Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления. Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о лексических и синтаксических особенностях публицистического стиля; развитие навыка работы с публицистическими текстами; оценивание устных и письменных текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Задачи: - обобщить ранее полученные учащимися знания о публицистическом стиле речи; познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля; формировать языковые компетенции учащихся в области стилистики; - содействовать развитию коммуникативных компетенций; - воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; Тип урока: урок обобщающего повторения и расширения знаний. Ход урока: 1. Оргмомент. Целеполагание. 2. Актуализация опорных знаний (стилистика, стилевые черты речи). Учитель - Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске): “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями” Г. Солганик (Солганик Григорий Яковлевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, автор ряда работ по стилистике массовой коммуникации.) - Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? Слайд 1 - Какие стили речи вам известны? Слайд 2 3. Проверка домашнего задания - В какой сфере употребляется публицистический стиль? Каковы его цели? Какова характеристика публицистического стиля? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, было дано опережающее задание ребятам 1 группы Группа 1 Спасибо, ребята, присаживайтесь. Обратите внимание, какое разнообразие публицистических жанров представила 1 группа, и сегодня на уроке вы определите особенности этих жанров.Готовясь к сегодняшнему уроку, вы выполняли работу в группах и готовили сообщение об определенном жанре. Сейчас мы познакомимся с одним жанром публицистического стиля – заметкой. Группа 2 Познакомимся подробнее еще с одним жанром публицистического стиля – интервью. Группа 3 Следующая группа приготовила сообщение еще об одном жанре публицистического стиля – репортаж. Группа 4 Последнее время все чаще мы говорим о интернет-журналистике ( новой разновидности журналистики, появившейся в конце XX века с развитием и распространением Интернета). Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой). Группа 5 4. Закрепление и проверка знаний. Каждая группа не только подготовила презентацию жанра, но и рассказала о родной школе, о нашей столице, о нашей Родине. - Как называется преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? Патриотизм. Прочитайте статью «Любовь, уважение, знание» Дмитрия Сергеевича Лихачёва и выполните задание. Работа с текстом Дмитрий Сергеевич Лихачёв Любовь, уважение, знание Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле, обнажить голову перед памятниками, что были воздвигнуты благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату – грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» А архитектурный облик Ленинграда, в котором я родился и прожил большую часть жизни? Он связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина… По дороге с главного ленинградского аэродрома первым большим зданием, носившим печать выдающегося таланта Растрелли, был Путевой дворец. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему рука реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду! Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов! И ничего нет на этом месте…Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосполнима: они ведь всегда индивидуальны. «Запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к чужой культуре, земле, речи. Эти важнейшие человеческие качества – любовь, уважение, знание – поможет тебе открыть в своей душе история. (По Д.С. Лихачёву) 1-ая группа - Какова тема текста? (истинный патриотизм) - Идея текста? (патриот тот, кто любит свою страну, знает историю, ценит культурное наследие). - Какая проблема поднимается автором? Проблема заявлена в 1 предложении в форме вопроса: «Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны?» - Актуальна проблема сегодня? Д. Лихачёв в статье называет причины актуальности этой проблемы. «запас» памятников культуры крайне ограничен; он истощается со всё прогрессирующей скоростью; утрата любого памятника культуры невосполнима: он всегда индивидуален. - Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»? В мировом масштабе – да: в год с лица земли исчезает примерно 5 памятников истории и архитектуры. События в Украине. 2-ая группа - К какому жанру относится данный текст? Эссе Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность, достоверность, точность, конкретность, обоснованность - Найдите признаки этого жанра в тексте? • наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. • эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. • в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства. 3-ья группа Проанализируйте лексические особенности текста, используя таблицу. Лексические особенности Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера, торжественно приподнятые слова, просторечные и разговорные слова лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры; слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека; эмоциональные средства выразительности: - эпитеты - сравнения - метафоры - риторические вопросы - риторические обращения - лексические повторы - градации - фразеологизмы - пословицы и поговорки - использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов - языковых средств юмора, сатиры, иронии Эпитеты в 3 предложении - иные, горестные, грустные. Просторечные слова в 7 предложении – намалевал. Эмоционально – оценочная лексика в 5, 17 предложениях – поругание, горько. Риторические вопросы в 1, 8 предложениях 4-ая группа Проанализируйте морфологические особенности текста, используя таблицу. Морфологические особенности Употребление личных и притяжательных мес¬тоимений (я, ты, мы, мой, ваш, наш). Личные формы глаголов часто представлены 3-м лицом в обобщен¬но-личном или безличном значении (нам сообщают, передают, говорится, сообщается, отмечается и т.п.). Характерно также использование формы 1-го лица мн.ч. глаголов со значением побуждения к действию: встретим, ознаменуем. 5-ая группа Проанализируйте синтаксические особенности текста, используя таблицу. Синтаксические особенности Вопросительные предложения Восклицательные предложения Вводные слова и предложения Обратный порядок слов в предложении (инверсия) Синтаксический параллелизм предложений Построение предложений по законам градации (с однородными членами) Использование причастных и деепричастных оборотов в предложениях Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений ( голос мира) Ряды однородных членов Сложные синтаксические конструкции 5. Задание на дом - Как, по мнению Д.С. Лихачёва, можно воспитать чувство патриотизма? - От кого зависит это воспитание? От каждого из нас Написать сочинение на одну из тем « Что такое патриотизм?», «Как я понимаю патриотизм» 6. Этап подведение итогов урока и выставление оценок Вернуться к эпиграфу. В течение урока вы не просто прослушали информацию, которую подготовила каждая из групп, но оценивали ребят. Итоги вашего оценивания я озвучу вам на следующем уроке. Оценка выступления группы 1 п/п № Критерии Оценка 1 Научность 2 Логичность 3 Информативность 4 Доступность 5 Познавательный интерес | |
Просмотров: 3687 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|