Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Конспект урока русского языка по теме: "Разноспрягаемые глаголы", 7-й класс Тип урока: применения и совершенствования знаний Цели: • Выявить особенности изменения разноспрягаемых глаголов. Отработать умение видеть в тексте глаголы, имеющие безударное личное окончание, применять алгоритм определения верного написания окончания глагола, подбирать примеры, иллюстрирующие данное правило; • Учить точно, уместно и стилистически целесообразно использовать глаголы в речи. Способствовать языковому развитию учащихся средствами учебного предмета, воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку, формировать осознанное восприятие взаимосвязи языковых явлений; • В процессе формирования грамотного письма урок находится на этапе систематизации сведений и ориентировки в фактах письма, поэтому развивающей целью становится формирование теоретического способа мышления: развитие умения наблюдать, анализировать, делать выводы. Ход урока: 1. Организационный этап: сообщение темы, постановка цели. – Сегодня мы продолжаем отрабатывать умение спрягать глаголы, находить и правильно писать окончания глаголов, а также, чтобы выяснить особенности спряжения некоторых глаголов в русском языке мы поведем лабораторную работу ( лингвистическое исследование) Выдаются маршрутные листы, заполняются личные данные и число. Итак, запишите тему… «Разноспрягаемые глаголы» 2. Повторение: 1 ЗАДАНИЕ – ОТКРЫТИЕ Лаборатории - Что такое спряжение? (изменение по лицам и числам) - Как может изменяться глагол? (по лицам, числам, родам) - Какие типы спряжения вы знаете? - В чем заключается различие между спряжениями? ( личные окончания) 2. НАВЕДИ ПОРЯДОК, ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ Число Лицо 1 спряжение 2 спряжение Единственное 1 - У ( -Ю) - У ( - Ю) 2 - ЕШЬ (- ЁШЬ) - ИШЬ 3 - ЕТ (- ЁТ) - ИТ Множественное 1 - ЕМ ( - ЁМ) - ИМ 2 - ЕТЕ ( - ЁТЕ) - ИТЕ 3 - УТ (-ЮТ) - АТ (- ЯТ) 3. Прочитайте вслух и отгадайте загадки. Определите спряжение каждого встретившегося в тексте глагола, опираясь на таблицу личных окончаний глаголов, запишите их в таблицу Воет, свистит, Ветки ломает, Пыль поднимает, С ног всех сбивает, Слышишь его, Да не видишь его. (ветер) У нашей Анютки Меня режут - трут Зверь в атласной шкурке, Колотят – бьют Возле печки греется А я все терплю Без водички моется (кошка) Людям добром плачу! (хлеб) 1 спряжение 2 спряжение 3. ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ: 4. Изучение нового материала: Слово учителя: В старославянском языке, который оказал большое влияние на современный русский язык, понятия «спряжение» не было. Да и сами глаголы имели несколько иную форму и изменялись другими способами. Так, глаголы в неопределенной форме имели окончание – ти: быти, ясти, възяти, положити и т.д На определение типа спряжения оказывал влияние не суффикс глагола, а последний звук основы. По этим звукам выделялись семь глагольных классов: е\о, не\но, йе\йо,и. - Подумайте, какие глагольные классы стали основой современного 1 спряжения, какие 2 спряжения ( Второе спряжение - -и, первое спряжение – все остальные) Однако вскоре система стала меняться, пока не пришла к современному виду с двумя типами спряжения. Однако два глагола так и не смогли найти своё место в новой системе и стали спрягаться как по первому, так и по второму типу. Эти слова: БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ, а так же образованные от них формы. Для того чтобы убедиться в том, что данные глаголы «ведут» себя нестандартным образом, проспрягаем их и сравним личные окончания этих глаголов с окончаниями, приведенными в таблице. (дети заполняют таблицу – спрягают оба глагола, наблюдают за изменением окончаний) страница 195 учебника Число Лицо БЕЖАТЬ ХОТЕТЬ Единственное 1 Я бегу хочу 2 Ты бежишь хочешь 3 Он бежит хочет Множественное 1 Мы бежим хотим 2 Вы бежите хотите 3 Они бегут хотят Таким образом, становится ярко заметна разница в спряжении глаголов. Глагол ХОТЕТЬ в форме ед.числа спрягается по принципу 1 спряжения, в форме мн.числа – по принципу 2 спряжения. Глагол БЕЖАТЬ спрягается по принципу 2 спряжения, однако в форме мн.числа 3-го лица имеет окончание глагола 1 спряжения - Попробуйте устно сформулировать определение термина «разноспрягаемые глаголы» ( Разноспрягаемые глаголы – два глагола русского языка, а также образованные от них с помощью приставок формы, которые при спряжении имеют личные окончания как 1, так и 2 спряжения) 4, ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: – Работаем с упражнением: страницы 196 – 197 Упражнения - 443, 440, 446 Упражнение 443 – читаем задание – В каких случаях “бежать” употреблено в переносном значении, а в каком случае в прямом? Учитель: Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий. По частоте употребления глагол занимает 2 место после существительных. Сейчас мы обратимся к народной мудрости – пословицам и поговоркам, где можно заметить частоту употребления глаголов. Упр 440 – читаем задание Упр - 446 5. ВЫВОД, ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Разноспрягаемые глаголы ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ при спряжении имеют окончания как 1, так и второго спряжения. 6. РЕФЛЕКСИЯ: Учитель: Память о зиме Кленовый лист, засохший, но красивый, Я достаю зимой из толстой книги И вспоминаю золотую осень И старый клен, который листья сбросил Мне очень хочется на память о зиме Снежинку белую оставить в книге этой Или хотя бы легкий след ее, Чтобы потом случайно встретить летом. Но нежная снежинка быстро тает, А след ее бесследно исчезает. Как жаль, что о зиме на память Нельзя нам ничего оставить ( Е. Григорьева) - Я хочу, чтобы в вашей памяти остался этот урок, который мы провели в преддверии Нового года! Дарю вам на память снежинку, как символ зимы и желаю всего самого хорошего!!! | |
Просмотров: 1669 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|