Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Имя существительное
Урок русского языка на тему «Имя существительное»
Лексическая тема «Зима»
Класс 5 (казахский язык обучения)
Цель урока: повторить изученный материал по теме «Имя существительное»
Задачи:
образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»;
развивающая: выработать навыки морфологического разбора имен существительных, употребления имен существительных в речи, развития устной и письменной речи;
воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, а также чувство коллективизма при работе в группах, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Межпредметные связи: английский язык, казахский язык, естествознание, экология, самопознание.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Методы работы: работа в группах, работа «в парах».
Ресурсы: сигнальные карточки, опорные схемы, картинки, слайды, тесты, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Побуждение.
1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой к уроку. Отметка отсутствующих. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока.
2.Занимательная минутка. Отгадывание загадок. (Слайды)
* С неба- звездой, в ладошку- водой. (Снежинка)
* Надел на голову ведро,
На плечи пуховик,
Из морковки сделан нос
Толстый белый ….(снеговик).
*С мешком подарков, с бородой, веселый взгляд и красный нос.
Он приходит к нам зимой. Добрый дедушка….(Мороз).
*Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька)
*Две полоски на снегу оставляю на бегу.
Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи)
*Не колючий, светло-синий по кустам развешан … (иней)
3. Сообщение темы и цели урока.
-Какой единой темой объединены данные слова? («Зима»)
-Какой частью речи они являются? (Именем существительным)
-Тема урока «Имя существительное». (Постановка цели урока.)
II. Реализация.
1.Понятие об имени существительном. Правило. (Устные ответы учащихся с примерами.)
2.Определение морфологических признаков имен существительных.
2.1 Работа с сигнальными карточками. (Называю слова, учащиеся с помощью сигнальных карточек определяют, какие это существительные: собственные ( синие) или нарицательные (красные): страна, Казахстан, город, Семей, река, Иртыш, озеро, Балхаш, гора, Алатау.
2.2 Соревнование «Кто первый?» Работа в группах. Задание. По данной картинке записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что?
2.3 Сравнение категории рода в казахском, русском и английском языках. Вопрос: В казахском языке есть категория рода? В английском? Оказывается, нет рода в армянском, узбекском, татарском языках. А в Африке, наоборот, насчитывается у некоторых народов до 48 родов.
Сколько родов в русском языке? Как определить род имен существительных? Сравнение категории рода на примере со словами дерево, дом, гора в сочетании с прилагательным высокий. (Высокое дерево, высокий дом, высокая гора.)
2.4 Работа «в парах».
Задание. Соедините линиями данные словосочетания и запишите в тетрадь правильно. Определите род и склонение существительных.
Ветер холодная
Дерево сильный
Зима высокое

Озеро пушистый
Снег морозная
Погода глубокое

Шапка короткий
День синее
Небо зимняя

Солнце крепкий
Ночь ясное
Мороз короткая

2.5 Минута релаксации. ( Называю слова, учащиеся должны хлопком определить число имен существительных: единственное число-1 хлопок, множественное число-2 хлопка)
Хоккей, ворота, вратарь, ребята, сани, каток, каток, горка, лыжи.
2.6 Падежи существительных. Назвать падежи существительных с вопросами. (хором)
3.Закрепление.
Разбор предложения. Запись на доске и в тетрадях.
На дворах и полях снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.
Задания.
*Найти имена существительные и подчеркнуть как члены предложения.
*Морфологический разбор существительного на дворах
*Самостоятельная работа. Морфологический разбор существительного полях.
4. Проверочная работа. Выполнение тестовых заданий самостоятельно.
1 Какого признака нет у существительных?
А) рода
В) времени
С) падежа
Д) числа
2.Имя существительное- это
А) часть речи
В) часть предложения
С) слово
Д ) член предложения
3. Найди ошибку
А) пурга- женского рода
В) поле - среднего рода
С) лед- мужского рода
Д) шуба- среднего рода
4.Найди верное утверждение:
А) Р.п.- Кого? Что?
В) Р.п.- Кого? Чему?
С) Р.п. –Кого? Чего?
Д) Р.п.- Кем? Чем?
5.Определите склонение существительного гора
А) 2
В) 1
С)3
Д) нет склонения
5.Творческая работа. Задание. Составьте несколько связанных между собой предложений по данной картинке (показ на слайде).
6. Задание на дом. Сделать морфологический разбор 2-3 существительных (по выбору учащихся)
III. Рефлексия.
1.Составление пятистишия со словом Зима
2.Подведение итогов урока. Вывод.
3.Учет и оценка знаний учащихся.
Дополнительный материал к уроку:
1.Картинки (показ на слайдах)
2. Тесты
1 Какого признака нет у существительных?
А) рода
В) времени
С) падежа
Д) числа
2.Имя существительное- это
А) часть речи
В) часть предложения
С) слово
д) член предложения
3. Найди ошибку
А) пурга- женского рода
В) поле - среднего рода
С) лед- мужского рода
Д) шуба- среднего рода
4.Найди верное утверждение:
А) Р.п.- Кого? Что?
В) Р.п.- Кого? Чему?
С) Р.п. –Кого? Чего?
Д) Р.п.- Кем? Чем?
5.Определите склонение существительного гора
А) 2
В) 1
С)3
Д)нет склонения

3.Карточки
Задание. Соедините линиями данные словосочетания и запишите в тетрадь правильно. Определите род и склонение существительных.
Ветер холодная
Дерево сильный
Зима высокое

Озеро пушистый
Снег морозная
Погода глубокое

Шапка короткий
День синее
Небо зимняя

Солнце крепкий
Ночь ясное
Мороз короткая
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lyazatk64 (2016-02-15) | Автор: Кажибаева Лязат Исаиновна
Просмотров: 627 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru