Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) Лепехина Надежда Викторовна
Место работы КГУ «ОСШ № 22 г. Темиртау»
Карагандинской области
Должность учитель русского языка и литературы
Наименование материала Двоеточие в бессоюзном сложном предложении



Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью.

Задачи:
• повторить основные сведения о видах сложных предложений и формировать умения в применении теоретических сведений на практике;
• работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом предложении;
• развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
• обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал с текстами и заданиями, презентация по уроку, схемы.

Методические приемы: диктант «Проверяю себя», работа со «слепой схемой», работа в группах, «третье лишнее», самостоятельная работа, тест, рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, мотивация деятельности учащихся.

Учитель сообщает детям тему урока и просит их определить цели урока:
- Какое слово в названии темы урока вы считаете главным?
- Ребята, давайте назовём цели нашего урока: что мы сегодня узнаем, чему можем научиться?

II. Актуализация знаний:

1. Диктант «Проверяю себя».
- Подчеркните главные члены предложения, составьте схемы, выполните морфемный и словообразовательный разбор одного слова (по выбору учащихся).
Вечер был тихий, легкий; солнце над макушками закатывалось в чистейшее золото. Останусь жив – вернусь.
Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Взаимопроверка.

2. Проверка домашнего задания. Работа со “слепой схемой”. Приложение 1


- Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.
- Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях ? Из скольких частей они состоят?
- Дайте определение бессоюзному предложению. Что вы можете сказать о бессоюзных предложениях. Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП? Когда ставится тире в БСП?
Прочитайте свои примеры.
– В чем возникает трудность в этом вопросе?
– Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.

III. Реализация темы урока.
Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?
Исследование в группах. Приложение 2
Предлагаются предложения с двоеточием, которые закрыты планкой с союзами то есть, что, так как (см. презентацию). Проводится беседа по таблице, в ходе которой данные предложения сопоставляются с синонимичными бессоюзными. Планочка убирается, и вместо союзов оказывается двоеточие. Появляются схемы предложений.
Правило Примеры
СПП БСП
Постановка двоеточия в БСП. Предметы потеряли свою форму, то есть всё сливалось сначала в серую, потом темную массу. [Предметы потеряли свою форму ] : [ всё сливалось сначала в серую, потом темную массу ].
[ ] : [ пояснение ] (а именно, то есть)
Недаром говорится, что дело мастера боится. [Недаром говорится] : [дело мастера боится].
[ ] : [ дополнение ] (что, как
(и увидел, и услышал, и почувствовал))
Любите книгу, так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни. [Любите книгу] : [она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни].
[ ] : [причина ] (потому что; так как)

Работа с таблицей по алгоритму:
 Сколько простых предложений в составе БСП?
 Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?
 Какие союзы, указанные в таблице, можно поставить вместо двоеточия?
 Посмотрите, как изменилось данное предложение.
 Обратите внимание на придаточную часть, назвав вид придаточного.
 Пользуясь схемами, сформулируйте правило постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении.
Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет правило постановки двоеточия в БСП, доказывая свой выбор.
- Оцените свою работу.
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

IV. Закрепление изученного:

1. Работа в группах. Приложение 3
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Перепишите, вставляя где нужно, пропущенные буквы. Определите вид бессоюзных сложных предложений. Составьте схемы. Устно подберите к каждому предложению синонимичное союзное предложение.
Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет постановку
двоеточия в БСП, доказывая свой выбор. Предлагается проанализировать работу другой
группы.
Вывод группы № 1: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину
того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»).
Вывод группы № 2: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»).
Вывод группы № 3: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»).

2. Самостоятельная работа по учебнику.
Учащиеся записывают 3 предложения из упражнения 419 на стр. 190. Проверяются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

3. Игра «Третье лишнее»
Помни про школу:
Только с ней
Станешь строителем радостных дней.
(В.Маяковский)

Таким друзьям на свете
(Не) страшно (ни) чего:
Один за всех на свете
И все за одного.
(С.Михалков)

Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: ее тень лесов,
И моря рокоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.
( В.Брюсов)
(Третье предложение лишнее, так как оно простое, с обобщающим словом при однородных членах предложения).
Объясните правописание не и ни.
Запишите последнее предложение. Когда еще ставиться двоеточие в простом предложении? (В предложениях с прямой речью). Найдите в тексте предложение с прямой речью и запишите его, расставляя знаки препинания. Приложение 4

4. Готовимся к ВОУД (с последующей самопроверкой).

Тест.
Укажите номера бессоюзных сложных предложений: 1.Ученого учить только портить. 2.Хочешь человека узнать дай ему власть.
3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 4.Игнат спустил курок ружье дало осечку. 5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 6.Ни дорожек ни поляны ничего не видно нам. 7.Нынче жарко парит на дворе тепло.
Правильный ответ: 2 4 5 7 Хочешь человека узнать - дай ему власть. Игнат спустил курок - ружье дало осечку.
Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. Нынче жарко, парит, на дворе тепло.

V. Рефлексия.
- Что узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли целей, которые ставили в начале урока? Оцените свою работу на уроке.
«Закончи предложение» (дети выбирают значимые для себя варианты предложений):
Я вспомнил…
Я понял…
Особенно интересно…
Трудно…
Нужно…

VI. Сообщение и комментирование домашнего задания.
Предлагаются задания разного уровня сложности.
1 уровень сложности: Выполните упражнение 418. Найдите главные члены предложения. Укажите вид БСП.
2 уровень сложности: Выполните упражнение 420. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Укажите вид БСП.
3 уровень: Творческая работа. По опорным материалам составьте бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. Составьте схемы.
1. Я не люблю смотреть передачи о ... . 2. Мне неприятно ... . 3. Меня радует .... 4. Меня огорчает ... . 5. Меня всегда удивляет ... .
Категория: Русский язык и литература | Добавил: NadinLNW (2016-02-22) E
Просмотров: 1390 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:48 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru