Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Уважаемые коллеги! Так как объем загружаемого материала намного выше требований сайта, вы можете скачать полную разработку урока с презентацией, приложениями, аудиосопровождением по ссылке данной ниже. Цель урока: формирование навыка написания сочинения-рассуждения через применение технологии критического мышления. Задачи урока: обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления; развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков; воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. 1 слайд. Эпиграф: «А нам не довелось играть в войну, Не мы в неё – она играла нами: На фронт мы убегали пацанами. И бегали мы так, что будь здоров….» И.Пантюхов. Ход урока. I. Организационный этап: -приветствие; -проверка готовности материальной обеспеченности урока. II. Постановка темы и определение цели, задач урока. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению « Дети и война». Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-рассуждению, вспомнить основные его части и постараться раскрыть тему «Дети и война». - Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью? (Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок, Письменные работы (изложения, сочинения)) - Предлагаю создать в ходе урока черновик вашего сочинения, а дома вы напишите окончательный отредактированный вариант. А материал для сочинения возьмете из содержания сегодняшнего урока. - Как вы думаете, что мы будем развивать на уроке, кроме речи? ( Будем учиться размышлять, анализировать, создавать что-то своё, развивать память…) - Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными. - В этом году наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы. Очень часто говорят о солдатах, бойцах, которые защищали нашу Родину. Сегодня мы поговорим о детях в годы войны, о детях–героях. 2. Опрос - повторение. Повторение теоретического материала Итак, мы начинаем. Давайте вспомним, какие типы речи вы знаете? (описание, повествование и рассуждение). Чем они отличаются друг от друга? 1.-Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. У вас на столе находится материал по данной теме. Ваша задача: правильно соотнести тип речи и их характеристику.(3 мин.). Приложение №1. Цель урока: формирование навыка написания сочинения-рассуждения через применение технологии критического мышления. Задачи урока: обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления; развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков; воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. 1 слайд. Эпиграф: «А нам не довелось играть в войну, Не мы в неё – она играла нами: На фронт мы убегали пацанами. И бегали мы так, что будь здоров….» И.Пантюхов. Ход урока. I. Организационный этап: -приветствие; -проверка готовности материальной обеспеченности урока. II. Постановка темы и определение цели, задач урока. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению « Дети и война». Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-рассуждению, вспомнить основные его части и постараться раскрыть тему «Дети и война». - Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью? (Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок, Письменные работы (изложения, сочинения)) - Предлагаю создать в ходе урока черновик вашего сочинения, а дома вы напишите окончательный отредактированный вариант. А материал для сочинения возьмете из содержания сегодняшнего урока. - Как вы думаете, что мы будем развивать на уроке, кроме речи? ( Будем учиться размышлять, анализировать, создавать что-то своё, развивать память…) - Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными. - В этом году наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы. Очень часто говорят о солдатах, бойцах, которые защищали нашу Родину. Сегодня мы поговорим о детях в годы войны, о детях–героях. 2. Опрос - повторение. Повторение теоретического материала Итак, мы начинаем. Давайте вспомним, какие типы речи вы знаете? (описание, повествование и рассуждение). Чем они отличаются друг от друга? 1.-Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. У вас на столе находится материал по данной теме. Ваша задача: правильно соотнести тип речи и их характеристику.(3 мин.). Приложение №1. Цель урока: формирование навыка написания сочинения-рассуждения через применение технологии критического мышления. Задачи урока: обучающая: создать условия для формирования навыков работы с текстом, способствующих развитию устной и письменной речи учащихся, посредством приемов и стратегий технологии критического мышления; развивающая: способствовать развитию речи, памяти, мышления, эмоциональности подростков; воспитывающая: воспитывать коммуникативные качества личности, толерантность. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. 1 слайд. Эпиграф: «А нам не довелось играть в войну, Не мы в неё – она играла нами: На фронт мы убегали пацанами. И бегали мы так, что будь здоров….» И.Пантюхов. Ход урока. I. Организационный этап: -приветствие; -проверка готовности материальной обеспеченности урока. II. Постановка темы и определение цели, задач урока. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению « Дети и война». Цель нашего урока - подготовиться к сочинению-рассуждению, вспомнить основные его части и постараться раскрыть тему «Дети и война». - Каким образом вы можете продемонстрировать степень овладения вами грамотной устной и письменной речью? (Правильно сформулированные ответы без речевых ошибок, Письменные работы (изложения, сочинения)) - Предлагаю создать в ходе урока черновик вашего сочинения, а дома вы напишите окончательный отредактированный вариант. А материал для сочинения возьмете из содержания сегодняшнего урока. - Как вы думаете, что мы будем развивать на уроке, кроме речи? ( Будем учиться размышлять, анализировать, создавать что-то своё, развивать память…) - Я прошу вас быть максимально внимательными друг к другу, вежливыми и толерантными. - В этом году наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы. Очень часто говорят о солдатах, бойцах, которые защищали нашу Родину. Сегодня мы поговорим о детях в годы войны, о детях–героях. 2. Опрос - повторение. Повторение теоретического материала Итак, мы начинаем. Давайте вспомним, какие типы речи вы знаете? (описание, повествование и рассуждение). Чем они отличаются друг от друга? 1.-Я предлагаю вам сейчас поработать в группах. У вас на столе находится материал по данной теме. Ваша задача: правильно соотнести тип речи и их характеристику.(3 мин.). Приложение №1. Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Повествование Сообщить о последовательности действий или событий. Какова последовательность действий (событий)? Что происходило сначала и что происходило потом? Рассуждение Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события. Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Каковы следствия данного явления? Что оно значит? (слайд 3 ) Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. -Какие основные части содержит текст рассуждения? (Тезис) - Как вы понимаете слово тезис? (утверждение, тема (слайд ) запись в тетрадь ( Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть) - Как вы думаете, как может звучать тезис нашего сочинения? («Война и дети»). Запишите его. 2. Работа с текстом (3 мин). Определите тип речи. 1) «Война глупа и бессмысленна изначально. Она не ведет к победе – она сеет горе и ненависть», - повествует нам данная цитата. Одним из ужасов войны является то, что в ее сети втянуты все, даже порой дети. И как гласит закон жизни « Не для войны рождаются мальчики». Не для того, чтобы идти на верную гибель, порой совершенно бессмысленно и отчаянно защищая себя и своих близких. Нет, их жизнь должна была сложиться совсем по-другому. Сначала воспитание в семье, потом школе, потом университет. А волей судьбы, в юную пору им приходится брать в руки автомат и идти воевать. Нет, так не должно быть! Но почему, почему такое вообще возможно. В этом суть войны – она не щадит никого: ни женщин, ни детей, ни стариков. (рассуждение) - По каким признакам вы определили, что перед вами тип текста рассуждение? (имеется тезис, доказательства, аргументы, вывод) 2) Вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали подставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12-14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирали завалы после бомбежек. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно учиться и жить. (повествование) - По каким признакам вы определили, что перед вами тип текста повествование? (сообщается о последовательности действий и событий, рассказ. Есть события (завязка), развитие события, конец события (развязка). 3) 22 июня 1941 года, выходной день. Поначалу радостный день. Ещё не проснувшиеся города и сёла. После выпускных вечеров гуляющая молодёжь, мечтающая о своём будущем. В близком парке гуляли парни и девчата, держась за руки, вдыхая ароматный, пьянящий воздух… было чудесное утро… Четыре часа утра…люди спали…. началась Великая отечественная война. (описание) - По каким признакам вы определили, что перед вами тип текста описание? (изображение какого-либо дня, путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Мы можем представить предмет описания в своем сознании. ) 3. Составление ассоциативного ряда « Слушайте все, начинается лето, Первые горны пропели про это, Первые тапочки, кеды, ботинки Снова топочут по каждой тропинке». - Какие ассоциации возникают у вас со словами - Дети, детство. (запись на доске) (4 слайд) Работа в группах. (Уч-ся на листах бумаги пишут свои ассоциации, по 1 слову) (1 мин) ( 1 уч-ся выходит к доске и комментирует ассоциации своей группы, клеим на доску) - Действительно, детство – это самое прекрасное время в нашей жизни. - Теплое, беззаботное лето обещал 1941 год детям, можно купаться, отдыхать. Ребята сдали экзамены, окончили школу, собирались поступать в институты. Но ничему этому не суждено было сбыться, началась война. Тот самый длинный день в году С его безоблачной погодой Нам выдал общую беду Одну на все 4 года. - Итак, война, ребята, запишите слова, которые возникают у вас при этом слове ( боль, смерть, страх). Запишите их в другую колонку. (5 слайд) - Посмотрите, какие слова у вас получились? (антонимы). - Какой вывод мы можем с вами сделать? (Война и дети – понятия несовместимые.) 4. Доказательство. - Следующая часть сочинения - рассуждения это….. Доказательства или аргументы. (вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами. (слайд 7). Запишите в тетрадь. - Взрослые мужчины ушли на фронт, остались старики, женщины, дети. Сразу повзрослели дети, потому что нужно было помогать взрослым во всех делах. А какие дела могли делать дети? Работа с текстом. Прочитать, ознакомиться с текстом, выбрать 1 представителя от группы, которые смогут донести новую информацию всему классу. Рассказы о детях-героях. ( Учащиеся рассказывают о детях-героях) (слайды ) - Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. - Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставила их переступить через страх смерти? Примерные ответы детей: • Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом. • Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты. • Они мстили за унижение своей страны, нации. • Они хотели доказать, что наш народ не второсортный. • Они не хотели жить в «великой» Германии, а хотели жить в своей стране. • Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев. • Ими двигала ненависть к фашизму. • Любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы. - Некоторые из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте? Примерные ответы детей: • Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться. • Сейчас, кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни. • Конечно, многие дети сейчас избалованны, капризны, не приучены к труду – наверное, не выдержали бы такого напряжения. • Если будет ненависть к врагам, тоже возьмем в руки оружие. Никто не может рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на своих умерших родных. - Посмотрите на наш эпиграф. Как вы понимаете эти слова? (12 слайд) 5. Вывод. - Из любого доказательства всегда следует вывод. Таким образом, в рассуждении обязательны части: (13 слайд) 1)тезис (утверждение, которое нужно раскрыть), 2) доказательство (аргументы, размышления), 3) вывод. заключение (Запись в тетрадь) Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. 6. Мы с вами читали много рассказов о детях в годы войны. Сейчас вы напишите небольшое эссе на тему «На войне детей не бывает. Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно». (14 слайд) - Неужели в 6-7-8лет может закончиться детство? Как вы думаете? (5 мин) + 3 мин. На чтение в группе 7. Авторский стул (по 1 эссе от группы). Правило: можно слушать, поощрять, нельзя делать замечания. 8. А я хочу подвести итог нашего урока, может он тоже станет выводом вашего сочинения. - Что вы унесете с сегодняшнего урока? -Ребята, пожалуйста, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга. Помните, что вместе мы одна дружная семья, которой не страшны никакие преграды. (На партах лежат вырезанные из цветной бумаги ладоши). - На ладошах вы сейчас вместе со своим соседом напишите пожелания всем детям и прикрепите к солнцу. На них уже есть фраза: «Мы хотим, чтобы дети Земли….». Закончите её. (Звучит веселая детская песня. На доске висит плакат с нарисованным солнцем. Ребята выходят и прикрепляют свои «ладоши») Вывод: Сегодня мы говорили о детях-героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной память людей! В наше время в моде другие ценности, другие «герои» становятся образцами для подражания. Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора. Чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты. Это значит, что таким памятником должна стать наша Память. 10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение. «Война и дети» 11. Выставление оценок. - До свидания, спасибо за урок.[/l] Источник: http://filipenko.ucoz.kz/load/pourochnoe_planirovanie_russkij_jazyk/7_klass/urok_razvitija_rechi_podgotovka_k_napisaniju | |
Просмотров: 2365 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|