Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок литературы 7 класс с государственным языком обучения
Литература 7 «А» класс
Учитель: Кайруллина Гульмира Карипуллиновна

Урок 9
Тема: С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»
Цели:
1. Обучающая:
Формировать понятие о пьесе – сказке, об особенностях драматического произведения; умения различать и соотносить роды и жанры литературы; с навык анализа литературных произведений.
2. Развивающая: развивать читательские умения, определять тему и жанр, характеризовать героев; умения анализировать текст драматического произведения, умения вступать в диалог по прочитанному произведению.
3. Воспитывающая:
Воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты, чувства ответственности за свои поступки.
Тип урока: Знакомство с новым материалом
Методы обучения и формы организации познавательной деятельности:-индивидуальная, групповая
Оборудование: выставка книг, презентация ,аудио запись П.И.Чайковский «Времена года», мультфильм «Двенадцать месяцев».
Ход урока

1.Организационная часть.
Проверка готовности к уроку./Целеполагание/.
2. Проверка д/з
Вопросы для учащихся
-Что такое литературная сказка?
- Чем отличается народная сказка от литературной?
- Прочитаем дом сочинения (1-2уч)
3. Новая тема
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас, точно птицы
Облетая целый свет……
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
-Как вы думаете, чьи это строки? /С.Я.Маршака/ -
Думаю, вы узнали произведение Маршака.
Объявление темы урока и цели. (Слайды 1,2)
4. Введение в тему. (Слайды 3-6)
-Ребята, позвольте мне немного познакомить вас с некоторыми страницами биографии С.Я.Маршака.
С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать.
Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”. Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым,
сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом,редактором журнала,переводчиком стихов,сатириком, драматургом.
Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта. Сегодня мы говорим о нём как о поэте и о драматурге
. - Он писал пьесы для театра.
Какие пьесы Маршака вы знаете? -
В какой сказке Маршак рассказывает о девочке, отправившейся зимой за подснежниками? /«Двенадцать месяцев»/
- По одной из версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см.Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), хотя в повести Маршака действие происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв.
По более правдоподобной версии — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Ещё «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Николая Лескова. Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа.
5.История возникновения сказки.
С.Я. Маршак написал эту сказку в суровом 1943 году. Он урывками находит время для создания своей пьесы о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь. Сам Маршак вспоминает об этом так: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». ...Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке...». Так была создана эта чудесная сказка (Слайд № 7,8)
Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов-Вано, Иван Петрович.
6. Введение в сказку отрывок из мультфильма (5 мин)
- Инсценировка.
Мы познакомились с героями сказки. Давайте дадим им характеристику.
(Слайды 9-11)
6.Словарная работа.
-Чем пьеса отличается от эпической ,народной сказки?
-В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. (Слайд 10)

7.-Давайте откроем учебник «Литературного чтения». (Слайд 12)
Чтение по ролям 2,3 части произведения.

8. Проверка восприятия пьесы – сказки.
- Где происходит действие?
- Кто оказался на поляне?
- Зачем пришла падчерица в лес?
- Могут ли быть подснежники в лесу зимой?
- Кто помог падчерице?
а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, который написан в стихотворной форме на стр.90-93

На доске написаны пословицы.
… год кончает, зиму начинает.
…году начало, а зиме середина.
Вьюги да метели, под … полетели.

8.Физминутка.
Под музыку П.Чайковского «Апрель. Подснежник» учитель рассказывает легенду, а дети выполняют движения)
Старинная легенда говорит о том, что однажды старуха Зима со своими верными помощниками Морозом и Ветром решила не пустить на землю Весну. Только смелый подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне.
А теперь представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А теперь возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежникам солнышко

9.Работа в группах
-Ребята, а сейчас мы поработаем в группах .
У вас на партах лежат листочки с вопросами-заданиями.
1 группа, 2 группа, 3 группа (ниже представлены задания для каждой из групп. Учитель может перетасовать их в любом порядке)
1. Назови автора: - Михалков -Маршак -Мамин - Сибиряк
1. Кем был Маршак? -поэт -сказочник -переводчик -драматург
1. К какому жанру это произведение относится: -пьеса -сказка -рассказ
2. Что такое пьеса?
2. Докажите, что это сказка.
2.Какие ещё пьесы Маршака вы знаете?
3. Перечислите предметы, встречающиеся в сказке: -корзина -колечко -подснежники -тюльпаны
3. Как вы понимаете значение слов: - мачеха -падчерица - посох
3. С чего начинается пьеса: -со списка действующих лиц -эпитета -диалога -монолога
4. Кто приказал найти подснежники в лесу? -канцлер -глашатаи -королева -мачеха
4. Как зовут падчерицу: -Катрин -Марта -Анна -Сабрина
4. Прочитайте список действующих лиц. Какую роль вы хотели бы сыграть в театре?
5. Кого встретила девушка: -Деда Мороза -Лешего -12 месяцев -12 разбойников
5. Что пообещала королева за корзину с подснежниками? -корзину золота -лисью шубу -участие в королевском катании
5. Из чего состоит пьеса: -из действий - из актов -частей -из картин
6. Кто подарил колечко падчерице: -март -апрель -ноябрь -август
6. Перечислите месяцы, которые уступили мест Апрелю? -декабрь -сентябрь -январь - октябрь -февраль -май -март -ноябрь
6. Для чего пишут пьесы? Кому принадлежат слова ?
7. «Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах.»
7. «Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.»
7. «Нет, пойду – и всё тут. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел,к самой королеве на праздник.»
Работа с текстом
8. Прочитайте, как вела себя падчерица, когда подходила к костру.
8. Прочитайте, как падчерица благодарила братьев.
8. Прочитайте, что братья сами рассказывали о падчерице.

10. Чтение сказки . / Дети выразительно читают сказку по ролям /

11.Подведение итога урока.
Произведения какого автора мы с вами читали?
-Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор?
-Какое у вас настроение?
Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, любви к природе. Его творчество всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, точно птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы.
13. Домашнее задание.
1.Подготовьте инсценированное чтение пьесы.
2.Перескажите кратко содержание пьесы-сказки
3. Письменно ответьте на вопрос «Что могло произойти дальше с героями сказки?» (Выберите одного героя.
12. Рефлексия.
Самооценка. -Ребята, а сейчас сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке.

– Почему братья– месяцы пришли на помощь Падчерице?
– Что хотел сказать нам автор, рассказывая эту историю?
– Какие отрицательные качества высмеивает автор?
– Понравился ли вам наш урок?
– Какое задание было самым интересным?
– Хотели бы вы ещё раз встретиться с произведениями С.Я.Маршака?
Спасибо.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulmirakairullina123 (2016-03-26)
Просмотров: 1058 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru