Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» Цели урока: 1.Расширить представление о творчестве А. П. Чехова через анализ пьесы; 2. Развивать ассоциативное, образное мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы; 3.Формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей. Тип урока: урок обобщения знаний. Методы обучения: проблемные вопросы, аналитическая беседа, составление таблицы, эвристический, частично-поисковый, исследовательский. Оборудование: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; раздаточный материал с заданием для групп. Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он человек. А. П. Чехов Вся Россия - наш сад. А. П. Чехов Ход урока: I.Орг.момент Приветствие гостей и уч-ся II.Литературная разминка 1. В каком году и где родился А.П.Чехов? 2.В каком году была написана пьеса “Вишнёвый сад»? 3. Как определил жанр пьесы А.П.Чехов? 4. Назовите главных действующих лиц комедии? 5. Кого вы отнесёте к второстепенным персонажам? 6. Где развертывается действие пьесы «Вишневый сад»? 7.Когда начинается действие пьесы? 8. Сколько действий в пьесе? 9.Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: А) «Детская, милая моя. Прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… И теперь я как маленькая…» Б) «Хожу я, душечка, цельный день по хозяйству и всё мечтаю. Выдать бы тебя за богатого человека, и я бы тогда была покойней, пошла бы себе в пустынь, потом в Киев…» В) «Режу в угол! Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, а теперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно…» Г) «Ваш брат вот, Леонид Андреевич, говорит про меня, что я хам, я кулак, но это мне решительно всё равно. Пускай говорит. Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде…» Д) «Вся Россия - наш сад, Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…» Е) «Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши ещё в помине не было… А воля вышла, я уже старшим камердинером был. Тогда я не согласился на волю, остался при господах». Ж) «Я вас каждый день учу. Каждый день я говорю одно и тоже. И вишнёвый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее – аукцион на носу!» III. Групповая работа 1. Вступительное слово учителя - А. П. Чехов утверждал: «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он человек». Это может быть физическая боль, это может быть душевная боль из-за своих неудач, мы можем чувствовать боль близких. И, наконец, это боль за судьбу Родины, за ее будущее. Каким оно будет, зависит от нас. Неоднократно Россия находилась на перепутье. 1903 год, год написания пьесы «Вишнёвый сад», был одним из таких периодов в истории России. Чехов говорил: « Вся Россия – наш сад». Герои его пьесы – это люди, которые строят судьбу России 20 века. Что же это за люди, какую роль в их жизни играет сад, то есть Родина, нам и предстоит сегодня выяснить. 2.Деление класса на 3 группы. Уч-ся предлагаются карточки, на которых написаны слова: Антон, пьеса, прошлое, Павлович, «Вишнёвый, настоящее, Чехов, сад», будущее. Они должны правильно соединить слова, чтобы получилось имя, отчество, фамилия писателя, название пьесы и тема урока: Антон Павлович Чехов, пьеса «Вишнёвый сад», «Прошлое, настоящее и будущее», а затем объединяются в группы: 1 группа «Антон Павлович Чехов» 2 группа «пьеса «Вишнёвый сад» 3 группа ««Прошлое, настоящее и будущее» 1 задание группам: 1 группа. - Определите героев, которых можно отнести к прошлому. Дайте каждому герою характеристику. Докажите свои слова примерами из пьесы. 2 группа. - Определите героев, которых можно отнести к настоящему. Дайте каждому герою характеристику. Докажите свои слова примерами из пьесы. 3 группа. - Определите героев, которых можно отнести к будущему. Дайте каждому герою характеристику. Докажите свои слова примерами из пьесы. (8 мин.) Защита работ. С каждой группы защищает работу 1 ученик. Учащиеся других групп могут задавать вопросы. (2 мин.) 2 задание: Вопрос всем группам: Как вы думаете, чем закончится судьба каждого героя? (1 мин.) IV. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и.п. То же вперед. Повторить 6-8 раз. V. Заполнение таблицы по характеристике героев - Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны так или иначе решить судьбу сада, а значит, свою судьбу и судьбу Родины. Отношение к саду героев комедии Раневская Гаев Аня Лопахин Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Сад - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Сад - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться. Сад - воспоминание о прошлом: дед и отец были крепостными; надежды на будущее - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду. Сад - источник богатства, предмет гордости. VI.Мини – дебаты «За и против разрушения вишнёвого сада» 1.Деление класса на 2 группы. 1 группа – выступает «За» 2 группа – «Против» Привести аргументы и факты (5 мин.) VII. Слово группам (2 мин.) VIII. Рефлексивно – оценочный этап IX. Домашнее задание: подготовиться к сочинению по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад» | |
Просмотров: 4810 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|