Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Открытый урок о роли изучения русского языка в школе «Почему люди тянутся к звездам?» Цель проведения: 1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о русском языке как о единой науке с многочисленными разделами (орфография, орфоэпия, стилистика, синтаксис, пунктуация, лексикология, словообразование, морфемика и т.д.) Задачи проведения: 1. Формировать орфографическую зоркость и орфоэпический слух учащихся 2. Воспитывать чувство бережного отношения к родному языку, привить познавательный интерес к изучению русского языка 3. Настроить на целенаправленное, осознанное повторение предмета за курс основной школы, на подготовку и сдачу предмета на ЕНТ Форма урока: Урок-беседа с выполнением практических заданий Оборудование: • Доска • Кластеры: «Речь правильная», «Речь качественная», «Статусы языка», «Роль изучения языка в школе» • Стихотворное высказывание о языке • Портреты (А.С.Пушкин, В.Даль, С.Ожегов, М.Ю.Лермонтов, С.Есенин, В.Маяковский, О.Сулейменов) • Звезды с фотографией каждого десятиклассника Ход урока: I Организационный момент (Приветствие, целеполагание, настрой на плодотворную работу) II Вступительное слово Почему люди тянутся к звездам? Почему в наших песнях Герой – это сокол? Почему все прекрасное, Что он создал, Человек, помолчав, Называет – высоким? О.Сулейменов Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – это необходимо, Чтобы каждый вечер Над крышами Загоралась хоть одна звезда?! В.Маяковский Вот мы и перелетели с планеты Основная школа, начинаем покорять планету Средняя школа. На протяжении 9-ти лет вы находились в межпланетном путешествии: открывали для себя новые предметы, исследовали и ставили опыты над уже изученными. И спутником-помощником всегда все девять лет был предмет русский язык. Почему люди тянутся к звездам? Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Сегодня вы уже в 10 классе! Десятиклассники! Каждый из вас мечтает, строит планы на будущее, ставит конкретные цели, каждый из вас осознанно написал заявление с просьбой принять, зачислить в 10 класс. Что двигало вами? Что заставило вас принять решение обучаться в 10 классе, ведь покорить планету Средняя школа не так-то просто и легко, не каждому по силам? Зачем вам нужны предметы химия, биология, геометрия, религиоведение, астрономия? С какой целью наш жизненный путь освещает звезда по имени «РУССКИЙ ЯЗЫК»? (заслушивание ответов учащихся, вывешивание на доску звезд с фото каждого ученика) А сейчас определим, насколько каждый из вас оценивает себя как личность, как члена ученического коллектива, как друга. Оценить себя могут и учителя. Называю характеристику, если согласны с определением, поднимайте руку. Анкета «Чистосердечное признание»: • Я житель своей страны • Я обладаю чувством юмора • Я умею слушать и переживать • Я умею ценить время других • Я знаю о своих недостатках и достоинствах • Я умею хранить секреты • Я хороший сын (дочь) • Я ленив (ленива) • Разделить горе может каждый, порадоваться успехам другого может только истинный друг. Я настоящий друг • У меня есть цель, я знаю, как ее достичь, я уверен в себе • Я владею компьютером • Я веду здоровый образ жизни. Я не курю • Я организован, умею управлять саморазвитием • Я умею писать рефераты • Я умею вести диалог • Я не боюсь выступать публично • Я учусь с удовольствием • Я знаю русский язык! III Теоретическая часть урока Конечно, знать русский язык в совершенстве дано не каждому. Владеть им могут не многие, а лишь «избранные». К их числу относятся доктора филологических наук, опытные учителя, писатели, поэты (В.Даль, С.Ожегов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.Есенин, В.Маяковский, О.Сулейменов и многие другие). Как сказал А.Куприн: «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». В течение 9 лет вы постигали основы языка, знакомились с основными его разделами. Задумывались ли вы над тем, зачем изучать язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит посредством языка. Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьется, То медью траурной поет. Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полет. Им можно радости прибавить И радость жизни отравить, Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздробить. Оно одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя! Как сказал Сократ: «Заговори, чтоб я тебя услышал…» Если незнакомый человек скажет: «Без пальта я пошел в магазин», - вы заметите ошибку? Что можно подумать об этом человеке? (он не обладает, не владеет нормами правильной речи) Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По визитке составляется впечатление о человеке. Проведем лингвистический эксперимент. Кто из учащихся мгновенно вспоминается (ассоциируется), когда вы слышите слова ОТСТОЙ, ПИПЕЦ? В каком художественном произведении вы встречаете эти слова? (Учащиеся называют имена своих одноклассников, не стесняясь и не желая обидеть друг друга) Чтение стихотворения: О, бедный мой язык родной, О прелесть русской речи чистой! Кто не глумился над тобой – Шпана, чиновники, лингвисты… Кто бедолагу не ломал, Не выворачивал, не мучил: «ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, ПравЫ,сочуЙствовать, подклЮчить». Рабочий и интеллигент Родную речь, как шавку, лупят: «ОсУжденный и инцидент, БлагА, сочуЙствовать, оглУпят». От сердца я хочу воззвать Ко всем, кто сын России верный: Пора не нАчать, а начАть Язык наш очищать от скверны. Друзья, следите за собой. Когда по-русски говорите, Ведь это наш язык родной, его для внуков сохраните. Задание «На приеме у Айболита» (выписать из данного стихотворения все слова, в которых допущены орфоэпические ошибки, расставить правильно ударения в этих словах) Итак, что необходимо сделать для того, чтобы речь наша была красивой, изысканной, украшала нас? Прежде всего, речь КРАСИВАЯ – это речь ПРАВИЛЬНАЯ и КАЧЕСТВЕННАЯ. ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧЬЮ называется речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка: • ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА определяет правильное произношение слов • ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ - определяет правильное написание слов • ЛЕКСИЧЕСКАЯ – правильное употребление слов в соответствии с их значением • СТИЛИСТИЧЕСКАЯ – определяет выбор речевых средств в соответствии с ситуацией общения • ПУНКТУАЦИОННАЯ – определяет правила постановки знаков препинания Кроме того, красивую речь характеризуют следующие КАЧЕСТВА: • ТОЧНОСТЬ РЕЧИ (неточной речью является та, когда мы допускаем фактические ошибки, например - «А.С.Пушкин родился в 1798 году», а на самом деле – 1799 году; речевые ошибки: «Еще не нашли эффектное средство против укусов комаров». Следует употребить слово ЭФФЕКТИВНОЕ, то есть, дающее результат, а ЭФФЕКТНОЕ – то, что производит сильное впечатление). • УМЕСТНОСТЬ – речь, отвечающая целям и задачам общения. (На вопрос не отвечают вопросом, но часто слышим следующее: Вы что – сами не видите? Вы что – с луны свалились, с дуба рухнули, с самосвала упали? Читать не умеете? Вам сто раз повторять? Вы что – вообще?) • ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ помогает привлечь и поддержать внимание интерес слушателя и читателя. • БОГАТСТВО – интересно ли слушать речь, в которой повторяются одни и те же слова, предложения строятся одинаково? Такую речь называют бедной, у человека маленький словарный запас без многообразия смысловых оттенков, разнообразных синтаксических конструкций, всевозможных интонаций. • ЧИСТОТА – речь без жаргонизмов, слов-паразитов • ЛОГИЧНОСТЬ – речь, в которой правильно выражена связь слов в предложениях и связь отдельных высказываний в тексте. Мысль не «перепрыгивает», а плавно «перетекает» из одного предложения в другое. IV Практическая часть урока (выполнение упражнений): 1. «Тонкость выражений» (чтение стихотворения и ответы на вопросы) Я в автобусе стоял, Вдруг на повороте Кто-то сзади мне сказал: - Вы сейчас встаете?.. Нам к ответу бы призвать Этого героя: «Объясни, как может встать Тот, кто едет стоя? Но автобус не привык Видеть суть ошибок, Да к тому же наш язык Беспредельно гибок, И стараются в пути Дяди или тети Всех стоящих впереди Спрашивать: «Встаете?..» Двух гражданок городских Слушал я при встрече, Заурядные у них Обороты речи, Никаких таких примет, Только многократно Там, где надо, там, где нет, Слышится ОБРАТНО: -Главк обратно ордер дал Нашему соседу. - А у нас большой скандал Был обратно в среду… Я, бодрясь по мере сил, У врача в передней Ожидающих спросил: «Кто из вас последний?» И сейчас же был ответ Выдан громогласно: В наши дни последних нет, Я здесь крайний… Ясно? Так сострил какой-то бас, И не без успеха. Ожидающие враз Взвизгнули от смеха. Но сказал я в свой черед Со злорадством тайным: - Хорошо смеется тот, Кто смеется… крайним!» Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?» Какие «лишние» слова засоряют нашу речь? (вот, вот значит, это вот) 2. «Шкодливое ударение» Расставить ударения (указать правильный вариант) СвЕкла- свеклА ЗвОнишь – звонИт КрасИвее – красивЕе ТворОг – твОрог ТОрты – тОртов Надеть одежду (что-то) Одеть Надежду (кого-то) Извиняю – извиняюсь (извините, виноват, простите) 3. «Язык творит чудеса» (ответить на шуточные вопросы) • Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни название дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) • Что будет завтра, а было вчера? (сегодня) V Знакомство с нормативно-правовыми документами (Конституция, Программа развития и функционирования языков, Закон о языках в Республике Казахстан) Сообщения и презентация учащимися основных положений данных документов о языках Каков статус русского языка на уровне общения государств, внутри государства и мировой политики? (мировой, национальный, межнациональный, государственный, официально-употребляемый) VI Итог занятия Итак, зачем люди тянутся к звездам, что нам даст изучение языка? Определим роль языка в жизни каждого (учащиеся высказывают свое мнение о роли изучения языка в школе): • Образованность • Общение • Реализация способностей • Утверждение в коллективе • Высокий балл в аттестате • Успех в получении профессии Чтение стихотворения учащимся наизусть Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык! Он твой наставник, великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи – Выучи русский язык! Чтение шуточного стихотворения о ЕНТ Утро. Солнце. Стук до боли. Каша. Чай. Нехватка соли. Расслабуха. Комп. Стрелялка. Подготовка. ЕНТ. Аграрка. Шпоры. Сотка. Телефон. Парта. Класс. В башке лишь звон. Проверка. Слезы. Исключенье. Листок. Вопросник. Сожаленье. Время. Вариант. Начало. Напряженье. Тихо стало. Шелест. Калькулятор. Шпоры. Запалили. Слезы. Споры. Исключенье. Тишина. Молчанье. Снова шпоры. Замечанье. Время. Ручка. Рядом друг. Треволненье. Нервный стук. Три часа. Кружочки. Мистик. Пять минут. Сдаем свой листик. Вышли. Дурно. Облегченье. Свежий воздух. Наслажденье. Результаты, слезы – завтра. И весь день волненье. Страшно? (Вручение звезд с фотографией каждого десятиклассника) | |
Просмотров: 1315 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|