Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Литература 7 «А» класс Учитель: Кайруллина Гульмира Карипуллиновна Урок 9 Тема: С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» Цели: 1. Обучающая: Формировать понятие о пьесе – сказке, об особенностях драматического произведения; умения различать и соотносить роды и жанры литературы; с навык анализа литературных произведений. 2. Развивающая: развивать читательские умения, определять тему и жанр, характеризовать героев; умения анализировать текст драматического произведения, умения вступать в диалог по прочитанному произведению. 3. Воспитывающая: Воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты, чувства ответственности за свои поступки. Тип урока: Знакомство с новым материалом Методы обучения и формы организации познавательной деятельности:-индивидуальная, групповая Оборудование: выставка книг, презентация ,аудио запись П.И.Чайковский «Времена года», мультфильм «Двенадцать месяцев». Ход урока 1.Организационная часть. Проверка готовности к уроку./Целеполагание/. 2. Проверка д/з Вопросы для учащихся -Что такое литературная сказка? - Чем отличается народная сказка от литературной? - Прочитаем дом сочинения (1-2уч) 3. Новая тема Книжек первые страницы Нас встречают с первых лет И несут нас, точно птицы Облетая целый свет…… Книгу любят и хранят Пусть же крепнет с каждым годом Дружба книги и ребят. -Как вы думаете, чьи это строки? /С.Я.Маршака/ - Думаю, вы узнали произведение Маршака. Объявление темы урока и цели. (Слайды 1,2) 4. Введение в тему. (Слайды 3-6) -Ребята, позвольте мне немного познакомить вас с некоторыми страницами биографии С.Я.Маршака. С.М. Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”. Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель. Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом,редактором журнала,переводчиком стихов,сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта. Сегодня мы говорим о нём как о поэте и о драматурге . - Он писал пьесы для театра. Какие пьесы Маршака вы знаете? - В какой сказке Маршак рассказывает о девочке, отправившейся зимой за подснежниками? /«Двенадцать месяцев»/ - По одной из версий о происхождении сюжета, повесть была авторским переложением греческой народной сказки — см.Двенадцать месяцев (греческая народная сказка), хотя в повести Маршака действие происходит не в Греции, а в Богемии(Западная Чехия) на рубеже XVIII—XIX вв. По более правдоподобной версии — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Ещё «Двенадцать месяцев» были известны в России по переводу Николая Лескова. Двенадцать месяцев — драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942—43 годах для МХАТа. 5.История возникновения сказки. С.Я. Маршак написал эту сказку в суровом 1943 году. Он урывками находит время для создания своей пьесы о двенадцати месяцах, собравшихся у костра в новогоднюю ночь. Сам Маршак вспоминает об этом так: «Двенадцать месяцев» я писал в суровой, затемненной, военной Москве – в часы отдыха от работы в газете и «Окнах ТАСС». ...Мне казалось, что в суровые времена дети – да, пожалуй, и взрослые – нуждаются в веселом праздничном представлении, в поэтической сказке...». Так была создана эта чудесная сказка (Слайд № 7,8) Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в 1948 году. По мотивам повести в 1956 году на студии Союзмультфильм (Москва) был выпущен одноимённым мультфильм, пополнивший коллекцию классики советской мультипликации — см. Двенадцать месяцев (мультфильм). Режиссёр-постановщик мультфильма Иванов-Вано, Иван Петрович. 6. Введение в сказку отрывок из мультфильма (5 мин) - Инсценировка. Мы познакомились с героями сказки. Давайте дадим им характеристику. (Слайды 9-11) 6.Словарная работа. -Чем пьеса отличается от эпической ,народной сказки? -В пьесе встретились незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. (Слайд 10) 7.-Давайте откроем учебник «Литературного чтения». (Слайд 12) Чтение по ролям 2,3 части произведения. 8. Проверка восприятия пьесы – сказки. - Где происходит действие? - Кто оказался на поляне? - Зачем пришла падчерица в лес? - Могут ли быть подснежники в лесу зимой? - Кто помог падчерице? а) Давайте проследим как братья – месяцы помогли Падчерице. Прочитайте отрывок, который написан в стихотворной форме на стр.90-93 На доске написаны пословицы. … год кончает, зиму начинает. …году начало, а зиме середина. Вьюги да метели, под … полетели. 8.Физминутка. Под музыку П.Чайковского «Апрель. Подснежник» учитель рассказывает легенду, а дети выполняют движения) Старинная легенда говорит о том, что однажды старуха Зима со своими верными помощниками Морозом и Ветром решила не пустить на землю Весну. Только смелый подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне. А теперь представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головки, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое дарит вам тепло. Поклонитесь солнцу! А теперь возьмитесь за руки, поделитесь частичкой тепла, улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежникам солнышко 9.Работа в группах -Ребята, а сейчас мы поработаем в группах . У вас на партах лежат листочки с вопросами-заданиями. 1 группа, 2 группа, 3 группа (ниже представлены задания для каждой из групп. Учитель может перетасовать их в любом порядке) 1. Назови автора: - Михалков -Маршак -Мамин - Сибиряк 1. Кем был Маршак? -поэт -сказочник -переводчик -драматург 1. К какому жанру это произведение относится: -пьеса -сказка -рассказ 2. Что такое пьеса? 2. Докажите, что это сказка. 2.Какие ещё пьесы Маршака вы знаете? 3. Перечислите предметы, встречающиеся в сказке: -корзина -колечко -подснежники -тюльпаны 3. Как вы понимаете значение слов: - мачеха -падчерица - посох 3. С чего начинается пьеса: -со списка действующих лиц -эпитета -диалога -монолога 4. Кто приказал найти подснежники в лесу? -канцлер -глашатаи -королева -мачеха 4. Как зовут падчерицу: -Катрин -Марта -Анна -Сабрина 4. Прочитайте список действующих лиц. Какую роль вы хотели бы сыграть в театре? 5. Кого встретила девушка: -Деда Мороза -Лешего -12 месяцев -12 разбойников 5. Что пообещала королева за корзину с подснежниками? -корзину золота -лисью шубу -участие в королевском катании 5. Из чего состоит пьеса: -из действий - из актов -частей -из картин 6. Кто подарил колечко падчерице: -март -апрель -ноябрь -август 6. Перечислите месяцы, которые уступили мест Апрелю? -декабрь -сентябрь -январь - октябрь -февраль -май -март -ноябрь 6. Для чего пишут пьесы? Кому принадлежат слова ? 7. «Терпеть не могу писать. Все пальцы в чернилах.» 7. «Неужто ради меня весна среди зимы наступила? Глазам своим поверить не смею.» 7. «Нет, пойду – и всё тут. В кои-то веки во дворец попасть случай вышел,к самой королеве на праздник.» Работа с текстом 8. Прочитайте, как вела себя падчерица, когда подходила к костру. 8. Прочитайте, как падчерица благодарила братьев. 8. Прочитайте, что братья сами рассказывали о падчерице. 10. Чтение сказки . / Дети выразительно читают сказку по ролям / 11.Подведение итога урока. Произведения какого автора мы с вами читали? -Чему учит сказка? -Что хотел сказать автор? -Какое у вас настроение? Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, Любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, любви к природе. Его творчество всем понятно. О своем творчестве он сказал: Немало книжек выпущено мною, Но все они умчались, точно птицы. И я остался автором одной Последней, недочитанной страницы. 13. Домашнее задание. 1.Подготовьте инсценированное чтение пьесы. 2.Перескажите кратко содержание пьесы-сказки 3. Письменно ответьте на вопрос «Что могло произойти дальше с героями сказки?» (Выберите одного героя. 12. Рефлексия. Самооценка. -Ребята, а сейчас сами оцените свою работу. Возьмите подснежник и подарите его тому товарищу, кто на ваш взгляд очень хорошо работал на уроке. – Почему братья– месяцы пришли на помощь Падчерице? – Что хотел сказать нам автор, рассказывая эту историю? – Какие отрицательные качества высмеивает автор? – Понравился ли вам наш урок? – Какое задание было самым интересным? – Хотели бы вы ещё раз встретиться с произведениями С.Я.Маршака? Спасибо. | |
Просмотров: 1058 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|