Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. Форма проведения: игра Учитель Кайруллина Гульмира Карипуллиновна Название: «Умники и умницы». Классы: 6-В, 7-Г, 7-А. Дата: 29.01.15 Цель: формирование познавательного интереса к русскому языку и литературе. Задачи: 1. Расширение кругозора, обобщение знаний; 2. Развитие логического и критического мышления, воображения, смекалки; 3. Воспитание чувства коллективизма, конкурентоспособности, толерантного отношения к другим. Организация игры: Учащиеся класса или классов делятся на команды по 5-6 человек, выбирают капитана команды и придумывают название, связанное с русским языком или литературой. В каждом раунде участникам выдаётся задание на карточке, которое они выполняют сообща в течение определенного времени (5-7 минут) или отвечают устно. Затем карточка с ответами сдается на оценку жюри, за каждый верный ответ команда получает по 1 баллу. В конце игры все баллы полученные командами подсчитываются, и выявляется победитель (команда, набравшее большее количество баллов). Ход игры: Вступление ведущего: Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на игре «Умники и Умницы» для юных филологов, юных любителей слова. Сегодня на игре встречаются сильнейшие представители 6-В класса команда « », 7-Г класса команда « » и команда 7-А класса « ». Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое. Само название «Умники и Умницы » встречалось нам всем неоднократно. Мы знаем, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Поэтому команда, выполнившая задание первой поднимает сигнальный флажок, при помощи этого сигнального флажка команда может перехватить ответ соперника и заработать дополнительные очки. Задания, общие для трёх команд, будут высвечиваться на экране, команды будут отвечать в порядке очереди. А в жюри сегодня у нас….. Наше многоуважаемое жюри будет подсчитывать баллы, в каждом раунде по несколько заданий и за правильный ответ команда получает 10 баллов. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы, результаты будут оглашаться после двух-трех раундов. А мы начинаем игру! Раунд первый «Найди общее слово». - Вам необходимо найти общие слова к прилагательным. Что бывает… Семейная и театральная (сцена). Летающая и глубокая (тарелка). Тюремная и телевизионная (камера). Спасательный и семейный (круг). Телефонная и прямая (линия). Стройная и шахматная (доска). Белый и высший (свет). Арифметический и положительный (пример). Светская и пиковая (дама). Раунд второй «С портфелем по жизни». - В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова. Без труда - не выловишь и портфель из пруда (рыбку). Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ). В каждом портфеле есть доля правды (каждой шутке). Портфель спасет мир. (Красота спасет мир). Портфель не приходит один (беда). Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки). Раунд третий «Литературный» - Этот раунд посвящен любителям книг и сказок. . Подумайте и ответьте на вопрос: Как звали женщину, не спавшую по ночам целых 2 года и 9 месяцев? Подсказка. Подсчитайте количество ночей за это время и вспомните литературное произведение. ( Сказка «1000 и 1 ночь», героиня Шахерезада). - Пока команды в раздумьях, мы просим жюри огласить результаты предыдущих раундов. Раунд четвертый «Нарисуй пословицу». - Название раунда говорит само за себя. Участникам команды нужно с помощью иллюстрации изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать. Пословицы: Дареному коню в зубы не смотрят. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Одна голова – хорошо, а две – лучше. Пословицы у команд на столе. Раунд пятый. «Конкурс капитанов». - И пока команды заняты делом, мы начинаем раунд под номером 5. Самый сложный, потому что здесь будут бороться капитаны поодиночке и без поддержки друзей. - Капитаны, просим вас выйти вперед. За каждый правильный ответ капитана команде начисляется по 1 баллу. Задания для капитанов обеих команд. 1) Подберите поговорки или пословицы, в которых присутствуют прилагательные. (Например: кто аккуратен, тот и людям приятен; болтовня и красна, и пестра, да тупа.) 2) Подберите прилагательные к следующим существительным: а) фасоль, вермишель, вестибюль, б) мозоль, шампунь, рояль, в) шляпа, тюль, тушь. (Например: фасоль белая, вермишель вкусная, вестибюль свободный, тюль разноцветный, вуаль легкая, мозоль болезненная, шампунь ароматный, рояль белый, бандероль тяжелая, тушь черная.) 