Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Хлеб – путь к примирению» по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Открытый урок по русской словесности

в 5 классе на тему:

«Хлеб – путь к примирению»

по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»[/color]

Цель: осмыслить нравственные ценности с учётом личностной позиции.

Задачи:

образовательные: анализ содержания сказки, умение анализировать произведение с точки зрения его жанра, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею, мудрость, поучающий смысл;

развивающие: развивать речь, память, творческое мышление уч-ся, обогащать словарный запас, умения и навыки самостоятельной работы с текстом;

воспитательные: воспитывать чуткость, ответственность за сказанное слово или сделанное дело, умение признать свою вину и прощать обидчика, учить бережному отношению к хлебу.

Форма урока: анализ художественного произведения:

метод урок: составление кластера, ассоциативный метод.

ожидаемый результат:

уметь: анализировать эпизоды, находить ключевые слова в тексте, выделять тему, идею, основную мысль, отличать сказочное от реального;

знать: биографию К.Г.Паустовского, содержание текста, значение непонятных слов.

оформление: портрет К.Г.Паустовского, кластер с сердцем внутри со словом «добро», иллюстрации учеников.

Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать сказку.
2. Нарисовать иллюстрацию.
3. По вариантам: 1 - в: сказочные герои и элементы; 2 – в: реальные герои и элементы.
4. пословицы и поговорки о добре и зле, о хлебе.
5. Пересказ эпизода а) « Как Филька коня обидел», б) «Путь Фильки к добру».
6. Наизусть стихотворение Н.Аникеевой «Тёплый хлеб».

Эпиграф:
Он не был сказочником.
Он был рассказчиком, который
облегчал рассказом трудность добра.
В.Шкловский
(писатель, литературовед).
Ход урока:
1. Оргмомент.

2. Опрос домашнего задания:

-- Что узнали о жизни К.Г.Паустовского?
-- О чём его рассказы?
-- Кто его герои? Какие они?

3. Объяснение нового материала:

I этап.

Запись в тетрадях темы, эпиграфа.
Вступительная беседа с классом.

-- У: Давай те начнём наш разговор о сказке «Тёплый хлеб» с обращения к эпиграфу. (чтение эпиграфа)
--У: Так что же вы всё-таки прочитали: сказку? Рассказ?

(выводы учащихся о признаках в произведении и сказочного, и реального).

Работа над домашним заданием:

На доске таблица:

Реальное
Война, раненый конь, голод, злоба
людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. Сказочное
Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать.

Двое учащихся заполняют на доске колонки, остальные в тетрадях дополняют.

У: Сказочные события играют большую роль в произведении. Вспомним, что стоит в центре сказки? Что с чем сталкивается? (добро и зло)

II этап.

Разговор о добре.
Учащиеся вывешивают на доску кластеры –сердечки со словом «добро» и ассоциациями к этому слову:

У: Ваши сердечки сияют от слов, как солнышко. как вы думаете, почему? ( от добрых слов)
У: А теперь посмотрим, как в словаре Ожегова обозначено слово «добро».

Всё положительное, хорошее, полезное.

Сравним с вашими ассоциациями.

Поразмышляем: почему человек оценивает свои слова и поступки через понятия «добро» и «зло»?

У: А теперь вспомним пословицы и поговорки о добре и зле (слушаем учащихся, потом учитель на доске крепит написанные на листах пословицы)

Делай добро и жди добра; Жизнь дана на добрые дела; Добро поощряй, зло порицай; Добрый человек в добре проживёт век и др.

У: Что же мешает на земле добру? (ответы уч-ся: жестокость, себялюбие, безразличие, зло)

Составление кластера: ЭГОИЗМ – бессердечие, равнодушие, безразличие, жестокость.

4. Закрепление:

III этап.

Работа над сказкой.
1. Чтение стихотворения «Тёплый хлеб».
-- Как бы вы назвали это стихотворение?
У: В 1945 году, незадолго до победы в Вов, в детском журнале «Мурзилка» была опубликована сказка. Догадались, какая?

Ученики: «Тёплый хлеб».

У: -Как вы думаете, почему наш урок мы начали с разговора о добре и зле? ( главный герой Филька – молчаливый и недоверчивый мальчик, совершил злой поступок)
-- О чём эта сказка? ( тема добра и зла)
-- Что мы знаем о Фильке?
-- Рассказ о раненом коне.

-- Пересказ эпизода: Филька обидел коня.

У: Как можно оценить поступок Фильки? Почему он так поступил? Как он ударил коня? (ну, тебя, - любимые слова Фильки)
-- Как бы вы поступили на Филькином месте?
-- Что помогает понять, что нарушился мировой порядок? ( природа)

Характеристика Фильки (запись в тетрадь):
недоверчивый, молчаливый, ото всех отмахивается.

У: -- Как природа реагирует на зло? (найти в тексте, зачитать)
-- Какое ключевое слово в этом эпизоде?
ХОЛОД. - (рассказ бабки о злобе людской)

-- Что происходит с человеческим сердцем? (охлаждается) Сказки об охлажденном сердце? (Снежная королева)

Можно ли сказать, что Филькино сердце охладело? ( -- Нет, он понял свою вину и исправил её)

-- Как Филька отреагировал на рассказ бабки? --- Испугался.
-- Что он решил сделать? – исправить зло и отправился к Панкрату на мельницу ночью.

Путь Фильки к добру. На доске:

-- Слушает рассказ бабки.—Задумывается.—Понимает смысл рассказа. – Испугался.—Решил исправить зло.—Идёт ночью на мельницу.—Рассказывает всё Панкрату.—Советует, что можно сделать, чтобы спасти мельницу.—Собирает ребят и вместе с ними работает на реке.

У: Как изменился Филька. (он больше не говорит, «ну, тебя!»)

-- Как природа отреагировала на изменение Фильки? (мороз отступает, дует тёплый ветер)
-- Какие ключевые слова помогают нам это понять? (слова со значением «тёплый»)
Работа с текстом: Эпизод потепления. – Как проявляется добро: мельница разогреется, трещат костры и т.д

IV Этап.

-- Выводы: -- В чём смысл названия сказки? – могут ли люди жить без хлеба?

-- Пословицы и поговорки о хлебе: (заранее подготовленные)

Хлеб всему голова; Там и рай, где хлеба край; Худ обед, коли хлеба нет; Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит; Хлеб – батюшка, вода – матушка.

У: -- Хлеб – это символ жизни. Жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, теплом человеческих рук. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью.
--- Эпизод: Филька мирится с конём.
-- Почему конь не сразу взял хлеб из рук Фильки?
-- Когда он поверил Фильке? (после слов Панкрата)
-- Как произошло примирение? – Какие слова являются ключевыми? (учуял запах свежего хлеба, но хлеб не взял…, положил голову Фильке на плечо и закрыл глаза от удовольствия)

5. Рефлексия:

-- В чём основная мысль сказки?
-- Какие жизненные уроки она дает нам?

Составление кластера:

Жизненные уроки: не обижать животных, не совершать злых поступков, уметь признавать свои ошибки и исправлять их, уметь прощать обидчиков, помогать людям, делать добро.

--А какое добро сделали вы? Ваши друзья? Расскажите нам!

-- В чём мудрость сказки? (детское сердце не должно становиться холодным)

6. Анализ деятельности уч-ся. Оценки.

7. Домашнее задание: составить композиционный план рассказа.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tonya2805 (2016-02-19) | Автор: Муртаева Антонида Шамсутдиновна E
Просмотров: 1826 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru