Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Литература. 7 класс. Урок № . Дата:_____ Тема: «И.С.Тургенев. «Бежин луг». Образ автора». Цель урока: способствовать раскрытию понятия “образ”, показать построение образа автора-рассказчика на основе анализа текста; способствовать развитию умения работать с текстом, связной речи учащихся, умения давать характеристику художественного образа; воспитывать гуманизм, интерес к чтению. Оборудование: флипчарт, аудиозаписи. ХОД УРОКА Оргмомент. Актуализация знаний учащихся. Тест. 1. В каком месяце происходили события в рассказе «Бежин луг»? а) август; б) июль; • в) июнь; 2. Почему автор оказался в лесу ночью? • а) заблудился; • б) пошёл на рыбалку; • в) стерёг табун; 3. Скольких мальчиков вcтpeтил у костра oxoтник, герой расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг»? • а) четверых; в) шестерых; • б) пятерых; г) семерых. 4. Что делали мальчишки ночью на лугу? • а) стерегли табун лошадей; • б) купались; • в) заблудились; • 5. Самым старшим мальчиком был: • а) Ильюша; в) Федя; • б) Павлуша; г) Костя. 6. Прочитайте описания героев расскaзa И. С. Тургенева «Бежин луг». Напишите имя героя: • а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и пocтoянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». • б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее… глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». • в) «Лицо невелико, худо, в веcнушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленькoгo роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно». • г) «На вид было не более двенадцати лет», «лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы». • д) « …он лежал на земле, …и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь». 7. Кто из мальчиков рассказывает больше всех историй? 8. Кого повстречал в лесу Гаврила (герой Фединой истории)? • а) русалку; • б) водяного; • в) лешего; 9. Какой иcтoрии не было в рассказах мальчиков: • а)о бабе-яге; в) о лешем; • б)о водяном; г) о русалке 10. Кто в рассказе произносит пословицу: «Своей судьбы не минуешь»? 11. Что поразило автора в детях? • а)взрослость,набожность, вера в силу добра; • б) запуганность; • в) замкнутость; Сообщение темы и цели урока. Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Итак, что такое образ? Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено. Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить. Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.” Основной вопрос: Как создается образ? Итак, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете? Когда дана тема типа “образ”, мы можем поставить только один вопрос: как, какими средствами рассказывается характер данного героя? Если мы поставим вопрос как-то по-другому, не затрагивая средств создания образа героя, мы не раскроем понятие “образ”, оторвем содержание от формы, т. е. разговора о художественном творении не получится. Итак, какая наша задача на сегодняшний урок? Работа с текстом. По ходу работы учащиеся делают записи в тетрадях в две колонки: приемы; черты характера. С чего начинается рассказ? . Какая основная мысль описания? “Был прекрасный июльский день”. Чем он прекрасен? В этом описании есть “я” автора? Для чего в начале рассказа введен пейзаж? Вывод записываются в тетрадь: Приемы Черты характера 1. Описание июльского дня. Понимает прекрасное, поэтически воспринимает пейзаж, эстетическое отношение к природе, бескорыстное любование картиной июльского дня. Когда появляется конкретное “я” автора как действующего лица? Можно по первым фразам определить его социальное положение? Записываются выводы.2. Сообщение об охоте. (Повествование) Социальное положение: дворянин. Что произошло с рассказчиком? Почему заблудился автор? Как наступила ночь? “Ночь росла как грозовая туча”. Оправдано ли такое сравнение? Есть ли чувство страха у автора? Характер автора-рассказчика раскрывается через ощущения заблудившегося человека. Чем вызвано угрюмое настроение автора? Когда усиливается это чувство одиночества? Выводы записываются в тетрадь.3. Ощущения заблудившегося в ночи человека. Испытывает страх, тревогу, угрюмое настроение вызвано чувством одиночества. Ночь рождает ощущение таинственности. Одиночество рождает философское размышление о жизни: человек -часть природы, маленькая песчинка, затерянная во вселенной, не имеющей конца и предела. Как меняется психологическое состояние автора-рассказчика? Рассказывает ли охотник мальчикам что-либо о себе? Далее Тургенев для характеристики автора-рассказчика использует прием – роль наблюдателя и слушателя. Как проявляется наблюдательность автора в описании внешнего вида мальчиков? Как автор реагирует на рассказы мальчиков? Верит ли он этим рассказам? Какое отношение автора к мальчикам и их рассказам? Какие черты характера автора-рассказчика раскрываются в сцене у костра? Выводы записываются в тетрадь.4. Роль наблюдателя и слушателя. Наблюдательность проявляется в описании мальчиков: определяет материальное положение, по портрету определяет характер; возраст мальчиков. В рассказах ребят есть серьезное и наивное. Знает быт крестьянских детей. Говорят, подражая взрослым, верят в народные поверья. Автор делает вывод, что это даровитые, способные дети. Ночь вносит смятение в душу человека, рассказы мальчиков передают это смятение, автору понятен их страх. Через чье восприятие дается наступление утра? Каково настроение автора в этой сцене? Вывод записывается в тетрадь. 5. Описание наступления утра, восходящего солнца. Бодрое, веселое настроение, радость от наступления нового дня жизни. Как вы можете охарактеризовать образ автора по его речи? Подведение итога. Каким же предстает перед нами автор? Какие приемы использует Тургенев для создания образа автора? С какой целью Тургенев создал в своём рассказе образ автора? Рефлексия. Составьте кластер »Образ автора». Домашнее задание. Подготовить устное сочинение на тему “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”. | |
Просмотров: 2532 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|