Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Фамилия, имя, отчество автора (соавторов) Лепехина Надежда Викторовна Место работы КГУ «ОСШ № 22 г. Темиртау» Карагандинской области Должность учитель русского языка и литературы Наименование материала Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык; повторить постановку двоеточия в простых предложениях и предложениях с прямой речью. Задачи: • повторить основные сведения о видах сложных предложений и формировать умения в применении теоретических сведений на практике; • работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом предложении; • развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения; • обучать элементам исследования при изучении данной темы. Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал с текстами и заданиями, презентация по уроку, схемы. Методические приемы: диктант «Проверяю себя», работа со «слепой схемой», работа в группах, «третье лишнее», самостоятельная работа, тест, рефлексия. Ход урока I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, мотивация деятельности учащихся. Учитель сообщает детям тему урока и просит их определить цели урока: - Какое слово в названии темы урока вы считаете главным? - Ребята, давайте назовём цели нашего урока: что мы сегодня узнаем, чему можем научиться? II. Актуализация знаний: 1. Диктант «Проверяю себя». - Подчеркните главные члены предложения, составьте схемы, выполните морфемный и словообразовательный разбор одного слова (по выбору учащихся). Вечер был тихий, легкий; солнце над макушками закатывалось в чистейшее золото. Останусь жив – вернусь. Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Взаимопроверка. 2. Проверка домашнего задания. Работа со “слепой схемой”. Приложение 1 - Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи. - Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях ? Из скольких частей они состоят? - Дайте определение бессоюзному предложению. Что вы можете сказать о бессоюзных предложениях. Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире). Когда ставится запятая и точка с запятой в БСП? Когда ставится тире в БСП? Прочитайте свои примеры. – В чем возникает трудность в этом вопросе? – Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП. III. Реализация темы урока. Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП? Исследование в группах. Приложение 2 Предлагаются предложения с двоеточием, которые закрыты планкой с союзами то есть, что, так как (см. презентацию). Проводится беседа по таблице, в ходе которой данные предложения сопоставляются с синонимичными бессоюзными. Планочка убирается, и вместо союзов оказывается двоеточие. Появляются схемы предложений. Правило Примеры СПП БСП Постановка двоеточия в БСП. Предметы потеряли свою форму, то есть всё сливалось сначала в серую, потом темную массу. [Предметы потеряли свою форму ] : [ всё сливалось сначала в серую, потом темную массу ]. [ ] : [ пояснение ] (а именно, то есть) Недаром говорится, что дело мастера боится. [Недаром говорится] : [дело мастера боится]. [ ] : [ дополнение ] (что, как (и увидел, и услышал, и почувствовал)) Любите книгу, так как она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни. [Любите книгу] : [она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни]. [ ] : [причина ] (потому что; так как) Работа с таблицей по алгоритму: Сколько простых предложений в составе БСП? Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение? Какие союзы, указанные в таблице, можно поставить вместо двоеточия? Посмотрите, как изменилось данное предложение. Обратите внимание на придаточную часть, назвав вид придаточного. Пользуясь схемами, сформулируйте правило постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении. Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет правило постановки двоеточия в БСП, доказывая свой выбор. - Оцените свою работу. - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? IV. Закрепление изученного: 1. Работа в группах. Приложение 3 Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Перепишите, вставляя где нужно, пропущенные буквы. Определите вид бессоюзных сложных предложений. Составьте схемы. Устно подберите к каждому предложению синонимичное союзное предложение. Выступления представителей групп: представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор. Предлагается проанализировать работу другой группы. Вывод группы № 1: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»). Вывод группы № 2: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»). Вывод группы № 3: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»). 2. Самостоятельная работа по учебнику. Учащиеся записывают 3 предложения из упражнения 419 на стр. 190. Проверяются знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. 3. Игра «Третье лишнее» Помни про школу: Только с ней Станешь строителем радостных дней. (В.Маяковский) Таким друзьям на свете (Не) страшно (ни) чего: Один за всех на свете И все за одного. (С.Михалков) Как отчий дом, как старый горец горы, Люблю я землю: ее тень лесов, И моря рокоты, и звезд узоры, И странные строенья облаков. ( В.Брюсов) (Третье предложение лишнее, так как оно простое, с обобщающим словом при однородных членах предложения). Объясните правописание не и ни. Запишите последнее предложение. Когда еще ставиться двоеточие в простом предложении? (В предложениях с прямой речью). Найдите в тексте предложение с прямой речью и запишите его, расставляя знаки препинания. Приложение 4 4. Готовимся к ВОУД (с последующей самопроверкой). Тест. Укажите номера бессоюзных сложных предложений: 1.Ученого учить только портить. 2.Хочешь человека узнать дай ему власть. 3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 4.Игнат спустил курок ружье дало осечку. 5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 6.Ни дорожек ни поляны ничего не видно нам. 7.Нынче жарко парит на дворе тепло. Правильный ответ: 2 4 5 7 Хочешь человека узнать - дай ему власть. Игнат спустил курок - ружье дало осечку. Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. Нынче жарко, парит, на дворе тепло. V. Рефлексия. - Что узнали на уроке? Чему научились? Достигли ли целей, которые ставили в начале урока? Оцените свою работу на уроке. «Закончи предложение» (дети выбирают значимые для себя варианты предложений): Я вспомнил… Я понял… Особенно интересно… Трудно… Нужно… VI. Сообщение и комментирование домашнего задания. Предлагаются задания разного уровня сложности. 1 уровень сложности: Выполните упражнение 418. Найдите главные члены предложения. Укажите вид БСП. 2 уровень сложности: Выполните упражнение 420. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Укажите вид БСП. 3 уровень: Творческая работа. По опорным материалам составьте бессоюзные сложные предложения со значением пояснения. Составьте схемы. 1. Я не люблю смотреть передачи о ... . 2. Мне неприятно ... . 3. Меня радует .... 4. Меня огорчает ... . 5. Меня всегда удивляет ... . | |
Просмотров: 1390 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|