Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Развитие пунктуационной культуры письменной речи учащихся. Ахметжанова Г.М., учитель русского языка и литературы КГУ «Георгиевская средняя школа» Жарминский район ВКО. Необходимым условием качественного овладения русским языком является привитие учащимся интереса к предмету. В учебном процессе обязательно должны выделяться и учитываться особенности мыслительной деятельности ученика, его отношение к учению, его интересы. Известно, что учащихся привлекает все новое, необычное. Поэтому, чтобы систематически повышать и поддерживать интерес учащихся к урокам русского языка, творческую активность учеников, прочность их знаний, а также подготовить учащихся к восприятию учебного материала целесообразно использовать нестандартное начало урока. Возможны различные варианты такого начала урока. Главное, чтобы они были связаны с задачами повторения, обобщения, закрепления пройденного, использования дополнительного и занимательного материала. Это могут быть различные задания, игры, упражнения, направленные на решение орфографических и пунктуационных задач. Хочу остановиться на упражнениях, предлагающих определенную ситуацию, в описании которых требуется конкретная цель и выполнение условий для решения этой цели. Речь идет об упражнениях на решение определенных пунктационных задач. При выполнении таких заданий учащиеся учатся рассуждать, проявляют самостоятельность в применении знаний, преодолении трудностей и развитию речи. Подача таких упражнений может быть разнообразна по форме: использование проектора, интерактивной доски, устное прослушивание, предварительная запись на доске, запись в тетради. Целесообразнее выполнение упражнений с записью в тетради. Подобные упражнения могут быть разнооборазными по целям, содержанию и способам их выполнения. Например, это могут быть упражнения, направленные на точное выражение мысли с помощью различных знаков препинания, когда выбор знаков препинания уточняет функции слова или словосочетания в предложении, характера связи между членами и частями предложения; упражнения, направленные на анализ предложений с соседствующими пунктограммами; анализ предложений с пунктограммами, не изучаемыми в школе, наблюдения над которыми вполне посильны для учащихся; упражнения, направленные на предупреждение ошибок и преодоление трудностей пунктуации: Упражнение № 1 Найдите и исправьте пунктуационные ошибки, обоснуйте свой ответ: Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо. Их, детей вывезли в лагерь.(В первом предложении запятой нужно выделить придаточное когда солнце село, так как блеяние и рев относятся к слову стадо; во втором предложении либо нужно выделить слово детей, как уточняющий член, либо убрать запятую вообще, тогда слово их будет определять слово детей) № 2 Прочитайте предложение, укажите и объясните возможные варианты в постановке знаков препинания: Вдали видно голубое озеро.( Слово видно употребляется в значении «виднеется», но его можно употребить как вводное слово в значении «по-видимому», тогда его нужно выделить запятой.) № 3 Как изменится смысл предложения, если опустить первую запятую? Летом, привыкший к голоду и жажде, он купался в любую погоду. (Если опустить первую запятую, то обстоятельство летом будет относиться не к сказуемому купался, а к определению привыкший) № 4 Чем вызвана двусмысленность в предложении? Как можно ее избежать? Она сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала ее. (Неправильное определение границ придаточного предложения приводит к двусмысленности. Чтобы ее избежать нужно выделить запятыми придаточное которая вылезла из бочки.) № 5 Расставьте правильно знаки препинания в следующем предложении: Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях. (В предложении нужно выделить запятыми вводное предложение говорят охотники) № 6 Прочитайте предложения, объясните постановку тире: Слово не стрела. Мария - не известная актриса. Жизнь прожить – не поле перейти. (В первом предложении тире не ставится, так как перед именной частью, выраженной существительным в именительном падеже, стоит частица не, поэтому на месте нулевой связки тире не ставится; во втором- ставится тире, так как частица не относится к прилагательному; в третьем предложении также ставится тире, так как частица не относится к сказуемому, выраженному инфинитивом.) № 7 Объсните постановку конечных знаков препинания: Слышите, как жалобно кричат чайки над шумящим, взволнованным морем? Собака и ночью безошибочно узнавала, свой или чужой человек подходил к калитке. (В первом предложении главное предложение является вопросительным, поэтому в конце СПП ставится вопросительный знак, во втором-главное предложение не содержит вопроса, к нему присоединяется косвенный вопрос, в конце такого предложения ставится точка.) № 8 Сопоставьте предложения, укажите отличия в их структуре, объясните постановку знаков препинания: Вокруг зазеленели поля, леса, луга. Вокруг все зазаленело: поля, леса, луга. В лесу, в поле, на лугу все зазаленело.(В первом предложении выделяются запятыми однородные члены, во втором-местоимение все является обобщающим словом, поэтому перед последующими однородными членами ставится двоеточие, в третьем предложении в качестве однородных членов выступают обстоятельства места, местоимение все является подлежащим и не обособляется.) № 9 Прочитайте предложение и объясните, почему деепричастный оборот, стоящий после союза но, в первом предложении отделяется от него запятой, а во втором нет: Прошел еще один поезд, сотрясая степь, но, не доезжая до станции, резко остановился. Весь день группа туристов шла лесом, петляя между деревьями, но не меняя направления.(В первом предложении деепричастные обороты относятся к разным сказуемым, соединенным союзом но, и выделяется с обеих сторон запятыми, во втором- они относятся к одному и тому же сказуемому, являются однородными членами и соединяются союзом но.) № 10 Прочитайте предложение и объясните постановку сочетающихся знаков препинания. Озеро, окруженное лесом, - любимое место отдыха горожан. Сад, завершивший свое цветение, река, в которой купались дети, дом, где жили мои знакомые, - все было знакомо и дорого мне. (В данных предложениях знаками препинания выделяются причастный оборот и придаточное предложение. В первом предложении тире ставится на месте нулевой связки перед именной частью, выраженной существительным, во втором перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов.) № 11 Прочитайте предложения и решите, почему вводные слова выделяются запятой только с одной стороны: Девушка вышла из магазина, улыбаясь, видимо довольная покупкой. Его стихи, довольно удачные надо сказать, напечатаны в журнале. (Вводные слова, стоящие в начале или в конце обособленного оборота не обособляются.) Приведенные упражнения можно использовать при изучении всех пунктуационных тем. Как показывает практика, увеличение сложности упражнений повышает интерес к занятиям, ускоряет процесс усвоения правил в их взаимодействии. Подобные упражнения приучают школьников использовать знаки препинания для более точного выражения мысли, повышают пунктуационную культуру письменной речи учащихся, способствуют подготовке учащихся к восприятию учебного материала, поддерживая тем самым интерес учащихся к урокам русского языка. | |
Просмотров: 930 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|