Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (11 класс)
Борисова Н.А., учитель русского языка и литературы
КГУ «Мироновская средняя школа», Тайыншинский район, СКО

Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
ТДЦ: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания о БСП; развивать умение делать полный синтаксический разбор БСП: давать характеристику БСП, графически выделять обособленные и однородные члены простых предложений в составе БСП, составлять схему БСП, повторить основные орфограммы; выявить выразительные возможности БСП;
развивающая: развивать психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (обобщение, выделение главного, умение делать выводы, извлекать информацию на память);
воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся (гуманизма, активной жизненной позиции, чувства прекрасного, патриотических чувств), развивать их диалоговую культуру.

Оборудование: компьютеры, иллюстрации, игры во время Наурыза, опросные листы.
ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1) Сообщение темы: Сегодня мы повторим и обобщим знания и умения по теме «БСП», полученные вами в 9 классе; помня о подготовке к ЕНТ, сравним постановку знаков препинания в других типах предложений и узнаем о выразительных возможностях этих предложений.
2) Сообщение цели: Цель нашего урока – продолжить работу над характеристикой и составлением схем СП, а также понаблюдать над ролью БСП в художественных текстах.
3) Запись темы в тетрадь.
4) Теоретическая разминка.
3. Актуализация опорных знаний.
1) Продолжите высказывание:
1. Сложными называются предложения……………..
2. Сложноподчиненным называется предложение…..
3. Существует три типа придаточных:…………………
4. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными существуют следующие виды связи:………………………………..
5. Придаточные изъявительные присоединяются союзами:…………………………………………………
6. Вид придаточного определяем по…………………,
7. так как………………………………………………...
2). Индивидуальное задание (у доски):
Синтаксический разбор СПП. (Когда он начал свою песню, стало ясно, что хитроумный акын лишь воспользовался создавшимся положением, чтобы помочь Уразбаю в том, чего тот добивался. – ( М. Ауэзов)
2). Две группы работают на компьютерах:
• Найдите соответствие схемы сложноподчиненному предложению. Перетащите курсором номер в квадратике к подходящему предложению.
• Расставьте знаки препинания в данных предложениях красным цветом.
1. Прокуратор понял что там на площадке уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды.
2. Так вот она говорила что с жёлтыми цветами в руках она вошла в тот день чтобы я наконец её нашёл и что если бы этого не произошло она отравилась бы потому что её жизнь пуста.
3. Даже в полутьме было видно как сверкают глаза Пилата.
4. Он просит чтобы ту которая любила и страдала из-за него вы взяли бы тоже…
4. Обобщение и систематизация ЗУНов по БСП.
1) Слово учителя. Итак, мы сегодня повторяем БСП – одно из удивительных синтаксических средств выразительности речи. Анализ ученических сочинений показывает, что ученики редко используют в своих работах БСП. Каковы же возможности БСП? Какую роль они играют в тексте? Какие знаки препинания помогают создать эффект выразительности, нам и предстоит выяснить.
2) Сообщение ученика о постановке запятой и точки с запятой в БСП.
3) Изучение таблицы «Связь частей БСП» - на мониторе.
4) Учитель. Я предлагаю вам пунктуационный этюд.
5) Словарная работа. Объяснение лексического значения слова «этюд» - подготовлено учеником .
6) На мониторах компьютера текст, отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» без деления на части.
И.С. Тургенев "Лес и Степь".
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

• Читаем выразительно текст.
• Определите, к какому типу речи и стилю он относится.
• Можно ли разделить текст на части? Аргументируйте свой ответ. Сделайте абзац кнопкой «Enter».
• С помощью чего достигается в первой части явная динамика, движение? (глаголы движения, радостное мироощущение, заданное первым предложением. Во второй части происходит резкое замедление движения, почти его остановка)
• Найдите в тексте БСП, проанализируйте их значение. Как вы думаете, почему в первом БСП границы простых предложений обозначены запятой, а во втором – точкой с запятой?
• Сделайте вывод о выразительных возможностях запятой и точки с запятой в тексте.

Тире и двоеточие в БСП – сообщение ученика.
Учитель: - От чего зависит выбор тире или двоеточия между частями БСП? (смысл. отношения) - В каких ещё предложениях мы встречаем эти знаки препинания? (простые – между подлежащим и сказуемым, с однородными членами и обощающим словом, предложения с прямой речью, тире – в ССП)
- Поставьте соответствующие номера предложений во вторую графу- ( две таблицы) – проверяют ассистенты.
• Проведите эксперимент:
В таблице на мониторах компьютера даны простые предложения.

Солнце сильно палит Всё ожило и засмеялось
Стоит жара К вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
Дождик прошёл по садовой дорожке Все краски в природе поблекли
К полудню на горизонте появились тучи. День будет жаркий.

- Составьте БСП, соединяя попарно данные предложения. Поставьте необходимые знаки препинания. Прочитайте, что у вас получилось.
- Какие знаки препинания вы поставили в БСП? Аргументируйте свой выбор, используя синонимические замены БСП на СПП.
- Поменяйте местами простые предложения в БСП. Изменилось ли значение БСП и знаки препинания между их частями? Почему?
- Что общего между составленными предложениями? (структура, содержание)
- Можно ли назвать получившийся отрывок текстом? Почему? Можно ли из данных преджложений сконструировать текст? Какие предпосылки у вас для этого есть?
- Поставьте предложения в такой последовательности, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. Оцените полученный текст с точки зрения выразительности.
Вывод. Текст, целиком состоящий из однотипных конструкций, даже таких семантически ёмких и экспрессивных, как БСП, - это «испорченный текст», страдающий синтаксическим однообразием, невыразительностью, ибо, как отмечал римский философ Эпиктет, «самое приятное может сделаться неприятным, стоит только переступить меру».
- Отредактируйте полученный текст, прибегая к помощи синтаксических синонимов.
• Учитель. Ребята, началась долгожданная весна, скоро начнутся не менее долгожданные каникулы, начнутся они с весёлого мартовского праздника – Наурыза. Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру, посвященную этому празднику, с использованием БСП. (5-6 предложений) или по пейзажу – родные просторы.
(музыкальное сопровождение – один из кюев).
5. Самостоятельная работа учащихся – в тетрадях.
Чтение одного - двух сочинений.
6. Анализ деятельности учащихся и подведение итогов.
7. Инструктаж по д/з. Составить лингвистический портрет БСП.
8. Выставление оценок в журнал.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natalija61 (2016-03-16)
Просмотров: 869 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru