Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок-исследование в 5 классе Тема: «Буквы И-Ы после Ц» Цель: - изучить орфограмму, показать ее опознавательные признаки; научить находить и объяснять данную орфограмму; - развивать речь учащихся, умение работать в группе; -прививать интерес к урокам русского языка, воспитание коллективизма. форма урока: исследование оформление: учебник, тетрадь, карточки с заданиями. Ход урока. 1. Организационный момент. Приветствие учителя. Сообщение целей и задач урока. Деление на группы. 2. Повторение предыдущего материала а) «Правописание приставок на з - с» Карточка № 1. Составить слова с приставками на –з или –с. Из- (ис-): следовать, бегать Воз- (вос-): звание, соединить Раз- (рас-): судить, будить Без- (бес-): совесть, звук (образовать прилагательные) б) «Правописание гласных после шипящих»: под диктовку выполнить у доски: распределить в два столбика слова (два ученика по одному от группы). Объяснить написание. Шёпот, шорох, шомпол, чёлн, щётка, жокей, жонглёр, жёлудь, решётка, шоколад, крыжовник, бечёвка, шёлк, обжора. 3. Синтаксическая минутка. Повторить порядок синтаксического разбора предложения: Первая капля дождя звонко упала в воду, и от неё пошли тонкие круги. 4. Работа над темой урока. Мы начинаем изучать новую орфографическую тему. Познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твёрдого Ц. (Слова на плакате) Улиц… Ц…рк Ц…плёнок Акац…я – Какой звук слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц- согласный, всегда твёрдый, всегда глухой) Этот звук сегодня будет предметом нашего научного исследования на уроке. - Наша задача – разобраться, когда после Ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урока? Помогите мне сформулировать ее. «Правописание ы-и после ц». Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши исследования. Процесс исследования Учащиеся получают конверты с заданиями. Изучают задание. 1) Выписать слова с пропущенной буквой после Ц. 2) Выполнить разбор по составу. 3) Определить, в какой части слова находится изучаемая орфограмма. 4) Пойти к доске, выписать слова и разобрать по составу. Какое открытие мы сделали? 1 группа Выбрать слова с буквой И после Ц 2 группа Выбрать слова с буквой Ы после Ц из следующих предложений: Карточка № 2. Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ. Карточка №2 Мы с куклой вышли гулять. Нас встретили шумные улицы. На голову куклы я надела сестрицын платок. У неё длинные ресницы. На деревьях сидели певчие птицы. Из дупла выглядывал только птицын клюв. И в корне и словах на -ция Ы – в оконч сущ и суфф прилаг Цирк Цимбалы Мотоцикл Цилиндр Цифры Улицы Сестрицын Ресницы Птицы Птицын Исключения «Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» 1 группа -Прочитайте слова, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? (В корне). – Верно. Какую букву пишем в корне слова? - И -В русском языке есть слова, которые заканчиваются на -«ция», и все они пишутся с буквой «и». Если разобрать слово по составу, то окажется, что эта орфограмма также находится в корне. Но принято называть её в этом случае как слова на –ция. Вывод: Итак, буква «и» пишется после «ц» в 2-х случаях. В каких? (В корне и в словах на -«ция».) 2 группа – А теперь посмотрите на слова с буквой Ы. В какой части слова находится орфограмма в этих словах? (в суффиксе и в окончании.) вывод: буква ы пишется в окончаниях и суффиксах после Ц. (на доске вывешивается плакат с предложением) «Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыплёнку: «Цыц!» Посмотрите, ребята, на это предложение. Что вы заметили? В какую графу отнести эти слова? – Правильно. В этих словах орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать «и», а не «ы». Но ни одно правило не обходится без исключений. В нашем случае таких слов-исключений 5: цыган, цыкать, на цыпочках, цыплёнок, цыц. Чтобы лучше запомнить эти слова, запишем в тетрадь это предложение. 5. Закрепление материала. А) Работа с учебником. Упр Б) Работа с дополнительным материалом. Записать, подчеркнуть изученную орфограмму, выделить часть слова с орфограммой. Дисц…плина, ц…ганка, ц…фра, демонстрац…я, больниц…, ц…рк, рукавиц…, ц…ферблат, ц…плята, лекц…я, нац…я, ц…ркуль, гусениц…, молодц…, ц…корий, ц…стерна, ц…гейка, ц…трус, ц…нковый, овц…, у ящериц…, падчериц…, птиц…н, птиц... В) Карточка № 3. Вставить пропущенную букву, объяснить свой выбор Ц…тировать наизусть, чертить ц…ркулем, участвовать в репетиц…и, хорошая дикц…я, подготовить декорац…ю, ц…рковой номер, в секц…ю по волейболу, экспедиц…я на север, сильный ц..клон, ц…ганский табор, ц…плячий пух. 7. Рефлексия: Подведём итог урока : с какой орфограммой мы сегодня познакомились? Когда нужно писать букву И после Ц? Ы после Ц? Назовите слова – исключения. 8. Домашнее задание: 9. Оценивание. Группа 2 Карточка № 1. Составить слова с приставками на –з или –с. Из- (ис-): следовать, бегать Воз- (вос-): звание, соединить Раз- (рас-): судить, будить Без- (бес-): совесть, звук (образовать прилагательные) Карточка № 2. Выбрать слова с буквой И после Ц из следующих предложений: Цыплёнок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ЦИ, где ЦЫ. Карточка № 3. Вставить пропущенную букву, объяснить свой выбор Ц…тировать наизусть, чертить ц…ркулем, участвовать в репетиц…и, хорошая дикц…я, подготовить декорац…ю, ц…рковой номер, в секц…ю по волейболу, экспедиц…я на север, сильный ц..клон, ц…ганский табор, ц…плячий пух. Группа 1 Карточка № 1. Составить слова с приставками на –з или –с. Из- (ис-): следовать, бегать Воз- (вос-): звание, соединить Раз- (рас-): судить, будить Без- (бес-): совесть, звук (образовать прилагательные) Карточка № 2. Выбрать слова с буквой Ы после Ц из следующих предложений: Мы с куклой вышли гулять. Нас встретили шумные улицы. На голову куклы я надела сестрицын платок. У неё длинные ресницы. На деревьях сидели певчие птицы. Из дупла выглядывал только птицын клюв. Карточка № 3. Вставить пропущенную букву, объяснить свой выбор Ц…тировать наизусть, чертить ц…ркулем, участвовать в репетиц…и, хорошая дикц…я, подготовить декорац…ю, ц…рковой номер, в секц…ю по волейболу, экспедиц…я на север, сильный ц..клон, ц…ганский табор, ц…плячий пух. | |
Просмотров: 743 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|