3) замените фразеологические обороты словосочетаниями. Для капитана 1-й команды: А) Знать, как свои пять пальцев; В) Бежать сломя голову; С) Яблоку негде упасть. Для капитана 2-й команды: А) Бить баклуши; В) Ахиллесова пята; С) Ползти как черепаха. Для капитана 3-й команды: А) Без сучка, без задоринки; Б) Ваньку валять; С) Вертеться на языке. - Молодцы! Вы достойные предводители команд на сегодняшней игре. Вы можете пройти на свои места, а представителей команд с иллюстрацией пословиц просим выйти вперед и показать ваши творения. Жюри будут оценивать не только отгадки команд, но и креативность, и таланты к рисованию. - Увлекательное получается состязание. А что по этому поводу думает жюри… Раунд шестой. Конкурс «как». - И мы подошли к раунду под номером шесть. Конкурс называется просто и лаконично, а главное необычно «КАК». Само задание же состоит в том, чтобы закончить устойчивые обороты со словом «как». Задание для 1 команды: Вертеться как (белка в колесе) Льет как (из ведра) Дрожит как (осиновый лист) Задание для 2-й команды: Свалился как (снег на голову) Глухой как (тетерев) Кататься как (сыр в масле) Задание для 3-й команды: Голодный как (волк) Слететься как (пчелы на мед) Свежий как (огурчик) Раунд седьмой «Колорист». В названиях известных произведений «потерялись» слова – прилагательные, обозначающие цвет или другие приметы. Верните их обратно. • «… красавица» сказка Ш.Перро «… сердце» мультфильм студии Дисней « Иван царевич и … волк» сказка В.Жуковского « … принц» произведение А.Сент-Экзепюри • « Волшебник … города» сказочная повесть А.Волкова « Гарри Поттер и … камень» приключенческая книга Дж.Роулинг. • «…клык» - рассказ Дж.Лондона. (Белый). • «… квадрат» - картина К.Малевича. (Черный). • «Калина …» - фильм Шукшина. (Красная). Раунд восьмой. «Подбери антонимы» - Этот раунд один из перевалочных пунктов, после которого жюри огласят ваши баллы. Итак, командам необходимо подобрать антонимы к словам. Конец – начало Холод – жара Злость – доброта Сила – слабость Счастье – горе Наказание – награда Молодость – старость Аккуратность – неряшливость Жизнь – смерть. - Жюри, вам слово. Раунд девятый. Самый быстрый. - Предпоследний раунд. Один из самых сложнейших. Вам нужно собрать всю силу воли, все знания и не забывать про скорость, чтобы добраться до истины, не запутавшись в правилах великого и могучего русского языка! Вопросы в этом раунде не будут задаваться в порядке очереди и индивидуально каждой команде, отвечать будут самые быстрые и самые умные. Команды, про сигнальные флажки помните? Тогда вперед! Вопрос 1 Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод) Вопрос 2 Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук) Вопрос 3 Сколько согласных звуков в русском языке? (36) Вопрос 4 Эта часть слова служит для образования форм слова и не входит в основу. (Окончание) Вопрос 5 Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное) Вопрос 6 Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы) Вопрос 7 Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы) Вопрос 8 Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов. (Фразеологизм) Раунд десятый. Редакторский. - Заключительный на сегодня этап. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды. На этом этапе оценивается каждая команда. Высшая оценка 50 баллов. Командам нужно прочитать текст, отредактировать его, исправить речевые и орфографические ошибки, расставить правильно знаки препинания. Затем выйдут представители команд и зачитают уже отредактированные тексты, объяснят, где были допущены ошибки, и как они их исправили. - Пока команды справляются с задачей, давайте и мы заглянем в их листочки. Задание для первой команды: Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания. Житьетиграф. Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга. Задание для второй команды: Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки. В гастях. И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разулся. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шыкарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося. Задание для третьей команды. Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки. Ниграмотные… Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат. Смотрю - опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем. - Команды уже на пути к финишу. Остались считанные секунды. Но что-то совсем не слышно болельщиков…. - Итак, представители команд выходите вперед… Мы дадим время нашему жюри подвести итоги и определить победитей: «ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…» -Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита? а)Борис и Глеб б)Кирилл и Мефодий в)Минин и Пожарский г)Чук и Гек - А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Как вы думаете, что получил писатель в ответ? а)Чистый лист бумаги б)Пустое sms в)«Ё» г)«!» - Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей. Смешная минутка. «УЛЫБНИТЕСЬ» - Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью. - С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду. - Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык. - Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы. - Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки. - На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы. - Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут. Подведение итогов. Награждение команд.На этом наша игра «Умники и Умницы» подошла к концу. Отдельное спасибо командам и болельщикам. До новых встреч! | |
Просмотров: 1248 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|