Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок русского языка на тему «Имя существительное» Лексическая тема «Зима» Класс 5 (казахский язык обучения) Цель урока: повторить изученный материал по теме «Имя существительное» Задачи: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»; развивающая: выработать навыки морфологического разбора имен существительных, употребления имен существительных в речи, развития устной и письменной речи; воспитательная: воспитать интерес к русскому языку, а также чувство коллективизма при работе в группах, активизировать познавательную деятельность учащихся. Межпредметные связи: английский язык, казахский язык, естествознание, экология, самопознание. Тип урока: урок закрепления изученного материала. Методы работы: работа в группах, работа «в парах». Ресурсы: сигнальные карточки, опорные схемы, картинки, слайды, тесты, интерактивная доска. Ход урока. I. Побуждение. 1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой к уроку. Отметка отсутствующих. Запись в рабочих тетрадях даты и темы урока. 2.Занимательная минутка. Отгадывание загадок. (Слайды) * С неба- звездой, в ладошку- водой. (Снежинка) * Надел на голову ведро, На плечи пуховик, Из морковки сделан нос Толстый белый ….(снеговик). *С мешком подарков, с бородой, веселый взгляд и красный нос. Он приходит к нам зимой. Добрый дедушка….(Мороз). *Растет она вниз головой, Не летом растет, а зимой. Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька) *Две полоски на снегу оставляю на бегу. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной. (Лыжи) *Не колючий, светло-синий по кустам развешан … (иней) 3. Сообщение темы и цели урока. -Какой единой темой объединены данные слова? («Зима») -Какой частью речи они являются? (Именем существительным) -Тема урока «Имя существительное». (Постановка цели урока.) II. Реализация. 1.Понятие об имени существительном. Правило. (Устные ответы учащихся с примерами.) 2.Определение морфологических признаков имен существительных. 2.1 Работа с сигнальными карточками. (Называю слова, учащиеся с помощью сигнальных карточек определяют, какие это существительные: собственные ( синие) или нарицательные (красные): страна, Казахстан, город, Семей, река, Иртыш, озеро, Балхаш, гора, Алатау. 2.2 Соревнование «Кто первый?» Работа в группах. Задание. По данной картинке записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что? 2.3 Сравнение категории рода в казахском, русском и английском языках. Вопрос: В казахском языке есть категория рода? В английском? Оказывается, нет рода в армянском, узбекском, татарском языках. А в Африке, наоборот, насчитывается у некоторых народов до 48 родов. Сколько родов в русском языке? Как определить род имен существительных? Сравнение категории рода на примере со словами дерево, дом, гора в сочетании с прилагательным высокий. (Высокое дерево, высокий дом, высокая гора.) 2.4 Работа «в парах». Задание. Соедините линиями данные словосочетания и запишите в тетрадь правильно. Определите род и склонение существительных. Ветер холодная Дерево сильный Зима высокое Озеро пушистый Снег морозная Погода глубокое Шапка короткий День синее Небо зимняя Солнце крепкий Ночь ясное Мороз короткая 2.5 Минута релаксации. ( Называю слова, учащиеся должны хлопком определить число имен существительных: единственное число-1 хлопок, множественное число-2 хлопка) Хоккей, ворота, вратарь, ребята, сани, каток, каток, горка, лыжи. 2.6 Падежи существительных. Назвать падежи существительных с вопросами. (хором) 3.Закрепление. Разбор предложения. Запись на доске и в тетрадях. На дворах и полях снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем. Задания. *Найти имена существительные и подчеркнуть как члены предложения. *Морфологический разбор существительного на дворах *Самостоятельная работа. Морфологический разбор существительного полях. 4. Проверочная работа. Выполнение тестовых заданий самостоятельно. 1 Какого признака нет у существительных? А) рода В) времени С) падежа Д) числа 2.Имя существительное- это А) часть речи В) часть предложения С) слово Д ) член предложения 3. Найди ошибку А) пурга- женского рода В) поле - среднего рода С) лед- мужского рода Д) шуба- среднего рода 4.Найди верное утверждение: А) Р.п.- Кого? Что? В) Р.п.- Кого? Чему? С) Р.п. –Кого? Чего? Д) Р.п.- Кем? Чем? 5.Определите склонение существительного гора А) 2 В) 1 С)3 Д) нет склонения 5.Творческая работа. Задание. Составьте несколько связанных между собой предложений по данной картинке (показ на слайде). 6. Задание на дом. Сделать морфологический разбор 2-3 существительных (по выбору учащихся) III. Рефлексия. 1.Составление пятистишия со словом Зима 2.Подведение итогов урока. Вывод. 3.Учет и оценка знаний учащихся. Дополнительный материал к уроку: 1.Картинки (показ на слайдах) 2. Тесты 1 Какого признака нет у существительных? А) рода В) времени С) падежа Д) числа 2.Имя существительное- это А) часть речи В) часть предложения С) слово д) член предложения 3. Найди ошибку А) пурга- женского рода В) поле - среднего рода С) лед- мужского рода Д) шуба- среднего рода 4.Найди верное утверждение: А) Р.п.- Кого? Что? В) Р.п.- Кого? Чему? С) Р.п. –Кого? Чего? Д) Р.п.- Кем? Чем? 5.Определите склонение существительного гора А) 2 В) 1 С)3 Д)нет склонения 3.Карточки Задание. Соедините линиями данные словосочетания и запишите в тетрадь правильно. Определите род и склонение существительных. Ветер холодная Дерево сильный Зима высокое Озеро пушистый Снег морозная Погода глубокое Шапка короткий День синее Небо зимняя Солнце крепкий Ночь ясное Мороз короткая | |
Просмотров: 627 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|