мешает нам в юртах огонь развести! Чтец №3 ОСЕНЬ Ползёт ненастье. Зябко и уныло Сырая зависает мгла с утра. Играют кони в поле, ржут кобылы, И годовалых взнуздывать пора. В работе и заботах день недолог: Выделывают шкуры, кожи мнут, Плетут ремни, латают дряхлый полог, Просушивают скарб и шерсть прядут. Ни радостного возгласа, ни крика, Ни яркого пятна средь жухлых трав. По-нищенски печально и безлико Деревья мёрзнут, листья растеряв. И только отлетающие стаи, Спешащие к теплу иной страны, Аулам остающимся бросают Гортанный крик прощанья до весны. Вздыхают старики и зябнут дети, И коротая долгие часы, Я по холмам брожу, где веет ветер, Где бегают некормленые псы. Откуда виден весь наш быт убогий В осенней мгле темнеющего дня, Потёртый войлок юрт, тоска дороги, И степи, без единого огня. - Будущее молодого поколения заботило Абая. В нем он видел продолжателей дела просвещения народа, которому он сам служил. В своих стихах-обращениях Абай призывает молодежь к труду, к знаниям. Часто не о скоте думает молодежь. Тратя в забавах дни, и до беды дойдешь. В юности прежде всего надо учиться нам, Если ж учиться нельзя, честным трудом проживешь. Молодость, по мнению Абая, лучшая пора в жизни человека, когда у него формируются наиболее ценные качества личности. Молодости свойственны порывы к благородству и красоте, отзывчивости, человечности, искренней и честной дружбе. Именно к этому зовет Абай юные сердца. Чтец №4 Добро проходит быстротечно, А зло в любое время вечно. Надежды конь, как в дни былые, Не рвется в выси бесконечно. Вонзай ты хоть двойные шпоры, Увяз в печали он сердечной. Уйдешь в одну печаль и тут же Их сонмы гонит ветер встречный. Старик – летучий страж кочевий, Кружа верхом, рыдает желчно. Чтец№5 Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись; Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. 1829 Чтец №6 Узник Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно. Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай, улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..» 1822 Чтец № 7 Когда в оковах туч мрачнеет, Возможно ль небу улыбнуться? Когда в тревоге сиротеет, Возможно ль сердцу встрепенуться? Когда тобой печаль владеет, Губам к улыбке не вернуться. Но тот, кто выдержать сумеет, Тому в позор не окунуться. Чтец №8 И все же, если грусть чрезмерна, Она закрутит вас, сломает. Родные чужды, если скверны, Их злобность душу вынимает. Когда невежество безмерно, Оно вас всюду обнимает. Глупцов бахвальство беспримерно, Душа моя средь них страдает. Чтец № 9 Наш холоден Ум наподобие льда, Горячее Сердце согреет всегда. Разумность и такт, прозорливость терпенья, В нас Воли рождает тугая узда. Держа в триединстве Ум, Сердце и Волю, Ты к цельности редкой придешь без труда. Но взяты поврозь, они будут ущербны, - Не славят явлений, где много вреда. Живу неспособный смеяться и плакать, Лишь с сердцем мятущимся, с коим – беда. Ум, Сердце и Воля – ничто друг без друга А Знанье их суть пронесет сквозь года. Чтец№10 Зимняя дорога Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Скучно, грустно... завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь, не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик. Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. 1826 Чтец №11 К Аллаху дорога ведет не из уст. Нетрудно любить на словах. Раденье сердечное, искренность чувств, - Иного не примет Аллах. Всю силу природную, коей велик, Ты тратишь на творчество, горд, Когда твой разумности сердца родник К Создателю рвением тверд. Величие Творца не осилить уму, Его не опишет язык. Но сущ несомненно, свидетель всему, Зачем, для чего Он возник?! Ни разум, ни чувства Его не прозрят, Ты сердцем воспримешь Его. Напрасно схоласты о догмах твердят, Не знают они ничего. Чтец №12 Различен с природой в судьбе человек. Обратно ему не вернуться вовек. Разлуку души со своей оболочкой Прозвали мы смертью, взяв на сердце грех. Нас много, поддавшихся ходу вещей, И мы, оступаясь, слабей и слабей. Но тот, кто оставил бессмертное слово, Не выше ли смерти душою своей?! Земной суетой не заботиться как? Для вечности бренность – негодности знак. Но мира изъяны, увы, не познаешь, Не следуя мысли пронзающей мрак. Друг бренности вечному сможет ли внять? Им места на равных в душе не занять. Любитель земного, к Дню Судному глух ты, Кто примет такой полуверы обряд? Чтец №13 Қараңғы түнде тау қалғып Қараңғы түнде тау қалғып, Ұйқыға кетер балбырап. Даланы жым-жырт, дел-сал ғып, Түн басады салбырап. Шаң шығармас жол-дағы. Сыбдырамас жапырақ, Тыңшығарсың сен-дағы Сабыр қылсаң азырақ. Чтец №14 Жалғыз жалау жалтылдап Тұманды теңіз өрінде... Жат жерде жүр не тыңдап? Несі бар туған жерінде? Ойнақтап толқып жел гулеп, Майысар діңгек сықырлап... Ол жүрген жоқ бақ іздеп, Қашпайды бақтан бойды Чтец№15 Будь разборчив на своем пути Будь разборчив в пути своём, Если ты талантлив – гордись И надёжным лишь кирпичом В стену строящуюся ложись. Убегающий видит путь, Догоняющий вслед спешит. Воля с разумом их ведут. Справедливость – вот свет души. Если воля есть, ум живёт. Доброты же и правды нет, - Впереди огонь, сзади лёд, И никак не уйти от бед. Удержи корысти порыв, Похвалы не ищи – смотри. Недостатки искусно скрыв, Лишь в борьбе победу бери. Твёрже ногу, шагай смелей, - И тогда не погибнет труд, Речи тех, кто учит детей, Как зерно в земле прорастут. Чтец№16 Весна, весна, пора любви... Александр Пушкин Весна, весна, пора любви, Как тяжко мне твое явленье, Какое томное волненье В моей душе, в моей крови... Как чуждо сердцу наслажденье... Всё, что ликует и блестит, Наводит скуку и томленье. Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей. 1827 Чтец№17 Унылая пора! Очей очарованье!... Александр Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Чтец№18 Уж небо осенью дышало... (отрывок из поэмы Евгений Онегин) Александр Пушкин Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливый караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Абай и Пушкин жили в разное время, но судьба поэтов все-таки переплелась на творческом поприще. Абаю глубоко полюбилось одно из самых задушевных произведений Пушкина «Евгений Онегин». Его увлекли герои романа, особенно Татьяна. В ней он увидел душевную красоту, высокую нравственность, ответственность за свои поступки, глубокое чувство долга. Абай не только перевел письмо Татьяны, но и положил стихи на музыку. «Письмо Татьяны» стало одной из любимых песен казахской молодежи, не потерявшей популярности и по сей день. Byron ,Г.Байрон Elegy O, snatch'd away in beauty’s bloom! On thee shall press noo ponderous tomb; But on thy turf shall roses rear Their leaves, the earliest of the year, And the wild cypress wave in tender gloom. And oft by yon blue gushing stream Shall Sorrow lean her drooping head, And feed deep thought with many a dream, And lingering pause and lightly tread; Fond wretch! as if her step disturb'd the dead! Away! we know that tears are vain, That Death nor heeds nor hears distress: Will this unteach us to complain? Or make one mourner weep the less? And thou, who tell'st me to forget, Thy looks are wan, thine eyes are wet. The spell is broke, the charm is flown! Thus is with life’s fitful fever: We madly smile when we should groan; Delirium is our best deceiver. Each lucid interval of thought Recalls the woes of Nature’s charter; And he that acts as wise men ought, But lives, as saints have died, a martyr. Пушкин,Байрон и Абай – вот кому мы обязаны знанием природы человека, его судеб и характеров. Именно они воспитывают в нас любовь к прекрасному, ко всему светлому. Им суждено было стать духовными учителями нового поколения. Подведение итогов конкурса. Источник: http://www.fayloobmennik.net/5658042 | |
Просмотров: 1567 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|