Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок литературы учитель русского языка и литературы Исаева Ирина Валентиновна 7 класс,2 часа Тема : «М.Ю Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа создания « Песни…». Герои поэмы. Цель: показать своеобразие произведения,историческую основу произведения, раскрытьобраз- через аналитическое чтение текста. Знать :историческую справку- Иван Грозный, понятие « опричники» Уметь:давать характеристику героя на основе самостоятельно приобретенных знаний, уметь работать в группе, давать полные ответы по проблеме произведения Ход урока Какая точность в каждом слове, как на месте и как не заменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность. Идея произведения-прославление протеста против самовластья, несет в себе заряд « гигантского мятежа». Он был чужд смирению раба, и наша литература не могла бы быть столь великой, если бы была бы рабьей… В.Г. Белинский. 1 Актуализация ЗУН учащихся. 1. деление на группы 2 Правила работы в группе, распределение ролей 2Изучение и осмысление нового. Слово учителя Ребята, каждый из вас при подготовке к уроку побывал в роли историка и литературоведа, вы самостоятельно подобрали материал, связанный с историей 16 века,составили таблицу по образам поэмы, комментарий к образам ( карточка литературоведа). Я предлагаю Вам взять лестницу успеха и определить на какой ступени своего знания вы находитесь, то есть оценить себя.1 мин Как вы думаете, о чем у нас будет сегодня разговор? -Чем отличается жанр песни от поэмы? 2.1 Проблемный вопрос : Почему поэма начинается с Песни.. ? 2.2 Словарь литературоведческих терминов Песня- музыкально- поэтический вид искусства. Пели скоморохи на Руси. Поэма- Большое стихотворное произведение на историческую,героическую или лирическую тему. 2.3Слово учителя Данное произведение было написано Лермонтовым в Пятигорске, в 1837 году и опубликовано 1838 в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду».Царская цензура посчитала невозможной опубликовать это произведение, так как поэт был в опале. Благодаря В.А Жуковскому поэму напечатали, но не указали фамилию автора. ? Почему Лермонтов выбирает именно историческую песню?( чтобы показать колорит той эпохи, правления Ивана Грозного). Задание 1-Определите, о ком идет речь? 1. Какая сильная, могучая натура! Её страсть- лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить или погибнуть ( Кирибеевич) 2. Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут…(Калашников) 3. Взгляд его очей- молния\, звук его речей- гром небесный, порыв гнева его- смерть и пытка… ( Иван Грозный) Задание 2 Составьте блок- схему(Выбрать материал для самостоятельного изучения, который вы подготовили По направлениям : Москва 16 века, Иван Грозный, опричники )Давайте сейчас поработаем в группах и совместно определим историческую основу создания поэмы Что нам для этого нужно? 15 минут Эпоха 16 века Иван Грозный Опричники Задание 3.Защита групп. Обоснованоое понимание эплохи Ивана Грозного Задание 4.Защита презентаций( опережающее домашнее задание) РефлексияЧто узнали? На каком уровне знания находимся , заполняем шкалу оценивания- лестница успеха Задание 5 Блиц –опрос Группы готовят ответ 10 минут 1 Почему герои «Песни…» расположены в названии в таком порядке? Почему не указано имя героини? 2 Кто является настоящим героем? Почему? 3 О каких нравственных категориях идёт речь, какиепроблемы затронуты в произведении ( долга и чести, свободы, проблема правды, семейных взаимоотношений, протест против несправедливости)? 4 Кому из героев поэмы Вы сочувствуете? Почему? Затем пилоты идут в другие гриппы и делятся информацией, подводится итог (группы могут задавать вопросы) 5 минут Задание6 . Каждая группа составляет характеристику героя по вспомогательным вопросам .10 минут 1 группа Образ Калашникова 1 Как Лермонтов описывает Калашникова 2 Как ведет себя Калашников в семье 3 Почему вступает в поединок и как ведет себя герой 4 Почему он просит братьев «помолиться за его душу грешную» В чем его грех? 5 Почему «Песня…» заканчивается не гибелью, описанием могилы Калашникова? 2 группа Образ Кирибеевича 1 Каким показан в начале поэмы? Его поступки, внешность и тд. 2 Виноват ли он в своем чувстве к Алене Дмитриевне? Что говорит автор по этому поводу? 3 Думает ли он о долге, чести, когда поступает так по отношению к замужней жене? 4 С каким чувством описана смерть Кирибеевича? 3группа Образ Алены Дмитриевны 1 Какой показана Алена Дмитриевна в поэме? 2 Как проявляется любовь к ней у Калашникова и Кирибеевича? 3 Какое впечатление производит этот образ на читателя? Задание 7Защита творческой работы- 5 минут 3 Закрепление изученного Назовите 3 ключевых слова, объединяющие этих героев ( честь, долг, семья) 4 Рефлексия.Составьте синквейн –семья, долг, честь. Ответ на проблемный вопрос.Так почему поэма начинается со слова Песня….? Оценивание ? На каком уровне знания находимся , заполняем шкалу оценивания- лестница успеха и на стикере напишите : Как я продолжу свое знакомство с произведением дальше? заявка на свидетельство необходима Источник: http://текст поэмы, дидактический материал | |
Просмотров: 2071 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|