Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

внеклассное мероприятие "Умники и умницы"
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.
Форма проведения: игра
Учитель Кайруллина Гульмира Карипуллиновна
Название: «Умники и умницы».
Классы: 6-В, 7-Г, 7-А.
Дата: 29.01.15
Цель: формирование познавательного интереса к русскому языку и литературе.
Задачи:
1. Расширение кругозора, обобщение знаний;
2. Развитие логического и критического мышления, воображения, смекалки;
3. Воспитание чувства коллективизма, конкурентоспособности, толерантного отношения к другим.
Организация игры:
Учащиеся класса или классов делятся на команды по 5-6 человек, выбирают капитана команды и придумывают название, связанное с русским языком или литературой.
В каждом раунде участникам выдаётся задание на карточке, которое они выполняют сообща в течение определенного времени (5-7 минут) или отвечают устно. Затем карточка с ответами сдается на оценку жюри, за каждый верный ответ команда получает по 1 баллу.
В конце игры все баллы полученные командами подсчитываются, и выявляется победитель (команда, набравшее большее количество баллов).

Ход игры:

Вступление ведущего:
Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на игре «Умники и Умницы» для юных филологов, юных любителей слова. Сегодня на игре встречаются сильнейшие представители 6-В класса команда « », 7-Г класса команда « » и команда 7-А класса « ». Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое.
Само название «Умники и Умницы » встречалось нам всем неоднократно. Мы знаем, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Поэтому команда, выполнившая задание первой поднимает сигнальный флажок, при помощи этого сигнального флажка команда может перехватить ответ соперника и заработать дополнительные очки. Задания, общие для трёх команд, будут высвечиваться на экране, команды будут отвечать в порядке очереди. А в жюри сегодня у нас…..
Наше многоуважаемое жюри будет подсчитывать баллы, в каждом раунде по несколько заданий и за правильный ответ команда получает 10 баллов. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы, результаты будут оглашаться после двух-трех раундов.
А мы начинаем игру!
Раунд первый «Найди общее слово».

- Вам необходимо найти общие слова к прилагательным.
Что бывает…

Семейная и театральная (сцена).
Летающая и глубокая (тарелка).
Тюремная и телевизионная (камера).
Спасательный и семейный (круг).
Телефонная и прямая (линия).
Стройная и шахматная (доска).
Белый и высший (свет).
Арифметический и положительный (пример).
Светская и пиковая (дама).

Раунд второй «С портфелем по жизни».
- В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова.
Без труда - не выловишь и портфель из пруда (рыбку).
Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ).
В каждом портфеле есть доля правды (каждой шутке).
Портфель спасет мир. (Красота спасет мир).
Портфель не приходит один (беда).
Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки).

Раунд третий
«Литературный»
- Этот раунд посвящен любителям книг и сказок.
. Подумайте и ответьте на вопрос:
Как звали женщину, не спавшую по ночам целых 2 года и 9 месяцев?
Подсказка. Подсчитайте количество ночей за это время и вспомните литературное произведение. ( Сказка «1000 и 1 ночь», героиня Шахерезада).

- Пока команды в раздумьях, мы просим жюри огласить результаты предыдущих раундов.
Раунд четвертый «Нарисуй пословицу».
- Название раунда говорит само за себя.
Участникам команды нужно с помощью иллюстрации изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать.
Пословицы:
Дареному коню в зубы не смотрят.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.

Пословицы у команд на столе.

Раунд пятый. «Конкурс капитанов».
- И пока команды заняты делом, мы начинаем раунд под номером 5. Самый сложный, потому что здесь будут бороться капитаны поодиночке и без поддержки друзей.
- Капитаны, просим вас выйти вперед. За каждый правильный ответ капитана команде начисляется по 1 баллу.
Задания для капитанов обеих команд.
1) Подберите поговорки или пословицы, в которых присутствуют прилагательные.
(Например: кто аккуратен, тот и людям приятен; болтовня и красна, и пестра, да тупа.)
2) Подберите прилагательные к следующим существительным:
а) фасоль, вермишель, вестибюль,
б) мозоль, шампунь, рояль,
в) шляпа, тюль, тушь.
(Например: фасоль белая, вермишель вкусная, вестибюль свободный, тюль разноцветный, вуаль легкая, мозоль болезненная, шампунь ароматный, рояль белый, бандероль тяжелая, тушь черная.)
3) замените фразеологические обороты словосочетаниями.
Для капитана 1-й команды:
А) Знать, как свои пять пальцев;
В) Бежать сломя голову;
С) Яблоку негде упасть.
Для капитана 2-й команды:
А) Бить баклуши;
В) Ахиллесова пята;
С) Ползти как черепаха.
Для капитана 3-й команды:
А) Без сучка, без задоринки;
Б) Ваньку валять;
С) Вертеться на языке.
- Молодцы! Вы достойные предводители команд на сегодняшней игре. Вы можете пройти на свои места, а представителей команд с иллюстрацией пословиц просим выйти вперед и показать ваши творения. Жюри будут оценивать не только отгадки команд, но и креативность, и таланты к рисованию.
- Увлекательное получается состязание. А что по этому поводу думает жюри…
Раунд шестой. Конкурс «как».
- И мы подошли к раунду под номером шесть. Конкурс называется просто и лаконично, а главное необычно «КАК». Само задание же состоит в том, чтобы закончить устойчивые обороты со словом «как».
Задание для 1 команды:
Вертеться как (белка в колесе)
Льет как (из ведра)
Дрожит как (осиновый лист)
Задание для 2-й команды:
Свалился как (снег на голову)
Глухой как (тетерев)
Кататься как (сыр в масле)
Задание для 3-й команды:
Голодный как (волк)
Слететься как (пчелы на мед)
Свежий как (огурчик)

Раунд седьмой «Колорист».
В названиях известных произведений «потерялись» слова – прилагательные, обозначающие цвет или другие приметы. Верните их обратно.
• «… красавица» сказка Ш.Перро
«… сердце» мультфильм студии Дисней
« Иван царевич и … волк» сказка В.Жуковского
« … принц» произведение А.Сент-Экзепюри
• « Волшебник … города» сказочная повесть А.Волкова
« Гарри Поттер и … камень» приключенческая книга Дж.Роулинг.
• «…клык» - рассказ Дж.Лондона. (Белый).
• «… квадрат» - картина К.Малевича. (Черный).
• «Калина …» - фильм Шукшина. (Красная).

Раунд восьмой. «Подбери антонимы»
- Этот раунд один из перевалочных пунктов, после которого жюри огласят ваши баллы.
Итак, командам необходимо подобрать антонимы к словам.
Конец – начало
Холод – жара
Злость – доброта
Сила – слабость
Счастье – горе
Наказание – награда
Молодость – старость
Аккуратность – неряшливость
Жизнь – смерть.

- Жюри, вам слово.

Раунд девятый. Самый быстрый.
- Предпоследний раунд. Один из самых сложнейших. Вам нужно собрать всю силу воли, все знания и не забывать про скорость, чтобы добраться до истины, не запутавшись в правилах великого и могучего русского языка! Вопросы в этом раунде не будут задаваться в порядке очереди и индивидуально каждой команде, отвечать будут самые быстрые и самые умные. Команды, про сигнальные флажки помните? Тогда вперед!
Вопрос 1
Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)
Вопрос 2
Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)
Вопрос 3
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Вопрос 4
Эта часть слова служит для образования форм слова и не входит в основу. (Окончание)
Вопрос 5
Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное)
Вопрос 6
Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы)
Вопрос 7
Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)
Вопрос 8
Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов. (Фразеологизм)
Раунд десятый. Редакторский.
- Заключительный на сегодня этап. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.
На этом этапе оценивается каждая команда. Высшая оценка 50 баллов.
Командам нужно прочитать текст, отредактировать его, исправить речевые и орфографические ошибки, расставить правильно знаки препинания. Затем выйдут представители команд и зачитают уже отредактированные тексты, объяснят, где были допущены ошибки, и как они их исправили.

- Пока команды справляются с задачей, давайте и мы заглянем в их листочки.
Задание для первой команды:
Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.
Житьетиграф.
Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.
Задание для второй команды:
Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки.
В гастях.
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разулся. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шыкарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося.
Задание для третьей команды.
Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки.
Ниграмотные…
Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат. Смотрю - опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.
- Команды уже на пути к финишу. Остались считанные секунды. Но что-то совсем не слышно болельщиков….
- Итак, представители команд выходите вперед…
Мы дадим время нашему жюри подвести итоги и определить победитей:
«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Как вы думаете, что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Смешная минутка. «УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
- Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут.
Подведение итогов. Награждение команд.На этом наша игра «Умники и Умницы» подошла к концу. Отдельное спасибо командам и болельщикам. До новых встреч!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulmirakairullina123 (2016-03-26)
Просмотров: 1248 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 7:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru