Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
«Пятиминутка»- своеобразная разминка для урока. Ахметжанова Г.М., учитель русского языка и литературы ГУ «Георгиевская средняя школа», Жарминский район, ВКО. Чтобы систематически повышать и поддерживать интерес учащихся к урокам русского языка, творческую активность учеников, прочность их знаний, а также подготовить учащихся к восприятию учебного материала использую нестандартное начало урока. Возможны различные варианты такого начала урока. Хочу остановиться на наиболее удачных, на мой взгляд, «пятиминутках». «Пятиминутка»- это своеобразная разминка для урока, когда в течение 5 минут нужно решить учебную задачу, ответить кратко, точно, с обоснованием на поставленный вопрос, а также возможность получить за ответ положительную оценку. Отбор материала для пятиминуток не случаен, а связан с задачами повторения, обощения, закрепления пройденного, использования дополнительного и занимательного материала. Какие же задания могут включать в себя «пятиминутки»? Это различные игры- соревнования, такие как: «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Вообрази, представь себе...», «Четвертый лишний», «Безошибочно и точно» и др., а также упражнения, направленные на решение орфографических и пунктуационных задач. Это и разговорные «пятиминутки», в результате которых возникают игровые ситуации общения, когда учащимся хочется обменяться информацией, впечатлениями, мнением и, конечно, проявить свои знания. При проведении отдельных упражнений могут использоваться сигнальные карточки, предварительная запись на доске, разнообразный дидактический материал.. Но особый интерес у учащихся вызывает использование различных перфокарт. Так, проводя игру «Кто меньше сделает ошибок в написании трудных слов?», использую перфокарты «Проверь себя» (№ 1), где даны слова для словарно- орфографической работы, предварительная работа над которыми уже прошла. Эффективно применение перфокарт «Реши задачу безошибочно и точно» (№ 2). №2 Распредели слова в три колонки Учащиеся распределяют диктуемые учителем слова в три колонки. Данную перфокарту можно использовать как при изучении рода имен существительных, так и при изучении склонений. Преимущество такой перфокарты в том, что она помогает выявить тех учащихся, которые затрудняются в определении рода, склонений имен существительных, работать с ними индивидуально. При изучении синтаксиса учащиеся впервые сталкиваются с синтаксическим разбором. Чтобы навыки разбора прочно закрепились у учащихся, использую перфокарту «Синтаксический разбор» (№ 3). № 3 Произведи синтаксический разбор. 1. Послышалось стрекотание, и в небе появилась гигантская стрекоза. Над ее большой головой и тонким хвостом мелькали прозрачные крылья. При изучении темы «Состав слова» использую перфокарту № 4 Разбери слова по составу. Для «пятиминуток» также широко использую перфокарты по развитию речи «Опиши картинку» (№ 5). № 5 По таким перфокартам учащиеся составляют предложения по картинкам, рассказ. Положительное значение этого вида упражнений заключается в том, что знания, полученные на предыдущих уроках, закрепляются путем составления по картине отдельных предложений на те или иные правила. Важнейшей частью работы по развитию речи является обогащение словарного запаса школьников. Поэтому помимо словарно- орфографической работы можно использовать и красочные таблицы (№ 6), на которых даны буквы и слоги для составления слов. № 6 Игра «Кто больше составит слов?» оживит данный вид работы. Можно не только составлять слова и знакомиться со значением составленных слов, но и выполнять дополнительные задания, например, определить род, склонение, составить словосочетание, предложения, произвести тот или иной вид разбора и т.д. Еще один вид работы, который вызывает интерес учащихся,- это конструирование предложений. При конструировании предложений можно использовать предварительную запись на доске, карточки, текст упражнений из учебника, но, несомненно, заинтересует учащихся использование яркой таблицы «Составь предложение» (№ 7). № 7 Такой вид работы также предполагает различные дополнительные задания: пунктуационный и орфографический разборы, осложнение предложений причастными и деепричастными оборотами, однородными членами предложения и т.д. Перфокарты и таблицы раздаю каждому ученику, чтобы в данном виде деятельности были задействованы все учащиеся. Это позволяет учителю не только оценить каждого ученика, но и выявить тех учащихся, которые плохо усвоили ту или иную тему, и в дальнейшем работать с ними дополнительно. Такой подход к началу урока пробуждает не только интерес к уроку в целом, но и помогает сотрудничеству учителя с учащимися, самоутверждению ученика как личности, дает ему возможность показать свои способности, проявить себя, а также увидеть свои недочеты и работать над ними. | |
Просмотров: 1356 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|