Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Открытый урок русского языка 6 «А» класс Урок № 35 Дата 20.01.2016 г. Тема: Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Цели урока: 1) повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о сказуемом как главном члене предложения; 2) в ходе анализа языкового материала выявить основные способы выражения сказуемого; научиться правильно выделять сказуемое в предложении. 3) воспитание вдумчивости, сообразительности и активности. Тип урока: объяснение новой темы. Оборудование: интерактивная доска, слайды 1. Оргмомент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Введение в тему урока. Начинаем наш урок – очередное путешествие страну Лингвистику. Все жители этой страны живут дружно. Посмотрите на эти пары (СЛАЙД 1) Первой выступает пара Синтаксис и Пунктуация. Что обозначают эти понятия? Дайте им объединяющее название (разделы лингвистики) За ними дружно следуют Словосочетание и Предложение. Объедините и эти понятия в одно. Это … . (единицы языка) А вот это пара пока неполная. Вы уже познакомились с Подлежащим. А кто же выступает с ним в паре? Вы правы: это сказуемое. Сегодня на уроке мы и поговорим о СКАЗУЕМОМ. А как по-другому назвать подлежащее и сказуемое? А как мы назовём эту пару? (ГЧП = ОП) Запись даты, вида работы, темы урока «Сказуемое» (СЛАЙД 2). Формулирование целей урока. Как вы думаете, что мы должны вспомнить на этом уроке? Чему мы должны научиться? Что узнать? (СЛАЙД 3) 4. Повторение известного материала о сказуемом. Начнём с повторения уже известного вам материала о сказуемом. Задание 1: вам нужно ответить на вопросы ДА или НЕТ (СЛАЙД 4) Сказуемое – это главный член предложения? Да Сказуемое обозначает предмет речи, то, о чём говорится в предложении? Нет А что же обозначает сказуемое? (то, что делает предмет, т.е. сообщает о подлежащем) Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? Да Сказуемое выражается глаголом? Да Сказуемое подчёркивается одной чертой? Нет А как оно подчёркивается? (двумя чертами) Теперь сформулируем то, что вам известно о сказуемом (СЛАЙД 6) Сказуемое – это -------------------------------------------- ГЧП, который обозначает -------------------------------------- то, что сообщается о подлежащем, отвечает на вопрос --------------------------------------- что делает предмет? выражается ------------------------------------------------ глаголом подчёркивается ------------------------------------------- двумя чертами 4. Объяснение новой темы. Вы знаете, что сказуемое выражается глаголом. Сегодня мы познакомимся с видами глагола. Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида (Слайд 7) 5. Объяснение новой темы. Способы выражения сказуемого. Теперь мы с вами посмотрим какими еще частями речи могут быть выражены сказуемое. (Слайд 8) На какой вопрос отвечают сказуемые, выраженные существительными? (кто это? что это?) 1. Чтение – вот лучшее _______________________ . Какой знак ставится между подлежащим и сказуемым, если они выражены сущ.? (тире) На какие вопросы отвечает сказуемое, выраженное прилагательным? (какой предмет? каков предмет?) Внимание на экран! (СЛАЙД 6) Запишите в тетради предложение, выделите ОП, укажите, чем выражено сказуемое: (СЛАЙД 9) Леса в этих краях хвойные. Давайте обратимся к опорной схеме: способы выражения сказуемого (СЛАЙД 10) Заполним схему. Расскажите, что такое сказуемое, используя эту схему (рассказ по схеме) (СЛАЙД 11) Перед вами следующее задание – текст на экране и в ваших рабочих тетрадях. Задача: выделить ОП, определить способы выражения подлежащего и сказуемого. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы! Под тёмными ёлками боровики стоят. Под высокими соснами маслята с сыроежками растут. Они тоже хороши! Итак, к какому определению сказуемого мы пришли? Как дополнили свои представления об этом ГЧП? (СЛАЙД 12) И ещё одно задание. (СЛАЙД 13) Перед вами предложение: Зелёная ёлочка стоит на опушке леса. Назовите подлежащее. Найдите сказуемое. А теперь перестроим предложение: Только ёлочка на опушке леса стоит зелёная. Подлежащее? А осталось ли прежним сказуемое? Оказывается, сказуемое может быть выражено и несколькими словами. Итак, сказуемое – это то, что сообщается о подлежащем. Этот термин, как и термин подлежащее, ввёл М.В.Ломоносов. (СЛАЙД 14) ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения», СКАЗУЕМОЕ называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем». 6. Физкультминутка. (Слайд 15) 7. Работа с учебником. Чтение текста. Ответить на вопросы. Найдите основную мысль текста. 8. Тест по теме «Сказуемое» Тест по теме «Сказуемое» 1 вариант Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом. 1) Гранит – прочный камень. 3) Я люблю свой родной край. 2) Спит черёмуха в белой накидке. 4) Радостна, шумна и пахуча весна. 2 вариант Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным (каков? и т. п.). 1) Небо высоко и прозрачно. 3) Вечером прошла гроза. 2) Хороши глазастые ромашки. 4) Весела весна в лесу. 6. Итоги урока. Рефлексия. Итак, что же нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли ли мы поставленных целей? (СЛАЙД 13) (СЛАЙД 14) 7. Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал, подготовить ответ на тему: «Способы выражения сказуемого»; 2) составить текст на тему «Зима» из 7 – 10 предложений , использовав в них разные способы выражения подлежащего и сказуемого. 3) упражнение 328 Спасибо за урок. | |
Просмотров: 1029 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|