Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Восточно-Казахстанская область КГУ «СОШ №11» ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО» Учитель русского языка и литературы Садыкова Айсулу Багдатовна 5 класс Урок Русская литература Тема: В.А. Жуковский. «Светлана». Фантастическое в балладе. Герои баллады. Учебно-воспитательные задачи : сделать вывод о гуманистической и нравственной направленности баллады, ее художественном своеобразии; развивать представление о жанрах литературы; совершенствовать навыки анализа литературного произведения; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев). Цель: формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову. Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности Наглядные пособия: презентация, иллюстрации к балладе, карточки Ход урока: I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП. 1 Мотивация «Не знаешь, как назвать его – переводчиком или оригинальным поэтом» В.Г. Белинский 2 Целеполагание *↑ 3 Актуализация знаний Беседа. 1. Что вы узнали о жизни и творчестве В.А.Жуковского? 2.Что русского, национального в этой балладе? (образ крещенских гаданий, голубь – символ Духа Святого, защитника чистой души, снежные заносы одинокая “хижинка под снегом”, утреннее пенье петуха, тройка с колокольчиком, свадебная песня “Многие Леты”). 3. Каковы жанровые особенности баллады? ( СЮЖЕТ ↓) II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП. 1 Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действия. А) Слово учителя + Презентация. В) Анализ текста (Работа в парах) ЗАДАНИЕ 1.Проанализировать развитие сюжета по отрывкам баллады. 2. Найти в тексте оценочные слова (изобразительные средства языка ), символизирующие светлые и темные стороны истории героини. 3. Какие события описываются в отрывке: фантастические или реальные? 2 Многоуровневое закрепление. Применение. Формирование умений и навыков ? Что в развитии сюжета занимает больше места: реальное или фантастическое? ? Какой пункт повторяется в реальном и фантастическом? (Встреча с возлюбленным) ↓ ? Кто является героем баллады? Какую характеристику даёт автор своей героине? (ИДЕАЛ) - Какой же смысл в балладе Жуковского? Смысл оптимистичный, светлый. В сюжете этой баллады все мрачное и фантастическое отнесено в область сна, и сюжет получает неожиданную счастливую развязку. Видимо, когда Жуковский писал эту балладу, у него было прекрасное настроение. В конце баллады вдруг появляется добрый, ироничный автор, что совсем не характерно для жанра баллады. Но это нарушение закона баллады делает ее очень оригинальной. Это произведение можно назвать шутливой балладой, ироничной пародией на балладу. Светлана стала одним из самых светлых и любимых литературных образов. Следует обратить внимание на то, что баллада выдержана в белом свете. Белый свет ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая. Белый цвет – символ чистоты и непорочности. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких. Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым. ↓ 3 Итог - Оценка труда. 1. (Приём «РЕСТОРАН») МЕНЮ крещенского застолья «Фантастическое и реальное в балладе В.А.Жуковского «Светлана». Герои баллады» 1.Знакомство с жизнью и творчеством В.А.Жуковского 2. Светлана – первая русская баллада 3. Элементы композиции и сюжета баллады (Путешествие в мир русских национальных обрядов и мифов). 4. Оценочные слова (Изобразительно-бытовые средства языка, символы.) 5. Анализ образов героев. 6. Выявление фантастического и реального в произведении Жуковского. Сегодняшний день вы провели на празднике и теперь Директор крещенского застолья просит вас ответить на несколько вопросов: • Мы съели бы еще этого… • Больше всего нам понравилось… • Мы почти переварили… • Мы переели … • Пожалуйста, добавьте… 2. Взаимооценка труда (Выставление оценок друг другу. Комментирование оценок) III. ЗАДАНИЕ НА ДОМ. - Выучить наизусть отрывок из баллады (два столбика) на выбор. - Стр. 96 Задание №8 – письменно (5-6 предложений) | |
Просмотров: 1867 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|