Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Открытый урок по русской словесности в 5 классе на тему: «Хлеб – путь к примирению» по сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»[/color] Цель: осмыслить нравственные ценности с учётом личностной позиции. Задачи: образовательные: анализ содержания сказки, умение анализировать произведение с точки зрения его жанра, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею, мудрость, поучающий смысл; развивающие: развивать речь, память, творческое мышление уч-ся, обогащать словарный запас, умения и навыки самостоятельной работы с текстом; воспитательные: воспитывать чуткость, ответственность за сказанное слово или сделанное дело, умение признать свою вину и прощать обидчика, учить бережному отношению к хлебу. Форма урока: анализ художественного произведения: метод урок: составление кластера, ассоциативный метод. ожидаемый результат: уметь: анализировать эпизоды, находить ключевые слова в тексте, выделять тему, идею, основную мысль, отличать сказочное от реального; знать: биографию К.Г.Паустовского, содержание текста, значение непонятных слов. оформление: портрет К.Г.Паустовского, кластер с сердцем внутри со словом «добро», иллюстрации учеников. Предварительное домашнее задание: 1. Прочитать сказку. 2. Нарисовать иллюстрацию. 3. По вариантам: 1 - в: сказочные герои и элементы; 2 – в: реальные герои и элементы. 4. пословицы и поговорки о добре и зле, о хлебе. 5. Пересказ эпизода а) « Как Филька коня обидел», б) «Путь Фильки к добру». 6. Наизусть стихотворение Н.Аникеевой «Тёплый хлеб». Эпиграф: Он не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский (писатель, литературовед). Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Опрос домашнего задания: -- Что узнали о жизни К.Г.Паустовского? -- О чём его рассказы? -- Кто его герои? Какие они? 3. Объяснение нового материала: I этап. Запись в тетрадях темы, эпиграфа. Вступительная беседа с классом. -- У: Давай те начнём наш разговор о сказке «Тёплый хлеб» с обращения к эпиграфу. (чтение эпиграфа) --У: Так что же вы всё-таки прочитали: сказку? Рассказ? (выводы учащихся о признаках в произведении и сказочного, и реального). Работа над домашним заданием: На доске таблица: Реальное Война, раненый конь, голод, злоба людская, озлобленный мальчик, инвалид, просящий подаяние, решение Фильки идти за помощью к людям, совместная работа, труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. Сказочное Мельник-колдун, колючий мороз в валенках, рассказ бабки о столетнем происшествии, болтливая сорока, думающая лиса, конь, способный наказывать. Двое учащихся заполняют на доске колонки, остальные в тетрадях дополняют. У: Сказочные события играют большую роль в произведении. Вспомним, что стоит в центре сказки? Что с чем сталкивается? (добро и зло) II этап. Разговор о добре. Учащиеся вывешивают на доску кластеры –сердечки со словом «добро» и ассоциациями к этому слову: У: Ваши сердечки сияют от слов, как солнышко. как вы думаете, почему? ( от добрых слов) У: А теперь посмотрим, как в словаре Ожегова обозначено слово «добро». Всё положительное, хорошее, полезное. Сравним с вашими ассоциациями. Поразмышляем: почему человек оценивает свои слова и поступки через понятия «добро» и «зло»? У: А теперь вспомним пословицы и поговорки о добре и зле (слушаем учащихся, потом учитель на доске крепит написанные на листах пословицы) Делай добро и жди добра; Жизнь дана на добрые дела; Добро поощряй, зло порицай; Добрый человек в добре проживёт век и др. У: Что же мешает на земле добру? (ответы уч-ся: жестокость, себялюбие, безразличие, зло) Составление кластера: ЭГОИЗМ – бессердечие, равнодушие, безразличие, жестокость. 4. Закрепление: III этап. Работа над сказкой. 1. Чтение стихотворения «Тёплый хлеб». -- Как бы вы назвали это стихотворение? У: В 1945 году, незадолго до победы в Вов, в детском журнале «Мурзилка» была опубликована сказка. Догадались, какая? Ученики: «Тёплый хлеб». У: -Как вы думаете, почему наш урок мы начали с разговора о добре и зле? ( главный герой Филька – молчаливый и недоверчивый мальчик, совершил злой поступок) -- О чём эта сказка? ( тема добра и зла) -- Что мы знаем о Фильке? -- Рассказ о раненом коне. -- Пересказ эпизода: Филька обидел коня. У: Как можно оценить поступок Фильки? Почему он так поступил? Как он ударил коня? (ну, тебя, - любимые слова Фильки) -- Как бы вы поступили на Филькином месте? -- Что помогает понять, что нарушился мировой порядок? ( природа) Характеристика Фильки (запись в тетрадь): недоверчивый, молчаливый, ото всех отмахивается. У: -- Как природа реагирует на зло? (найти в тексте, зачитать) -- Какое ключевое слово в этом эпизоде? ХОЛОД. - (рассказ бабки о злобе людской) -- Что происходит с человеческим сердцем? (охлаждается) Сказки об охлажденном сердце? (Снежная королева) Можно ли сказать, что Филькино сердце охладело? ( -- Нет, он понял свою вину и исправил её) -- Как Филька отреагировал на рассказ бабки? --- Испугался. -- Что он решил сделать? – исправить зло и отправился к Панкрату на мельницу ночью. Путь Фильки к добру. На доске: -- Слушает рассказ бабки.—Задумывается.—Понимает смысл рассказа. – Испугался.—Решил исправить зло.—Идёт ночью на мельницу.—Рассказывает всё Панкрату.—Советует, что можно сделать, чтобы спасти мельницу.—Собирает ребят и вместе с ними работает на реке. У: Как изменился Филька. (он больше не говорит, «ну, тебя!») -- Как природа отреагировала на изменение Фильки? (мороз отступает, дует тёплый ветер) -- Какие ключевые слова помогают нам это понять? (слова со значением «тёплый») Работа с текстом: Эпизод потепления. – Как проявляется добро: мельница разогреется, трещат костры и т.д IV Этап. -- Выводы: -- В чём смысл названия сказки? – могут ли люди жить без хлеба? -- Пословицы и поговорки о хлебе: (заранее подготовленные) Хлеб всему голова; Там и рай, где хлеба край; Худ обед, коли хлеба нет; Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит; Хлеб – батюшка, вода – матушка. У: -- Хлеб – это символ жизни. Жизнь можно сохранить только добром, любовью и трудом, теплом человеческих рук. Сердце, наполненное злобой, становится холодным. А как же можно сказать о сердце, наполненном любовью, добром? (Это горячее сердце.) Холодное, злое сердце Фильки превратилось в горячее, наполненное любовью. --- Эпизод: Филька мирится с конём. -- Почему конь не сразу взял хлеб из рук Фильки? -- Когда он поверил Фильке? (после слов Панкрата) -- Как произошло примирение? – Какие слова являются ключевыми? (учуял запах свежего хлеба, но хлеб не взял…, положил голову Фильке на плечо и закрыл глаза от удовольствия) 5. Рефлексия: -- В чём основная мысль сказки? -- Какие жизненные уроки она дает нам? Составление кластера: Жизненные уроки: не обижать животных, не совершать злых поступков, уметь признавать свои ошибки и исправлять их, уметь прощать обидчиков, помогать людям, делать добро. --А какое добро сделали вы? Ваши друзья? Расскажите нам! -- В чём мудрость сказки? (детское сердце не должно становиться холодным) 6. Анализ деятельности уч-ся. Оценки. 7. Домашнее задание: составить композиционный план рассказа. | |
Просмотров: 1826 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|