Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (11 класс) Борисова Н.А., учитель русского языка и литературы КГУ «Мироновская средняя школа», Тайыншинский район, СКО Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. ТДЦ: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания о БСП; развивать умение делать полный синтаксический разбор БСП: давать характеристику БСП, графически выделять обособленные и однородные члены простых предложений в составе БСП, составлять схему БСП, повторить основные орфограммы; выявить выразительные возможности БСП; развивающая: развивать психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (обобщение, выделение главного, умение делать выводы, извлекать информацию на память); воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся (гуманизма, активной жизненной позиции, чувства прекрасного, патриотических чувств), развивать их диалоговую культуру. Оборудование: компьютеры, иллюстрации, игры во время Наурыза, опросные листы. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. 1) Сообщение темы: Сегодня мы повторим и обобщим знания и умения по теме «БСП», полученные вами в 9 классе; помня о подготовке к ЕНТ, сравним постановку знаков препинания в других типах предложений и узнаем о выразительных возможностях этих предложений. 2) Сообщение цели: Цель нашего урока – продолжить работу над характеристикой и составлением схем СП, а также понаблюдать над ролью БСП в художественных текстах. 3) Запись темы в тетрадь. 4) Теоретическая разминка. 3. Актуализация опорных знаний. 1) Продолжите высказывание: 1. Сложными называются предложения…………….. 2. Сложноподчиненным называется предложение….. 3. Существует три типа придаточных:………………… 4. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными существуют следующие виды связи:……………………………….. 5. Придаточные изъявительные присоединяются союзами:………………………………………………… 6. Вид придаточного определяем по…………………, 7. так как………………………………………………... 2). Индивидуальное задание (у доски): Синтаксический разбор СПП. (Когда он начал свою песню, стало ясно, что хитроумный акын лишь воспользовался создавшимся положением, чтобы помочь Уразбаю в том, чего тот добивался. – ( М. Ауэзов) 2). Две группы работают на компьютерах: • Найдите соответствие схемы сложноподчиненному предложению. Перетащите курсором номер в квадратике к подходящему предложению. • Расставьте знаки препинания в данных предложениях красным цветом. 1. Прокуратор понял что там на площадке уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды. 2. Так вот она говорила что с жёлтыми цветами в руках она вошла в тот день чтобы я наконец её нашёл и что если бы этого не произошло она отравилась бы потому что её жизнь пуста. 3. Даже в полутьме было видно как сверкают глаза Пилата. 4. Он просит чтобы ту которая любила и страдала из-за него вы взяли бы тоже… 4. Обобщение и систематизация ЗУНов по БСП. 1) Слово учителя. Итак, мы сегодня повторяем БСП – одно из удивительных синтаксических средств выразительности речи. Анализ ученических сочинений показывает, что ученики редко используют в своих работах БСП. Каковы же возможности БСП? Какую роль они играют в тексте? Какие знаки препинания помогают создать эффект выразительности, нам и предстоит выяснить. 2) Сообщение ученика о постановке запятой и точки с запятой в БСП. 3) Изучение таблицы «Связь частей БСП» - на мониторе. 4) Учитель. Я предлагаю вам пунктуационный этюд. 5) Словарная работа. Объяснение лексического значения слова «этюд» - подготовлено учеником . 6) На мониторах компьютера текст, отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» без деления на части. И.С. Тургенев "Лес и Степь". Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. • Читаем выразительно текст. • Определите, к какому типу речи и стилю он относится. • Можно ли разделить текст на части? Аргументируйте свой ответ. Сделайте абзац кнопкой «Enter». • С помощью чего достигается в первой части явная динамика, движение? (глаголы движения, радостное мироощущение, заданное первым предложением. Во второй части происходит резкое замедление движения, почти его остановка) • Найдите в тексте БСП, проанализируйте их значение. Как вы думаете, почему в первом БСП границы простых предложений обозначены запятой, а во втором – точкой с запятой? • Сделайте вывод о выразительных возможностях запятой и точки с запятой в тексте. Тире и двоеточие в БСП – сообщение ученика. Учитель: - От чего зависит выбор тире или двоеточия между частями БСП? (смысл. отношения) - В каких ещё предложениях мы встречаем эти знаки препинания? (простые – между подлежащим и сказуемым, с однородными членами и обощающим словом, предложения с прямой речью, тире – в ССП) - Поставьте соответствующие номера предложений во вторую графу- ( две таблицы) – проверяют ассистенты. • Проведите эксперимент: В таблице на мониторах компьютера даны простые предложения. Солнце сильно палит Всё ожило и засмеялось Стоит жара К вечеру, по-видимому, соберётся гроза. Дождик прошёл по садовой дорожке Все краски в природе поблекли К полудню на горизонте появились тучи. День будет жаркий. - Составьте БСП, соединяя попарно данные предложения. Поставьте необходимые знаки препинания. Прочитайте, что у вас получилось. - Какие знаки препинания вы поставили в БСП? Аргументируйте свой выбор, используя синонимические замены БСП на СПП. - Поменяйте местами простые предложения в БСП. Изменилось ли значение БСП и знаки препинания между их частями? Почему? - Что общего между составленными предложениями? (структура, содержание) - Можно ли назвать получившийся отрывок текстом? Почему? Можно ли из данных преджложений сконструировать текст? Какие предпосылки у вас для этого есть? - Поставьте предложения в такой последовательности, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. Оцените полученный текст с точки зрения выразительности. Вывод. Текст, целиком состоящий из однотипных конструкций, даже таких семантически ёмких и экспрессивных, как БСП, - это «испорченный текст», страдающий синтаксическим однообразием, невыразительностью, ибо, как отмечал римский философ Эпиктет, «самое приятное может сделаться неприятным, стоит только переступить меру». - Отредактируйте полученный текст, прибегая к помощи синтаксических синонимов. • Учитель. Ребята, началась долгожданная весна, скоро начнутся не менее долгожданные каникулы, начнутся они с весёлого мартовского праздника – Наурыза. Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру, посвященную этому празднику, с использованием БСП. (5-6 предложений) или по пейзажу – родные просторы. (музыкальное сопровождение – один из кюев). 5. Самостоятельная работа учащихся – в тетрадях. Чтение одного - двух сочинений. 6. Анализ деятельности учащихся и подведение итогов. 7. Инструктаж по д/з. Составить лингвистический портрет БСП. 8. Выставление оценок в журнал. | |
Просмотров: 869 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|