Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления
Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о лексических и синтаксических особенностях публицистического стиля; развитие навыка работы с публицистическими текстами; оценивание устных и письменных текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.
Задачи:
- обобщить ранее полученные учащимися знания о публицистическом стиле речи; познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля; формировать языковые компетенции учащихся в области стилистики;
- содействовать развитию коммуникативных компетенций;
- воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Тип урока: урок обобщающего повторения и расширения знаний.

Ход урока:
1. Оргмомент. Целеполагание.
2. Актуализация опорных знаний (стилистика, стилевые черты речи).
Учитель
- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
Г. Солганик
(Солганик Григорий Яковлевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, автор ряда работ по стилистике массовой коммуникации.)

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
Слайд 1
- Какие стили речи вам известны?
Слайд 2
3. Проверка домашнего задания
- В какой сфере употребляется публицистический стиль? Каковы его цели? Какова характеристика публицистического стиля? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, было дано опережающее задание ребятам 1 группы

Группа 1
Спасибо, ребята, присаживайтесь. Обратите внимание, какое разнообразие публицистических жанров представила 1 группа, и сегодня на уроке вы определите особенности этих жанров.Готовясь к сегодняшнему уроку, вы выполняли работу в группах и готовили сообщение об определенном жанре.
Сейчас мы познакомимся с одним жанром публицистического стиля – заметкой.
Группа 2
Познакомимся подробнее еще с одним жанром публицистического стиля – интервью.
Группа 3
Следующая группа приготовила сообщение еще об одном жанре публицистического стиля – репортаж.
Группа 4
Последнее время все чаще мы говорим о интернет-журналистике ( новой разновидности журналистики, появившейся в конце XX века с развитием и распространением Интернета).
Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой).
Группа 5
4. Закрепление и проверка знаний.
Каждая группа не только подготовила презентацию жанра, но и рассказала о родной школе, о нашей столице, о нашей Родине.
- Как называется преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? Патриотизм.
Прочитайте статью «Любовь, уважение, знание» Дмитрия Сергеевича Лихачёва и выполните задание.
Работа с текстом
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Любовь, уважение, знание
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле, обнажить голову перед памятниками, что были воздвигнуты благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату – грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»
А архитектурный облик Ленинграда, в котором я родился и прожил большую часть жизни? Он связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина… По дороге с главного ленинградского аэродрома первым большим зданием, носившим печать выдающегося таланта Растрелли, был Путевой дворец. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему рука реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду! Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов! И ничего нет на этом месте…Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосполнима: они ведь всегда индивидуальны.
«Запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к чужой культуре, земле, речи.
Эти важнейшие человеческие качества – любовь, уважение, знание – поможет тебе открыть в своей душе история.
(По Д.С. Лихачёву)
1-ая группа
- Какова тема текста?
(истинный патриотизм)
- Идея текста?
(патриот тот, кто любит свою страну, знает историю, ценит культурное наследие).
- Какая проблема поднимается автором?
Проблема заявлена в 1 предложении в форме вопроса: «Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны?»
- Актуальна проблема сегодня?
Д. Лихачёв в статье называет причины актуальности этой проблемы. «запас» памятников культуры крайне ограничен; он истощается со всё прогрессирующей скоростью; утрата любого памятника культуры невосполнима: он всегда индивидуален.
- Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»?
В мировом масштабе – да: в год с лица земли исчезает примерно 5 памятников истории и архитектуры. События в Украине.

2-ая группа
- К какому жанру относится данный текст? Эссе
Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность, достоверность, точность, конкретность, обоснованность
- Найдите признаки этого жанра в тексте?
• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
3-ья группа
Проанализируйте лексические особенности текста, используя таблицу.
Лексические
особенности

Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера,
торжественно приподнятые слова,
просторечные и разговорные слова
лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;
слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;
эмоциональные средства выразительности:
- эпитеты
- сравнения
- метафоры
- риторические вопросы
- риторические обращения
- лексические повторы
- градации
- фразеологизмы
- пословицы и поговорки
- использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов

- языковых средств юмора, сатиры, иронии

Эпитеты в 3 предложении - иные, горестные, грустные. Просторечные слова в 7 предложении – намалевал. Эмоционально – оценочная лексика в 5, 17 предложениях – поругание, горько. Риторические вопросы в 1, 8 предложениях

4-ая группа
Проанализируйте морфологические особенности текста, используя таблицу.
Морфологические особенности Употребление личных и притяжательных мес¬тоимений (я, ты, мы, мой, ваш, наш).
Личные формы глаголов часто представлены 3-м лицом в обобщен¬но-личном или безличном значении (нам сообщают, передают, говорится, сообщается, отмечается и т.п.).

Характерно также использование формы 1-го лица мн.ч. глаголов со значением побуждения к действию: встретим, ознаменуем.

5-ая группа
Проанализируйте синтаксические особенности текста, используя таблицу.

Синтаксические особенности Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Вводные слова и предложения
Обратный порядок слов в предложении (инверсия)
Синтаксический параллелизм предложений
Построение предложений по законам градации (с однородными членами)
Использование причастных и деепричастных оборотов в предложениях
Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений ( голос мира)
Ряды однородных членов
Сложные синтаксические конструкции

5. Задание на дом
- Как, по мнению Д.С. Лихачёва, можно воспитать чувство патриотизма?
- От кого зависит это воспитание? От каждого из нас
Написать сочинение на одну из тем « Что такое патриотизм?», «Как я понимаю патриотизм»
6. Этап подведение итогов урока и выставление оценок
Вернуться к эпиграфу. В течение урока вы не просто прослушали информацию, которую подготовила каждая из групп, но оценивали ребят. Итоги вашего оценивания я озвучу вам на следующем уроке.
Оценка выступления группы 1
п/п № Критерии Оценка
1 Научность

2 Логичность
3 Информативность
4 Доступность

5 Познавательный интерес
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natulyasko (2016-01-29) | Автор: Вяткина Наталья Алексеевна
Просмотров: 3687 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 3:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru