Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Открытый урок по теме: «Причастный оборот и его синтаксические синонимы» Класс: 7 класс Задачи • образовательная – сформировать понятие о причастном обороте и его синтаксическом синониме – предложении с союзным словом «который; • развивающая- сформировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; правильно определять границы причастного оборота; заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой. • воспитательная – воспитание культуры поведения, уважения к чужому труду, умения слушать и быть услышанным. Тип урока: Урок изучения нового материала Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint; индивидуальные карточки Учебник: Ход урока: 1.Организационный момент Слайд 1 . Мотивационная беседа Учитель: -Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области. - Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о жителях одного лингвистического городка. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов, попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов 3. Актуализация знаний Слайд 2 Учитель: В одном небольшом лингвистическом городке Причастино, который вы вряд ли найдете на карте, жили обыкновенные жители. Они совершали различные действия: ходили , бегали, строили, учились. Но делали они все это невесело, потому что у жителей не было имен. И каждого называли просто «который» или «которая»: учитель-«который учит»; писатель- «который пишет»; ученик – «который отвечает». Из-за этого в городе нередко происходила путаница. И тогда мудрый мэр издал указ: «Каждый горожанин получит новое имя. Тот, который пишет, - Пишущий; тот, который читает, - Читающий; тот, который рисует,- Рисующий» 4.Работа по образованию причастий Слайд 3 Учитель: Этот указ, ребята, сохранился до наших дней. Но, к сожалению, некоторые его фрагменты стерлись от старости. Давайте мы сейчас попробуем их восстановить. Какие же имена получили жители этого города? Который изучает- изучающий. Который рассказывает – рассказывающий. Который смеется – смеющийся. Который думает – думающий. Который танцует – танцующий. Который ускакал – ускакавший. Который измучился – измучившийся. Который сочинял - сочинявший Которого не поняли – непонятый. Которого не узнали - неузнанный Дети записывают «имена жителей» в тетрадях Учитель: Обратите внимание, что мэр города очень демократичен, поэтому он сделал оговорку в своем указе: каждый житель сам решает, кто он: «который верил» или «веривший»; «который знает» или «знающий» Запись на доске: • малыш, который улыбается • вулкан, который действует • костер, который горит Задание: А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия. • малыш, который улыбается - малыш улыбающийся • вулкан, который действует - вулкан действующий • костер, который горит - костёр горящий (ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос) - Как изменились данные фразы? - Что такое причастие? Б. Распространите данные причастия. • малыш улыбающийся (кому?)… • вулкан действующий (где?)… • костёр горящий (как?)… В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота). - Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот. . - Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь). III. Работа по теме урока. 1. Работа с учебником. - Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.173). - Занесите в справочник определение причастного оборота в виде схемы (1 ученик работает у доски). Самопроверка. 2. Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте. Запись на доске: А. дремлющий на скамейке Б. спокойно дремлющий В. дремлющий старик Г. тихо дремлющий (Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.) 3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений. - Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы. Запись на доске: В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев. Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони. (У доски работают 2 ученика: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы). - Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в тетради - справочники. (Учитель в это время рисует схемы предложений). - Сравним ваши предположения с материалом параграфа на стр. 173-174 IV. Закрепление материала. Творческая работа. 1. Работа с карточками по вариантам. Задания дифференцированы. - Наши открытия, уважаемые исследователи, необходимо проверить и закрепить на практике. Тест. I вариант 1. Укажите предложение с причастным оборотом: а) Внезапно раздался топот скачущей лошади. б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром. 2. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно: а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно. б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз. Составьте: С данными причастными оборотами 1-2 предложения. • «застывший от мороза»; • «искрящийся на солнце»; • «дующий в лицо». или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес». Ответы: 1 2 б а Тест. II вариант 1.Укажите предложение с причастным оборотом: а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега. б) Мы решили направиться к протекающей реке. 2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно: а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился. б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти. Составьте: С данными причастными оборотами 1-2 предложения. • «застывший от мороза»; • «искрящийся на солнце»; • «дующий в лицо». или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес». Ответы: 1 2 а а (Ответы записаны на доске, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут зачитать получившиеся предложения). Работы обязательно оцениваются. 5. Тренировочные упражнения Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастным оборотом. Слайд 4-7 Учитель: Обрадовались жители этого города и решили в знак благодарности преподнести своему мэру подарки. Давайте посмотрим, что же они подарили, а заодно выполним упражнение. Задание: заменить предложение с союзным словом «который» синтаксическим синонимом, то есть причастным оборотом. Задание с объяснением выполняется учеником на доске. Предложения Книга, которая рассказывает о происхождении слов. Музыка, которая повышает настроение. Игра, которая заставляет думать. Цветок, который издает удивительный аромат. Учитель: А какие вы, ребята, подарки хотели бы подарить своим друзьям? Запишите свои предложения и выполните аналогичное задание. Задание выполняется учеником в тетради. При проверке особое внимание обращается на границы причастного оборота, постановку знаков препинания. Физкульминутка (гимнастика для глаз) 1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. А затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает уровообращение. 2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами. закройте другой глаз. Повторить 10 раз. Укрепляет мышцы глаз. 3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости. 4.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз. 6. Выполнение разноуровневых заданий. Работа с индивидуальными карточками Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая тоже заставляет думать. Но сначала ответьте на вопросы: какие вы читали книги, рассказывающие о происхождении слов; как называется наука, изучающая происхождение слов? Карточка №1 (1 уровень сложности) Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо Человек, выражающий внимание Человек, восприимчивый к впечатлениям Слова для справок: неравнодушный, благодарный, отзывчивый. внимательный, чуткий Карточка №2 (2 уровень сложности) Учащиеся не пользуются словами для справок Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо Человек, выражающий внимание Человек, восприимчивый к впечатлениям Ключ к карточкам: Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь Отзывчивый Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро Благодарный Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо Неравнодушный Человек, выражающий внимание Внимательный Человек, восприимчивый к впечатлениям Чуткий Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, почему я выбрала именно эти качества человека? Ученики: Жители города Причастино отличались отзывчивостью и благодарностью, а их мэр был чуткий и внимательный. 7. Работа по развитию речи Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастного оборота. Учитель: Ребята, причастные обороты делают нашу речь более живой и образной. Но, к сожалению, некоторые при употреблении причастных оборотов допускают грамматические ошибки. Вот и сейчас мне в руки случайно попалось объявление, написанное не очень образованным жителем города Причастино. Давайте прочитаем и исправим ошибки. Слайды 9-10 Ключ: Дополнительное задание: найти и подчеркнуть орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне слова» 8. Подведение итогов. Сегодня на уроке мы познакомились с причастным оборотом и узнали. что его можно заменять синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом «который». Мне очень интересно было работать с вами. Всем спасибо за работу. Оценки за урок . 9.Домашнее задание Слайд 11 Рефлексия -Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего? -Как вы усвоили пройденный материал? -Какие были трудности? -Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? | |
Просмотров: 705 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|