Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема урока: Мифология и литература. Понятие о мифах . Мифы и легенды. Цель: - дать понятие о мифах как об одном из видов творчества; познакомить с мифами, с представлениями древних людей об устройстве мира, о том, как они объясняли общественное устройство; - формировать владение навыками монологической речи; умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; - воспитывать интерес к предмету, художественный вкус. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация Слово учителя. - Здравствуйте, ребята! Вы выросли за лето, стали старше, взрослее. Изменились ваши читательские интересы и пристрастия. Поэтому перед нами стоят новые учебные задачи. Давайте посмотрим ваш новый учебник русской словесности, узнаем имена авторов, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций. - А теперь давайте вспомним, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и покажем это на примере нашего учебника. - Посмотрите на страничку, называемую «Содержание». Какие литературные произведения мы будем изучать? Знакомы ли они вам? Какие из них произвели на вас наиболее сильное впечатление? - Ребята, вы, конечно, помните, что на уроках литературы в 5 классе мы говорили о мифах и мифологическом сознании, которым свойственны антропоморфизм, анимизм и тотемизм. Давайте вспомним, что обозначают эти термины. III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Работа с учебником. Учащиеся читают раздел «Введение» (стр. 3-5), затем проводится беседа. 2. Беседа. - У каждого народа есть своя мифология - совокупность мифологических представлений, но мифы - произведения устного творчества. За время существования народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках. Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях. - Ребята, расскажите, как создавались мифы. - Что древние люди пытались объяснить с помощью мифов? - Обратите внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы - бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, они воспринимали мир целостно, как один организм. И через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире. - Почему герои мифов чаще всего были связаны между собой семейно-родовыми отношениями? - Что такое мифическое время? Расскажите о нем. - Как миф связан с литературой? - Что такое мифологема? 3. Словарная работа. Учащиеся записывают в тетрадь определения понятий миф, мифология. Мифы (греч.) - предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев. Мифология - совокупность мифов и мифологических представлений. IV. Применение. Формирование умений и навыков. 1. Работа в группах. Учащиеся получают задание прочитать в Словаре мифологических выражений, что означают словосочетания «сизифов труд»; «панический страх»; «танталовы муки». Каждая группа создает иллюстрацию к заданному выражению и готовит презентацию. 2. Словарная работа. Учащиеся записывают в тетрадь краткое объяснение выражений. «Сизифов труд» - тяжелая, лишенная смысла работа. «Панический страх» - неконтролируемый страх, ужас. «Танталовы муки» - тяжелые мучения, лишения, страдания. V. Этап информации о домашнем задании 1. Чтение статьи учебника на стр. 3-5. 2. Прочитать поэму Гесиода «Труды и дни» и поэму Овидия «Метаморфозы». VI. Этап рефлексии | |
Просмотров: 711 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|